1 и 2 марта в Центре блокчейн компетенций (Блокчейн Коммуна) прошел первый международный юридический форум «КриптоСреда».
На форуме эксперты из разных стран (Сингапур, Израиль, Китай, Беларусь и Казахстан) обсудили практики регулирования новых финансовых технологий, а в частности — криптовалют.
Алексей Моисеев, заместитель министра финансов РФ, рассказал о перспективах правового регулирования криптовалюты. Приводим главные тезисы его выступления.
Все материалы с форума доступны по тегу.
О создании законопроекта
- Я хотел бы рассказать про то, что мы задумали в нашем регулировании и почему оно такое, какое оно есть.
Есть законопроект, внесенный вчера (1 марта – ред.) в Правительство РФ, который можно было посмотреть на сайте Министерства финансов в течение месяца. [...] Он месяц отвисел на сайте, и все, кто хотели его покритиковать, его покритиковали. Критика, которую мы слышали, может быть поделена на две группы комментариев.
Первая группа комментариев — что это не закон, а рамка, которая ничего не регулирует, а просто описывает какие-то базовые понятия. Вторая группа комментариев — что это жесточайший закон, который убивает в зародыше весь бизнес — и он весь уедет в Беларусь и другие государства. - Исходя из того, что у нас было два таких полярных взгляда, мы делаем вид, что мы где-то поймали правильный баланс между наличием и отсутствием регулирования и где-то его посередине написали, как мы и хотели. Но мне хотелось бы пояснить, что мы все-таки хотели сделать.
Мы понимаем, что финансовые ведомства по большому счету не разбираются в технологиях — для этого есть другое ведомство, которое было здесь сегодня утром. Но мы должны заниматься вопросами финансовых рынков в ситуации, когда пенетрация криптоактивов на финансовые рынки стала довольно значительной. Более того, по некоторым данным, Россия является мировым лидером по количеству (если не по объему) ICO, и это требует от финансовых властей реакции.
Взгляд на причины возникновения ICO
- Мы рассматриваем ICO как реакцию бизнеса на значительное ужесточение регулирования классических источников финансирования. Мир за последние 35 лет, начиная где-то с 1985 года, и особенно за последние 15-17 лет (крах dotcom bubble и других историй), очень сильно продвинулся в плане ужесточения и детализации регулирования финансовых рынков. И в этой связи ответственность и бюрократизация, связанная с выходом на обычные финансовые рынки, стала очень сложной. И небольшим компаниям это стало не под силу.
- Все мы помним, что в 2000 году в NASDAQ можно было вывести одну бензоколонку, бизнес которой генерировал несколько сотен тысяч долларов в год, и не было проблем в том, чтобы выйти на площадку NASDAQ. Потом выяснилось, что туда выходили не только бензоколонки, а вообще непонятно что, все это рухнуло, сдулось и вообще признано неудачным опытом. В итоге мир пошел по пути регулирования — и сейчас, чтобы выйти на IPO, требуются сотни тысяч страниц (пусть и электронных) документов, огромные [обязательства], связанные с бизнес-планами, очень большое количество судов.
- Такое стало под силу только большим компаниям, у которых есть возможность потратить деньги на юридическое сопровождение выхода на классические финансовые рынки. Это мировой тренд, и Россия здесь не является исключением. Ответом на такое положение вещей стало возникновение краудфандинга в целом и ICO в частности, которые позволяют легко собрать небольшое количество денег и практически ничего не тратить на юристов.
- Появился новый рынок. И появился он так, что регуляторы прочитали про его появление в газетах. И это, опять же, проблема всего мира. Природа не терпит пустоты, и когда получилось так, что надо привлекать деньги легко и быстро, появился продукт, который был предложен коммерческим агентам.
- Надо ли его регулировать? Наверное, нет. По большому счету, не надо. Я думаю, что здесь никаких рисков для финансовой стабильности или благосостояния граждан нет. Но надо поставить его в рамки, связанными с двумя ключевыми факторами, которые требуются для работы на любом цивилизованном финансовом рынке.
Ключевые положения законопроекта
- Первое — мы должны обеспечить правовую защиту в случае, если люди считают, что кто-то их обманул. Если эмитент или инвестор считают, что кто-то из них что-то не выполнил, они должны иметь возможность в рамках стандартной юридической системы выяснить между собой отношения.
К сожалению, практика такова, что электронный документ не может быть признан. Поэтому задача законопроекта касается в первую очередь выхода из одного мира в другой. Если кто читал, это тезисы про депозитарий, смарт-контракты и так далее. - Второе — это информационная открытость. Есть тезис, который уже озвучивали: что огромное количество ICO, проведенных в России в предыдущие годы, были мошенничеством. Люди не собирались делать то, что они обещали. И это связано в том числе с отсутствием открытой информации. Поэтому мы говорим, что если вы проводите ICO, у вас должен быть сайт, на котором вы должны написать о том, что собираетесь делать и как собираетесь рассчитываться.
- Третий элемент законопроекта — вопрос, связанный с идентификацией. Люди, которые участвуют [в ICO], должны быть идентифицированы. Это общее требование международных регуляторов.
- Есть элемент, который до сих пор остается дискуссионным — вопрос о том, стоит ли легализовывать в РФ торговлю криптовалютами, которые не являются продуктами ICO, пресловутым биткоином. Существует множество разных точек зрения, и мы до сих пор не договорились. Это связано с тем, что вопрос философский. Мы все понимаем, что люди торгуют биткоином как спекулятивным активом. Большое количество людей занимается такой торговлей, и эта торговля часто происходит на площадках, которые находятся за пределами РФ. Этот вопрос предстоит за нас решить правительству. Посмотрим, какое будет принято решение.
Мы благодарим сервисы для конференций WhenSpeak и Penxy, которые упростили для нас публикацию итоговых материалов.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025