Истории

«Если вы хотите работать во Франции, поступайте в Grandes Ecoles, а не в Сорбонну». Русская о жизни и карьере в Париже

Истории
Екатерина Гаранина-Карпова
Екатерина Гаранина-Карпова

Корреспондент медиа RB.RU

Екатерина Гаранина-Карпова

Виталина Драгун родилась в Петербурге, долгое время работала в промышленной компании и получала высокую зарплату — а потом поняла, что хочет сменить сферу. Найти новое призвание помогла любовь к Франции: девушка выучила язык и поступила в одно из самых престижных учебных заведений — Ecole Normale Superieure.

К настоящему моменту Виталина уже три года живет в Париже, пишет диссертацию, преподает в Политехнической школе, занимается статистикой в местном госучреждении. 

Виталина рассказала, почему не стоит поступать в Сорбонну, какие заведения во Франции считаются элитными, каково там учиться и за что местные студенты получают зарплату. Ну и, конечно, про жизнь в Париже и стереотипы о французах.
«Если вы хотите работать во Франции, поступайте в Grandes Ecoles, а не в Сорбонну». Русская о жизни и карьере в Париже
Присоединиться

Читайте другие истории русских за границей в рубрике «Экспаты»


 

Мне 29 лет, я окончила СПбГЭУ. По работе я много ездила по России и занималась разработкой систем раздачи нефтепродукта. Работа вдохновляла меня, но через пять лет произошел кризис: поняла, что не хочу заниматься этим всю жизнь. 80% коллектива составляли мужчины: женщинам непросто в такой атмосфере, например, приходилось поддерживать застолья. Но с хорошей зарплатой у меня был соответствующий уровень жизни: я могла позволить себе путешествовать, оплачивать квартиру в центре.

Чтобы выйти из личного кризиса, я решила выучить французский язык. Когда у меня начало получаться, я стала изучать более глубоко Францию, ее культуру и образовательную систему. Тогда же я впервые задумалась о том, чтобы поехать учиться за границу. 

Я два года активно готовилась: посещала курсы во французском институте при консульстве, поступила в Collège Universitaire Français de Saint-Pétersbourg и постепенно двигалась к своей цели.

 

«Не поступайте в Сорбонну» 

Самый известный французский университет в мире — это Сорбонна. Многие приравнивают ее к Йелю и Оксфорду. Но по факту это не так. Если вы хотите получить престижное образование и работать за границей, поступать туда не стоит. В Сорбонне нет экзаменов и селекции, а поступить туда может каждый, у кого хорошие оценки в школе и по BAC — это что-то вроде французского ЕГЭ.

Во Франции больше ценятся так называемые Grandes Ecoles — элитные заведения, куда берут после строгого отбора. Самые известные: 

  • Ecole Normale Superieure (Высшая нормальная школа), 
  • Ecole Polytechnique (Политехническая школа), 
  • Ecole Nationale d’Administration (Школа политических наук), 
  • Sciences Po (Институт политических исследований).

Да, я могла бы легко поступить в Сорбонну и получить диплом. Но моей мечтой было еще и найти работу во Франции. Для этого у меня должно быть конкурентное преимущество перед местными. Сорбонна его не дает.

Во Франции есть нюанс: там сложно поменять свою жизнь. То есть, если ты получил диплом инженера, ты до конца жизни должен работать только по этой специальности. В местных учреждениях, от университета до HR какой-либо компании, будут смотреть, чтобы ваш карьерный путь был последовательным: так, у инженера в резюме не должно быть гуманитарных факультетов или работы по другому профилю.

По местным меркам я уже была состоявшимся специалистом, и поступление в Сорбонну на новую специальность было бы сложно объяснить в резюме.

Высшая Нормальная Школа Парижа

 

Как я готовилась к поступлению 

Поступить в Гранд Эколь непросто: повторюсь, там собираются лучшие из лучших. После средней школы или лицея часть французов идет в так называемые подготовительные классы, где они интенсивно учатся еще два или три года, чтобы подготовиться к вступительным экзаменам. И только малая часть после них поступает в Гранд Эколь. 

