Спустя год со дня запуска Mapme (сервис по созданию карт), его основатель Бен Ланг решил поделиться своими наблюдениями о работе стартапера. Опираясь на собственный опыт, он советует, как наладить коммуникацию с командой, как поступать с инвестициями и на какие конференции действительно стоит ездить.
В течение последних нескольких лет я занимался множеством вещей: работал в различных стартапах, зарабатывал деньги в венчурном фонде, служил в израильской армии, продавал вещи на eBay, делал сайты и занимался организацией мероприятий. Вне всяких сомнений, за последний год я многому научился.
Однако до создания Mapme я никогда ничем не руководил, не искал инвесторов и не запускал продукт. В самом начале пути я внезапно испугался. Мы только что наняли первых сотрудников, и я сразу задумался, какими будут наши с ними отношения. Мы оформили конвертируемый займ, и сразу пришла мысль «и что теперь». Нам нужно показать рост. Как это сделать?
К счастью, рядом со мной плечом к плечу стояли соучредители, эдвайзоры, сотрудники и друзья, гораздо опытнее меня самого. Без них, я думаю, наш проект давно потерпел бы крах.
С самого начала я пытался записывать те выводы, что я делал, ошибки, которые совершал, и мысли, приходившие в голову. Это единственный способ становиться лучше, который я знаю. После того, как мы, наконец-то, доделали приложение и выложили отчёт для инвесторов, я решил поделиться своими размышлениями по поводу создания своего проекта. Кому-то они могут показаться слишком очевидными, но как начинающему предпринимателю, мне понадобилось время, чтобы понять эти «очевидные вещи». Надеюсь, что кому-то мои мысли помогут лучше понять себя и свои цели.
Управление
- Учредитель служит своей команде — не наоборот. На его ответственности — счастье и мотивация команды.
- Жёсткие временные рамки убивают всякую мотивацию. С помощью сервисов Slack или Drive сегодня работать можно где угодно. Навыки коммуникации также очень важны.
- Также мотивацию убивает микроменеджмент. Постарайтесь избежать этого. Хорошая «дорожная карта» помогает справиться с проблемой.
- Делайте всё, что можете, для своих сотрудников. Урезайте свою зарплату, проезжайте по 300 км — что угодно для тех, кто с вами работает. Даже самое малое может дать позитивный эффект. Они ответят вам тем же.
- Слушайте. У вашей команды могут быть волшебные идеи. Не позволяйте им исчезнуть. Большая часть всего хорошего, что происходит сегодня с Mapme, появилась благодаря идеям моей команды.
- Поощряйте обучение, новые технологии, информативные встречи и чтение. С ростом компании должна расти компетентность людей.
Роль директора
- Всё дело в реализации решений. Запомните это, запишите и никогда не забывайте.
- Задача руководителя — толкать компанию вперёд. В основном, это включает в себя создание талантливой целеустремлённой команды и поддержание банковского счёта. С развитием компании могут появиться новые функции: работа над продуктом, строительство бизнеса, маркетинг.
- Принимайте решения. Правильные они или нет, это лучше, чем вообще ничего не делать.
- Это больше похоже на спортивную ходьбу, чем на забег на длинную дистанцию. Друзья, личная жизнь, хобби, путешествия — все это важно. Если вы несчастны, это повлияет на коллег и сам проект. В то же время, после начала нужно медленно, но верно ускорять шаги.
- Относитесь к себе критично. Будьте честны с собой, даже если чувствуете себя плохо. Если что-то не работает, и вы не знаете, как с этим справиться, — идите дальше.
- Станьте хорошим маркетологом. Люди сами не найдут ваш продукт.
- Будьте в офисе как можно чаще. Учредителям нужно быть первыми утром и последними вечером.
- Найдите себе советника. А потом ещё одного.
Поиск инвестиций
- Не привлекайте посевные инвестиции так долго, как только возможно. Но имейте в виду, что сам процесс привлечения инвестиций может занять полгода.
