Top.Mail.Ru
Истории

Образование будущего: цифровизация, искусственный интеллект и новые подходы

Истории
Владислав Афонин
Владислав Афонин

Руководитель направления поискового контента

Владислав Афонин

Уровень знаний выпускников может не всегда соответствовать запросам работодателей. Решением проблемы может стать введение современных технологий в образование. Это сделает учебный процесс понятным для учеников, которые с детского сада используют гаджеты и программы разных типов, поэтому классические школьные доски с мелом и книги кажутся им скучными. В статье узнаете, какими будут школы будущего и как на изменения в системе образования влияют технологии.

Образование будущего: цифровизация, искусственный интеллект и новые подходы
  1. Истории

 

Как выглядит современная система образования

В некоторых странах уже более 20 лет вводят нестандартные методики получения знаний, причем не только в частных, но и в государственных школах. Усилия направлены на компьютеризацию учебного процесса, а также внедрение новых способов объяснения сложных тем.

Ведется активная борьба с формализацией знаний. Государству и бизнесу не нужны люди с хорошими оценками в аттестате, но низким уровнем знаний. Разницу между формальными показателями, а также знаниями и навыками изучает Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Во время исследований учитывают следующие виды грамотности:

  1. Читательскую. Сюда причисляют навыки понимания и оценки прочитанных текстов, возможность размышлять об их содержании. Кроме того, оценивается беглость чтения. Ценится не запоминание информации. Более важными считаются умение работать с данными из разных источников, способность легко найти нужную информацию.
  2. Математическую. Ученик должен отмечать закономерности, уметь решать задачи несколькими способами.
  3. Естественнонаучную. Оцениваются интерес к идеям этой направленности знаний, способность применять полученные сведения на практике или в научной деятельности. Желательно стремиться получать знания через опыт взаимодействия с предметом исследования.

В одних странах наблюдается улучшение результатов, в то время как в других — стабильное снижение. Это во многом связано со сложностью внедрения новых методик обучения.

В России среди учеников есть тенденция к формализации знаний. Часто студенты или школьники, которые стремятся к высоким оценкам, заучивают материал, не осознавая его суть. Приоритетными становятся грамоты с разных олимпиад, оценки в аттестате. В старших классах дети старательно готовятся к ЕГЭ. Но его результаты порой могут не иметь что-то общее с уровнем и качеством знаний.


Читайте по теме:

Как искусственный интеллект может изменить образование

Что такое генеративный искусственный интеллект и как он работает


В качестве учебного материала выступают книги и пособия, созданные людьми, которые имеют большой педагогический стаж. Сейчас важно понимать особенности мышления детей и создавать учебные пособия, которые будут ориентироваться именно на новое поколение, тогда обучение пойдет на пользу школьникам и студентам, которые хотят получить высшее образование.

 

Компетенции будущего

Ритм жизни постоянно ускоряется, технологии развиваются, поэтому старые профессии видоизменяются или же исчезают. При этом появляется потребность в новых специалистах. Система образования в будущем должна «предсказать», на какие навыки и знания будет спрос.

Уже сейчас специалисты отмечают, что в ближайшем будущем будет расти спрос на базовые технологические и цифровые навыки, особенно программирование. В социальном плане востребованными останутся такие личностные качества, как умение руководить и склонность к лидерству.

Из-за ускорения развития технологий в будущем будут востребованы профессионалы узкой специализации. Независимо от отрасли, работникам потребуются навыки работы с ИИ и другими цифровыми технологиями. Это касается даже рабочих профессий. Умение пользоваться программами будет полезно и сварщикам, и столярам, и строителям.

 

Роль ИИ в образовании будущего

Искусственный интеллект появился относительно недавно, но уже произвел фурор. ИИ будет использоваться и в системах образования будущего. Уже ведутся исследования, помогающие определить, как можно применять его, чтобы оптимизировать обучение. Считается, что ИИ способен оценивать знания, подбирать задания и дополнительные объяснения для лучшего понимания тем учениками.

Дети различаются особенностями мышления, поэтому стандартизированный подход не всегда помогает получить хороший результат при усвоении новых знаний. Искусственный интеллект в будущем на основе тестов определит формат изложения информации.

Это облегчит обучение, причем без привлечения учителя и внеклассных занятий в некомфортных условиях. В образовании будущего ИИ сможет выявить факторы, влияющие на скорость усвоения материала.

В системе образования будущего ИИ будет применяться, чтобы оценивать результаты на дистанции. Благодаря сбору информации на протяжении периода обучения искусственный интеллект сможет выявить закономерности, скорректировать принципы обучения, предложить новые форматы изложения. Подход более эффективен, поскольку учитель не в силах запомнить все параметры, которые свидетельствуют об усвоении материала.

Сторонники «старой» школы считают, что только живое общение с учителем позволит быстрее усвоить материал. Однако часто такой подход неверен. У некоторых детей коммуникация с посторонним взрослым вызывает страх осуждения за неправильный ответ. ИИ поможет в усвоении материала, но не будет «перетягивать» внимание на себя.

Искусственный интеллект уже в ближайшем будущем проявит индивидуальный подход к обучению ученика. Работа с ним поможет человеку получать образование самостоятельно, если нужно — сменить профессию или получить новые знания или навыки.

 

Какими будут школы будущего

Пандемия показала, что образование можно получить дистанционно. В первую очередь это касается школьной программы.

В будущем можно будет наблюдать уклон в цифровизацию. Образование станет персонализированным. Адаптированная под ученика программа легче усвоится. Кроме того, такой подход поможет сделать оценку знаний менее субъективной.