Чтобы быть на равных с местными, я готовилась два года в России и параллельно работала.

Процедуру поступления я начала за год: переводила все дипломы и документы, записалась на экзамены, подала досье в школу и не только. Весной узнала, что поступила. В июле я уволилась, а в августе уже переехала в Париж. Здесь я живу три года и занимаюсь социологией, статистикой и анализом больших баз данных.

Также я преподаю в Политехнической школе и пишу докторскую диссертацию. Помимо этого я участвую в разных некоммерческих проектах, связанных с моей сферой деятельности. Например, вместе с коллегами из RB.RU занимаюсь созданием RED, или Russian Entrepreneurs Database — открытой базы данных о выдающихся предпринимателях России.

 

«Теперь иностранцы платят за учебу во Франции»

В отличие от многих других европейских стран, во Франции образование бесплатное. Но после прихода к власти Макрона и последующих реформ студенты не из Евросоюза платят определенную сумму в год, так называемую оплату сервиса, которая идет на библиотеку, спортзал и не только. Раньше эта сумма составляла около 280 евро в год, сейчас увеличилась до 3770 евро.

Французы устраивали протесты, было много митингов, в итоге правительство пошло на уступки и докторантов освободили от платежа. Еще не платят студенты из малообеспеченных семей. 

1/8
Высшая нормальная школа
2/8
Зал конференций Парижской школы экономики
3/8
Мои студенты
4/8
Мой офис
5/8
Вид из окна квартиры на Монмартр
6/8
Вид из окна квартиры
7/8
Закат из окна моей квартиры с видом на Монмартр
8/8
Дома

 

Что такое Высшая нормальная школа

Я училась в Ecole Normale Superieure (Высшая нормальная школа, или ENS), у которой есть несколько департаментов в разных округах Парижа и за его пределами. Среди них есть старинное здание XVIII века с библиотекой, есть современное здание, где располагается Paris School of Economics. Сейчас в этой школе преподает Эстер Дюфло — первая женщина Франции, которая получила Нобелевскую премию по экономике. 

В основном я училась в кампусе за городом — он чем-то напоминает колледж из американских фильмов. Добираться туда примерно 40 минут. Среди известных выпускников ENS — Симона де Бовуар, Жан-Поль Сартр, Мишель Фуко, Жак Деррида, Эмиль Дюркгейм, Жорж Помпиду.

Еще один любопытный факт из специфики образования во Франции: студенты Гранд Эколей после зачисления на курс считаются госслужащими и получают зарплату. Плюс, есть разные льготы и выплаты от государства. В месяц можно получать 1000-1500 евро, чего вполне хватает на жизнь. Но учиться так сложно, что совмещать учебу с работой почти невозможно.

Карта студента

 

Обучение в Гранд Эколе: семинары с фуршетом, небольшие курсы и синдром самозванца

Самое большое различие между Россией и Францией в том, что в Европе никто не списывает. Более того, никто даже не думает, что можно схитрить — за это сразу выгоняют из вуза. Эта культура «не схитрить, не обмануть» отражается и на других сферах — во Франции нет мелкого мошенничества, никто не стремится пролезть вперед.

В государственных университетах, таких как Сорбонна, лекции ведут на 150 человек: там никто не знает друг друга и нет персонализированного подхода. В Школах на курсе примерно 20 человек.

Периодически меня преследует синдром самозванца. Даже когда мне ставят хорошее оценки, бывает мысль, что я глупее однокурсников. Могу ли назвать их ботанами? В каком-то смысле да. И себя тоже.

В Ecole Normale Superieure я проводила по 5-6 часов в день. Было много проектов. Например, мы изучали государственные базы данных, которые производит местный институт статистики. Много занимались программированием и математикой. Иногда нам задавали написать критику на книгу или научную статью. А два раза в год были недели экзаменов.

