Истории
Партнеры

«У нас было 240 человек, 81 баг и 800 тысяч рублей»: как прошел первый багатон в крупнейшем частном банке России

Истории
Варвара Краснова
Варвара Краснова

Журналист и автор RB.RU

Наталия Рябцева

Как только хакатон успел стать привычным явлением, у него появился «младший брат» — багатон. Если первое подразумевает марафон для айтишников-энтузиастов, где нужно на время и сообща решить определенную техническую проблему, то багатон скорее напоминает генеральную уборку внутри конкретной компании. Во время такого мероприятия внутренние аналитики, разработчики, продакт-менеджеры и тестировщики исправляют накопившиеся некритичные ошибки.

Для российских компаний багатоны в новинку, и пока что с таким форматом экспериментировали только некоторые крупные игроки. Однако он может быть полезен не только для корпораций, но и для стартапов — организаторы багатона Альфа-Банка рассказали RB.RU, чему уделили внимание при подготовке, каких результатов удалось добиться, и поделились универсальным чек-листом — для тех, кто хочет провести багатон, но не знает, с чего начать.

«У нас было 240 человек, 81 баг и 800 тысяч рублей»: как прошел первый багатон в крупнейшем частном банке России

Двух жуков одним махом

Формат багатона может быть разным: кто-то делает его обязательным для всех сотрудников, кто-то организовывает фестиваль «борьбы с вредителями*» в выходные.

Тем не менее мероприятие проводится с одними и теми же целями:

  • Сократить количество ошибок и повысить качество продукта
На нашей рабочей платформе есть отдельная доска для «складирования» багов. И все команды, связанные с разработкой, знают про эту доску и хотят ее очистить. Да вот только постоянно появляются горящие задачи, и на мелочи времени не остается. В этом плане багатон — идеальный вариант с азартом разобрать накопившуюся кучу дел. 
Сергей Паршиков, руководитель дирекции развития цифровых каналов юридических лиц Альфа-Банка
  • Перезагрузиться и сплотиться
Мы с 2018 года проводим Automation Day — однодневное мероприятие, где несколько команд тестировщиков автоматизируют то, на что раньше не хватало времени или ресурсов. После таких событий ребята начинают смотреть на работу по-новому, с большим интересом, а команды становятся ближе, узнают друг друга с новой стороны. О багатоне мы задумались в этом году: 85-90% наших сотрудников сейчас работают удаленно, и чтобы удержать командный дух, важно менять сценарии, собирать всех вместе вне традиционной повестки.
Михаил Тюрганов, руководитель дирекции разработки цифровых сервисов Альфа-Банка
  • Популяризовать формат
Разрабатывали правила багатона в первую очередь для развития нашего внутреннего комьюнити. Но потом поняли — очень важно поделиться опытом со всем рынком, особенно с компаниями, которые никогда не слышали о подобных инструментах.
Сергей Паршиков, руководитель дирекции развития цифровых каналов юридических лиц Альфа-Банка

Этап первый. Подготовка

Подготовка багатона Альфа-Банка заняла не больше полутора месяцев, но пул работы был большим:

  • Вписаться в тайминг

С учетом квартальных целей провести мероприятие и проанализировать результаты важно было до очередного стыка кварталов — а так как идея багатона появилась в августе, готовиться пришлось в ускоренном режиме.

  • Разработать правила
Мы обращались к опыту коллег, но в итоге решили разработать свод собственных правил, своими руками пройти путь участников и жюри. В итоге выработали несколько интересных положений: например, начисляли в полтора раза больше баллов за решение чужой задачи, разрешали править задачи и после выкатки на бой, но при этом снижали оценку на треть. Также пришли к тому, что нельзя давать участникам больше двух задач одновременно — иначе команды могут «застолбить» за собой лучшие варианты.
Павел Иванов, руководитель центра компетенций Альфа-Банка
  • Собрать людей

Мероприятие решили провести в рабочие дни, чтобы задействовать реальное количество команд. В основном люди реагировали с радостью, но некоторые сотрудники сомневались в участии: у кого-то была новая команда, а у кого-то не появилось «личных» багов.

Дальше занялись поиском судей — пригласили лидов направлений и технических лидеров.

  • Позаботиться о задачах

Необходимо было проанализировать и рассортировать список багов, оценить, сколько баллов стоит каждый, и проверить, нет ли недостающих данных — и все это подгрузить в тестовую среду.

  • Оформить красиво

Под багатон организаторы разработали специальный брендинг, запустили отдельную платформу — по их словам, можно было бы собрать задачи в Google-таблице, но «упаковка ивента» тоже влияет на мотивацию участников. Поэтому сверстали отдельный сайт с лидербордом и формой регистрации, отшили футболки для участников и жюри, продумали призовой фонд.

Этап второй. Проведение багатона

Кто и как участвовал? На регистрацию приглашались все продакт-менеджеры, аналитики, разработчики и тестировщики Альфа-Банка. Можно было собрать свою команду численностью до восьми человек — всего участвовало 40 команд из 240 сотрудников.

Багатон Альфа-Банка/фото: предоставлено Aльфа-Банк

Ребята из регионов подключались онлайн, а часть команд собралась в центральном московском офисе на Технопарке — с пиццей и колой.

Какие задачи были? Все ошибки (всего их было 81) касались веб-сайта и мобильного приложения для юридических лиц. Решение самого «негорящего» бага (например, повышение уровня логирования) оценивалось в 15 баллов, а наиболее важных или сложных (например, репликация данных) — в 100 баллов.

Как все проходило? Все началось с небольшого Zoom-брифинга, после которого доступ к задачам открыли для всех команд.

Баги участники выбирали самостоятельно, из любого блока. Единственные ограничения заключались в том, что брать задачи мог только капитан команды, и не больше двух за раз.

Багатон Альфа-Банка/фото: предоставлено Aльфа-Банк

Фиксить баги — то есть писать код, делать аналитику, проводить тестирование — можно было в течение двух дней, при желании и ночью.

По факту исправления бага команда писала жюри — если решение было верным (по мнению жюри), команда получала баллы и могла брать в работу следующую задачу. Чтобы получить баллы за предварительное решение бага, требовалось собрать «галочки» от трех типов судей: аналитика, разработчика и тестировщика.

Как закончился второй этап? Во второй день в 18:00 доступ к задачам был закрыт, и багатон перешел в фазу «раскатки на бой» — проверки решений на реальном приложении и сайте.

Багатон Альфа-Банка/фото: предоставлено Aльфа-Банк

Судьи новые решения больше не принимали, однако если чье-то решение при раскатке не подтверждалось, у команды было три попытки исправиться — и, конечно, «оплачивался» такой ответ меньшим количеством баллов.

Этап третий. Подведение итогов

Сколько багов было исправлено? По итогам второго этапа в разряд решенных попало 57 задач, а после проверки выполненными оказались 53 задачи. Другими словами, участники багатона исправили 65% от изначального пула ошибок — больше, чем ожидали организаторы.

Кто победил и что выиграл? Победителями стали две команды от веб-сайта и мобильного приложения: «Монреаль» (360 баллов, 6 решенных багов) и «Душные письма» (300 баллов, 6 решённых багов). Обе команды получили сертификаты на 400 тысяч рублей.

Награждение команд-победителей/фото: предоставлено Aльфа-Банк

Другие команды из первых троек по каждому направлению тоже наградили — призами-сертификатами на фирменный мерч из А-Store.

Что нужно для запуска своего багатона

Организаторы багатона Альфа-Банка собрали свой стартер-пак для подобного соревнования. В него входит:

  • Желание коллектива и вовлеченность руководства;
  • Достаточное количество участников, чтобы составить несколько команд;
  • Заранее протестированные правила игры;
  • Привлекательные призы: деньги, мерч, техника, сертификаты и прочее;
  • Список отобранных и оцененных задач. Скоринговый бал можно выбрать, исходя из сложности, важности и других характеристик багов;
  • Платформа для проведения самого мероприятия (можно вести подсчет в элементарных таблицах, но это будет довольно неудобно и некрасиво);
  • Каналы для общения: Zoom, Slack, Telegram и любые другие;
  • Отработанный и быстрый алгоритм по принятию решений участников и закрытию багов;
  • И самое главное — в приоритете должно быть качество выпускаемого продукта, а не само по себе мероприятие.
Багатон — это современный, классный жанр командной работы в ИТ. Так можно ощутить товарищеское плечо, увидеть свои слабые и сильные места. И главное — почувствовать ответственность за то, что ты делаешь. Понять, что не страшно допустить ошибку, куда важнее — научиться вовремя их исправлять.
Иван Боклач, руководитель группы тестирования удаленных каналов доступа Альфа-Банка

*Bug с англ. — жук

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Что такое внутреннее предпринимательство и как развивать его с помощью хакатонов?
  2. 2 Хайп вокруг цифровизации: почему не все стратегии digital-трансформации работают
  3. 3 Нужен ли UX/UI-дизайнеру хакатон?
  4. 4 Стартап, который построил корпорат: инструменты развития внутреннего предпринимательства в компании
  5. 5 «Кружковое движение» НТИ и Wordskills Russia организовывают хакатон по анализу больших данных для студентов

ВОЗМОЖНОСТИ

09 декабря 2021

10 декабря 2021