- 99% стартап-акселераторов — пустая трата времени. Если вы все-таки собираетесь подать заявку на участие, выберете тот, который входит в этот 1%.
- Стройте отношения с инвесторами, учитесь у них, получайте обратную связь перед тем, как просить денег.
- Делайте рассылку с ежемесячными отчётами инвесторам и членам команды. Добавляйте в список людей потенциальных инвесторов, с которыми познакомились.
Поддержка
- Разговаривайте с пользователями 24 часа в сутки. Intercom, группы на Facebook, Chatlio — инструментов предостаточно.
- Учредители должны оказывать поддержку как можно чаще.
- Дайте новому работнику время на изучение продукта и всячески поддерживайте его на первых порах.
Найм
- Найм сотрудников — это непрерывная борьба.
- Вы удивитесь, если узнаете, откуда приходят хорошие люди. Наш первый программист появился благодаря комментариям на Hacker News. (Hacker News не очень популярен среди израильских гиков).
- Станьте креативнее. После того, как на странице Team мы опубликовали фото на яхте, количество входящих резюме увеличилось вдвое. Публикации нашей работы, презентаций и отчётов инвесторам увеличили это количество втрое.
- Если вы думаете уволить кого, сделайте это, потому что уже слишком поздно что-то менять. Мозг позволяет вам думать об этой опции, если только дела действительно плохи.
- Посредственные люди на аутсорсе приносят больше вреда, чем пользы.
- Интерны — это классно. Найдите кого-то многообещающего и вырастите его внутри компании.
Коммуникация
- Используйте Slack. Сегодня им пользуются все. Если вы — нет, настоятельно рекомендую.
- Информируйте команду обо всем, что происходит в компании. Не бойтесь делиться KPI, заключёнными сделками и другими новостями.
- Делитесь каждым достижением в Slack.
Нетворкинг
- Вокруг слишком много конференций, семинаров и встреч, чтобы ходить на все. Задумайтесь, чему вы можете научиться на этом мероприятии и стоит ли туда вообще идти. Встретите ли вы там кого-нибудь? Если же вы — спикер, а аудитория — ваши потенциальные клиенты, это лучшая возможность лишний раз себя прорекламировать.
- Если же вам хочется отдохнуть, то посещайте такие мероприятия, как SXSW (ежегодная конференция-фестиваль в Техасе, на котором презентуют новые технологии, независимое кино и музыку — прим. ред.) или Web Summit (технологическая конференция в Лиссабоне, посвященная интернету — прим. ред.). Только не притворяйтесь, что это «для работы».
- Сфокусируйтесь на ближайших друзьях, с кем вы вместе работаете. Станьте им поддержкой, и они станут вашей. Ваши настоящие друзья — это не те люди, с которыми вы перекидываетесь парой слов на конференции раз в три месяца.
Рост
- Запуск продукта — полбеды. Нужно ещё обеспечить рост. Создайте что-то, что придётся по душе людям, и они сами понесут это в массы.
- Оценивайте свои KPI и постоянно с ними сверяйтесь. Если направление движения изменилось, обновите KPI.
- Разработка должна основываться на KPI. Остерегайтесь технического долга.
В заключение
- Удостоверьтесь, что людям нужно то, что вы делаете, перед тем, как это построить.
- Идея — 1% всей компании. Реализация — 99%.
- Создание стартапа похоже на американские горки.
- Получайте удовольствие от работы.
- Всегда окружайте себя людьми лучше вас.
- Читайте меньше подобных постов и вместо этого идите и делайте.
Материалы по теме:
Не даете сотрудникам принимать решения? Будете убыточны!
«Мне казалось, что я гениальный предприниматель...»
Из российского стартапа можно выйти только «вон»
Как мотивировать кого угодно и где угодно
10 правил идеальных руководителей
Гай Кавасаки о стартапах, предпринимательстве и соцсетях
13 вещей, которые руководители стартапов делают лучше других
Видео по теме:
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025