Ожидается всестороннее внедрение гаджетов во все аспекты образовательного процесса. Планшеты с графическими редакторами помогут выполнять творческие задания. Для проведения опытов желательно задействовать очки виртуальной реальности. Эта технология полезна при изучении естественных наук.

Ученики смогут препарировать цифровых лягушек и мышей, бывать в разных частях мира при изучении географии, исследовать глубины океана, древние артефакты и многое другое. Акцент при получении образования будет сделан не на заучивании информации, а на развитии творческого, аналитического и критического мышления.


Читайте также:

Как технологии на базе искусственного интеллекта меняют бизнес и жизнь вокруг нас

«Система образования, какой мы её знали, больше не существует»: как учиться в новой реальности


В учебном процессе в будущем найдут свое место и специальные игры. Дети, которые усваивают информацию через развлечения, более полно используют эту методику в дальнейшем. Обучение будет построено в виде квестов или других игровых форм.

Новый виток развития получит надомное обучение. Возможна разработка роботов-учителей, дополнительной реальности для обогащения образовательного опыта, поддержания мотивации.

В будущем школа должна уделять внимание цифровым факультативам. У каждого ребенка есть предрасположенность к определенному виду наук. Факультатив поможет познать интересную область знаний. Школьники получат доступ к большому количеству курсов, адаптированных для детей разных возрастов.

Цифровизация и индивидуальные планы обучения помогут освободить время детей. Внеклассных занятий станет больше. Для расширения кругозора ученики школы будут больше сотрудничать с разными библиотеками, музеями. Дети получат возможность как совершать походы в такие заведения вместе с классом, так и посещать виртуальные экскурсии в разных музеях мира.

При этом школьное образование не будет в полной мере дистанционным. Дети должны общаться для того, чтобы приобрести опыт совместной работы над проектами, научными статьями и опытами. Им нужно приобрести навыки правильного и здорового социального взаимодействия. Школьное обучение будет направлено на стирание границы между досугом и обучением. Приоритетной задачей выступает выработка стойкой мотивации учеников.

 

Российские университеты через 5-10 лет

При должном внимании возможны изменения системы образования. Задача высшего образования состоит в передаче не только культурных норм, правил, накопленного опыта, но и практических навыков, специальных знаний и профессиональных компетенций. Есть изменения, которые получится полноценно внедрить в ближайшее десятилетие.

В первую очередь произойдет сближение бизнеса и университетов. У предпринимателей растет потребность в кадрах с уровнем знаний, которые соответствуют стандартам. Вузы постараются стать ближе к рынку труда, чтобы их выпускники стали востребованными. Это положительно отразится на рейтинге учебных заведений.


Читайте еще:

Обучение будущего: заменит ли виртуальная студия учителей и учебники?


Большую распространенность получит онлайн-образование. Для повышения квалификации подойдут курсы, полезные при получении второго и третьего высшего образования. Широкое использование найдет гибридная форма обучения. Практические занятия в аудиториях под присмотром преподавателя будут сочетаться с онлайн-лекциями.

Учитывая демографический кризис, возможность студентов переезжать в другие города для обучения, университеты станут ориентированы на клиентов. Востребованность выпускников у работодателей станет приоритетом, поскольку это поможет привлечь абитуриентов. Во время обучения в вузах будет сделан акцент на развитие навыков и компетенций, которые нужны выпускникам для реализации.

 

Тренды образования будущего

Сложно определить, что именно будет востребовано завтра, поскольку технологии быстро развиваются. Однако уже просматриваются некоторые тренды образования будущего. Есть явный упор на непрерывность в образовательном процессе.

Специалист должен быть готов учиться всю жизнь, чтобы не потерять ценность на своем рабочем месте. Во время экономических потрясений людям приходится менять вид деятельности. Способность к быстрому обучению будет полезна.

Еще один тренд — разработка онлайн-курсов для получения комплексного бесплатного образования. Скоро все желающие будут получать доступ к онлайн-лекциям, видео, презентациям, с которыми будет легче освоить новый материал. Взрослые часто не могут посещать очное обучение из-за недостатка времени. Курсы в онлайн-формате нивелируют эту проблему, сделав образование более доступным.

Не менее важный тренд — цифровизация. Интернет и компьютерные технологии все больше входят в образовательный процесс. Внедряются электронные дневники и отчетность учителей. Появляются онлайн-библиотеки, записываются аудио- и видеолекции. Однако в этом направлении требуется проделать большую работу, чтобы все аспекты образования, в т.ч. опыты, могли проводиться в виртуальном пространстве. Часто препятствием к этому выступает высокая цена гаджетов.

В будущем можно ожидать углубления поэтапного или модульного обучения. После всестороннего освоения одной темы ученик будет готов приступить к следующей. Обучение станет структурированным. Это исключит ситуации, когда студент, не разобравшись в одной теме, в дальнейшем не может понять и следующие.

Внимание будет уделено изучению смежных дисциплин. Это важно для выпускников профессиональных училищ, колледжей и вузов, ведь чем шире знания и навыки специалиста, тем больше он востребован на рынке труда.

Комплексный подход, отслеживание запросов работодателей и внедрение цифровых технологий сделают обучение сначала в школе, а затем и в вузе увлекательным периодом, полным открытий. Системы образования будущего будут всесторонне развивать личность ребенка, а затем развивать его профессионально.

Фото на обложке: Freepik

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти