Top.Mail.Ru
Истории

QIWI — о новом подходе работы со стартапами

Истории
Мария Подлеснова
Мария Подлеснова

Фаундер Rusbase

Мария Подлеснова
QIWI — о новом подходе работы со стартапами

QIWI Venture — один из немногих фондов в России, которые в 2015 году решили не просто поддерживать свою инвестиционную активность, а увеличивать ее в разы. И теперь QIWI не только будет работать со стартапами, но и планирует зарабатывать вместе с более зрелыми компаниями. Чтобы разобраться в вопросе, мы поговорили с Ольгой Туржанской, руководителем QIWI Venture.

Ольга, сразу к делу. В этом году QIWI объявил о запуске Universe 2.0 в новом формате. Расскажи о двух разных моделях, по которым с вами сегодня могут работать компании.

Программа QIWI Universe 2.0 направлена на создание быстрых тестовых проектов, как со стартапами, так и с бизнесом любого масштаба. Целью партнерства может служить как коммерческая выгода, так и информационный и технологический обмен.

Если гипотезы подтверждаются, мы уже готовы помочь небольшим компаниям суммой до 6 млн.

Первый вариант будет интересен стартапам. За небольшую долю в капитале мы готовы финансировать запуск пилотного проекта «с нуля». Инвестиции, в зависимости от проекта и масштаба, будут варьироваться в диапазоне до 1 млн рублей. Это деньги, которые нужны непосредственно для технической реализации проекта на нашей инфраструктуре в том объеме теста, который покажет релевантные данные по итогам. Все, никаких маркетинговых бюджетов, зарплат команде и прочего — только тестовый проект.

Ставим KPI и определяем географию. Далее запускаем «пилот» на части нашей аудитории сроком от 1-2 недель до 2 месяцев и, если гипотезы подтверждаются, мы делаем совместный коммерческий продукт, и тут уже готовы помочь небольшим компаниям суммой до 6 млн.

Нам пришлось переделать некоторые внутренние бизнес-процессы, чтобы иметь возможность быстро запускать тестовые проекты с нашими партнерами.

Второй вариант взаимодействия — запуск «пилота» без вхождения в капитал. Эта возможность будет интересна уже состоявшимся компаниям, чье имя известно на рынке. Схема взаимодействия такая же, только без инвестиций. Однако мы не исключаем их полностью — частичную компенсацию затрат на доработку продукта для пилота (например, создание интерфейса) мы можем взять на себя. Еще одно принципиальное отличие: здесь, в первую очередь, нам интересна модель revenue sharing.

С первой же встречи мы хотим понимать, как встроить то или иное решение в нашу платформу и какую очевидную выгоду данное партнерство может принести уже сейчас.

Получается, компании теперь могут получить не только инвестиции, но сразу и аудиторию, экспертизу и бренд. Перечисли все ресурсы и возможности помимо денег, которые дает QIWI партнеру.

Во-первых, это доступ к нашей инфраструктуре. Не хотим в очередной раз хвастаться, но на конец 2014 года сеть платежного сервиса QIWI включала в себя более 181 тысячи терминалов и точек приема платежей и более 17,2 млн активных электронных кошельков. Ежемесячная аудитория QIWI — более 70 млн человек, которые совершают транзакции на сумму более 50 млн рублей. И что самое главное: мы умеем работать с нашей аудиторией, за счет таргетирования предлагать пользователю именно тот продукт, который ему интересен. Нам пришлось сильно переделать некоторые внутренние бизнес-процессы, чтобы с одной стороны сохранить высокий уровень безопасности наших платежных операций, а с другой — иметь возможность быстро, за несколько недель, запускать тестовые проекты с нашими партнерами.

Во-вторых, это открытая и понятная система KPI, которая разрабатывается вместе с проектами. В отличие от классического подхода корпоративного венчура, мы не выращиваем теперь проекты «впрок». С первой же встречи мы хотим понимать, как встроить то или иное решение в нашу платформу и какую очевидную выгоду данное партнерство может принести уже сейчас. Если у стартапа есть четкие ответы на эти вопросы, то с огромной долей вероятности мы запустим совместный коммерческий проект.

Третье — это бренд QIWI, который известен и пользуется большим кредитом доверия у населения. Это важное преимущество, особенно для стартапов: мы сразу говорим о запуске ко-брендового продукта.

Расскажи подробнее, с кем вы готовы работать по новой модели и как строится эта работа?  

Как и раньше, мы в первую очередь рассматриваем проекты и технологии, близкие к нашему материнскому бизнесу. Это и системы аналитики, Big Data, мобильные приложения, CRM, системы по безопасности и прочее. Однако новая программа позволяет нам значительно расширить кругозор. Мы готовы сотрудничать с ритейлом и онлайн-магазинами, телеком сектором, IT-компаниями и многими другими. С одной только оговоркой: потенциальное партнерство должно быть взаимовыгодным.

Можешь привести пример?

Уже сейчас мы делаем ко-брендовый продукт c проектом PINbonus — выпускником нашего акселератора QIWI Universe. PINbonus — это агрегатор дисконтных карт (продукт состоит из мобильного приложения и карты-эмулятора). Команда проекта разрабатывает для QIWI платформу лояльности QIWI bonus, которая помимо базового функционала PINbonus, будет включать специальные акции и предложения от нас и наших партнеров.

В ближайшие месяцы мы распространим тестовый тираж карт среди сотрудников московского офиса, которые выйдут «в поля». Уже летом хотим запускать коммерческую историю и масштабировать ее на всю нашу аудиторию и партнеров.

Другой пример — проект Zaimix. Он позволил QIWI измерить потенциальный интерес пользователей к сфере кредитных историй, который мы оцениваем как достаточно высокий. Тестовый запуск показал очень неплохие результаты. В течение двух недель через веб-интерфейс Visa QIWI Wallet перешло около 15 тысяч пользователей, которые прошли тестовую анкету. На текущий момент мы прорабатываем возможности и каналы для масштабирования проекта на аудиторию QIWI. Параллельно команда проекта продолжает активно работать над улучшением сервиса для пользователя.

Еще один пример взаимодействия с более крупным бизнесом — «пилот» с Много.ру.

Проект был реализован как в Visa QIWI Wallet, так и в терминалах в 4 регионах страны.

Конверсия проекта составила 21%. Средний CTR – 1,45%. Сейчас мы на стадии оценки результатов и обсуждения возможностей запуска коммерческого продукта.

Куда писать и звонить проектам, которым это интересно?

Заполнить форму и узнать больше о программе QIWI Universe 2.0 можно на сайте или написать на наш ящик [email protected].

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Qiwi спрогнозировала убыток после продажи российских активов
  2. 2 На счетах «Киви Банка» осталось 2,3 млрд рублей международной Qiwi
  3. 3 От терминалов к таксистам и электронной коммерции: опыт QIWI в региональном B2B-бизнесе
  4. 4 Закон о финансовом маркетплейсе и снятие наличных с виртуальных карт: финтех-дайджест
  5. 5 QIWI Universe 2019: рассказываем про пилотные проекты