Почему стартапер и бизнесмен думают о разном и по-разному – рассказывает сооснователь компаний «Ленточка» и Cintapunto, а также стартапов Poptop.fm и DelFast Андрей Бычковский.
Представьте на минуту, что у вас только что появился ребенок. Вы как новоиспеченный родитель в данный момент обязаны посвятить все свое время и силы этому новому человеку, который может освоиться в мире только с вашей помощью. Вы занимаетесь им 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. А еще вы понимаете, что в таком режиме вам надо продержаться годы, до того, как ваш ребенок сможет существовать автономно от вас безо всякого для себя ущерба.
Ребенок – это стартап.
Это бизнес-проект, который требует постоянного внимания, присутствия и контроля за всеми мелочами – вплоть до того момента, пока он не начнет функционировать по накатанной схеме. Стартап – это команда с четким разделением обязанностей, где каждый отвечает за свою часть работы. Если кто-то дал слабину – все может слететь в мгновение.
Первый свой стартап – Gigmngr – я основал в 2013 году. Это был маркетплейс для диджеев и организаторов клубных вечеринок. Нашим первым инвестором стал EastLabs – они вложили $30 000 и предоставили программу акселерации. Через полтора года стало ясно, что необходимы изменения – рынок был очень маленький, а наша бизнес-модель – низкомаржинальна. Проанализировав все недостатки, мы пришли к выводу что надо идти ва-банк. Тогда мы полностью поменяли бизнес-модель и запустили Poptop.fm – маркетплейс для артистов разных жанров и одновременно для частных заказчиков.
Именно с этого проекта и началось мое увлечение стартапами. Я начал анализировать механизмы функционирования этого бизнеса, нюансы, которые отличают его от классического, с вертикальной системой управления. В стартапе все процессы внутри команды происходят на одном уровне субординации, где каждый отвечает за свои задачи перед инвесторами и командой.
В DelFast, к продвижению которого на европейском рынке я присоединился уже на втором году существования проекта, я рискнул сыграть на контрасте и применить управленческую модель из классического бизнеса, в то же время давая полную свободу всем его участникам.
С учетом своего достаточного опыта ведения «обычного» бизнеса я осознал, что в истории со стартапами все гораздо сложнее. Иной подход к бизнес-процессам требует особого образа мышления. В классическом бизнесе существует четкая управленческая субординация, где задачи спускаются сверху по нисходящей, и по прошествии определенного времени сотрудники отчитываются о том, что сделано, а что – нет. Это значительно упрощает задачу того, кто бизнесом управляет – ему не надо заново изобретать велосипед и искать новые пути развития бизнеса. Все идет по накатанной.
Философия стартапа построена на творческом подходе и поиске нестандартных решений.
Тем более что в стартапе, особенно поначалу, работают люди, которые делают это не ради заработка, а потому, что существует идея, которая требует реализации. Поэтому управленцу здесь нужно найти свой подход к каждому сотруднику – потому что успех напрямую зависит от психологического настроя в команде.
Как для бизнесмена, так и для стартапера центром всех бизнес-процессов является товар. С той лишь разницей, что в классическом бизнесе товар – это материальный либо интеллектуальный объект, производимый компанией. А стартап уже сам по себе является тем товаром, который фаундерам нужно продать.
И здесь опять все процессы происходят сложнее, потому что продавать товар работающему бизнесу довольно просто, а вот чтобы продать стартап, нужно глубже разбираться во всех тонкостях и быть готовым к неожиданным поворотам.
Стартап, по сути, это даже не бизнес. Стартап – это непрерывный поиск.
В этом основное отличие способа мышления стартапера от бизнесмена. Первый все время настроен на поиск новый путей, а второй – на обеспечение стабильной работы в ранее заданных рамках.
Стартапер постоянно ориентирован на оптимизацию бизнес-модели, которую можно легко и быстро масштабировать. У стартапа нет цели заработать немедленно, главное для него – привлекать инвестиции, продавать доли и идти к «выходу». В традиционном бизнесе приоритетными являются другие задачи. В некотором смысле работающий бизнес, особенно если ему уже много лет, – это налаженный механизм, функционирующий по четким правилам. Своеобразный «паровоз» – встал на рельсы и поехал. Скорость у него невысокая, но он будет ехать и завтра, и через год. А стартап можно сравнить с ракетой – она хитро устроена, ей сложно управлять, но если уж она летит, то во всю силу.
На территории постсоветских стран, где стартапы – вещь относительно новая, существуют свои представления о том, как должен выглядеть бизнесмен, а как – стартапер. И это накладывает определенный отпечаток на восприятие обоих «типажей» в обществе.
Бизнесмен – взрослый мужчина в костюме-тройке и дорогих туфлях, а стартапер – парень в кедах.
Это не всегда соответствует действительности, но здесь прослеживается принципиальная разница в подходах, образе мышления и механизмах функционирования. Прямо как паровоз отличается от ракеты.
Материалы по теме:
Не знали, что Uber – это «единорог»? Время подтянуть стартап-терминологию
Эти женщины доказали, что им самое место в бизнесе
Как провести юзабилити-тест, если нет лишних денег
Как стартапер выиграл суд с Бауманкой
Холакратия – смерть для компании?
Как открыть малый бизнес: пошаговая инструкция
Видео по теме:
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025