Национальная библиотека

Администрация видит, что мы много времени тратим на учебу, и старается организовать мероприятия, которые разгрузят атмосферу. У нас есть спортивные занятия — конный спорт, бассейн, теннис. А вот конкурсов, как в России, а-ля «Мисс университет», нет. По местным меркам это довольно мизогинное и сексистское мероприятие. Еще у нас есть семинары с фуршетом, где ты сперва слушаешь лекцию, а потом ешь. 

Я была старше всех на курсе, чувствовалась разница в возрасте. Несколько раз была на тусовках, но поняла, что это не мое. Да, французы много пьют.

 

«Трудоустроиться очень легко»

Что делает вуз, чтобы выпускник нашел работу? Компании приходят и хантят студентов. Нас водят на экскурсии в разные фирмы. В госсекторе зарплаты ниже в 2-3 раза, чем в частном, а конкурс выше, так как вакансий немного. Но попасть туда реально, и в научных кругах, конечно, неприемлемо работать на частные компании. 

С трудоустройством после Гранд Эколя проблем нет. Компании или банки часто ищут именно специалистов моего профиля. Но я выбрала научную карьеру и преподавание, потому что не хочу возвращаться в корпоративный мир. Мне важно чувствовать свободу в исследованиях, передавать знания студентам и приносить пользу обществу.

Большим бонусом учебы в Эколе является то, что после двух лет ты можешь подать документы на получение паспорта — это так называемая интеллектуальная миграция.
Но это подразумевает, что я остаюсь жить во Франции после учебы. После выпуска из Школы я могла писать PhD в Лондонской школе экономики, но в случае более чем трехмесячного отсутствия в стране срок нахождения во Франции бы обнулялся. Поэтому я осталась тут. 

 

Кто учится в Гранд Эколе 

В социологической части, в интерпретации статистики нужно много писать на французском. Я была единственной иностранкой в группе. Знаю, что в Школе учатся ребята из петербургского ИТМО, Новосибирска, есть представители африканских стран, с которыми сотрудничает вуз, но, наверное, 85% студентов — французы. 

Из-за коронавируса многие оказались в изоляции от друзей и семьи. Среди иностранных студентов есть те, кто не интегрируется во французское общество — такие люди редко остаются в Европе и часто оценивают свой опыт обучения негативно. В местной русской диаспоре есть люди, которые принципиально говорят только по-русски и ходят в русские магазины. Я изначально планировала остаться во Франции надолго и построить свою жизнь тут, поэтому понимала, что нужно налаживать коммуникации.

 

Про лекции в Стэнфорде, которые пока не состоялись 

Сейчас я пишу докторскую, преподаю в Политехнической школе. Еще я должна была читать лекции в Стэнфорде, но, к сожалению, из-за COVID-19 все отменилось. На самом деле, если ты выпускник престижной школы, проблем с этим нет. Преподаватели топ-вузов кочуют между ними, все друг друга знают — это узкий мир, поэтому тебе легко могут предложить что-то прочитать или выступить на семинаре.

 

«В Париже соседствуют люкс и нищета» 

Вам не нужно ехать в Париж, если вам некомфортно среди мигрантов, людей другой ориентации или цвета кожи. Но если у вас нет таких предрассудков — вам понравится. 

Париж — сумасшедший город с высоким ритмом жизни. Тут много контрастов: тяжелый люкс соседствует с нищетой. 

У витрин с дорогими украшениями могут жить бездомные. Но это никак не характеризует столицу Франции, скорее, мировую экономическую обстановку.

Поиск жилья в Париже вгоняет в депрессию. Спрос превышает предложение, все ищут одно и то же — студию 20-30 метров, в центре города, с хорошей мебелью и до тысячи евро. Есть абсурдные ситуации, когда арендодатель получает 150 резюме. По закону ты должен зарабатывать в три раза больше стоимости аренды квартиры, а также показать сведения о зарплате за последние три месяца. Студенты должны представить гарантов.

Граффити в 18-м районе

Все жилье — старый фонд. Есть крупные порталы: pap.fr, seloger.com, leboncoin.fr, immobilier.lefigaro.fr, logic-immo.com, на которых можно мониторить жилье. Это как отдельная работа: нужно вставать в семь утра и смотреть, что есть. Я советую студентам воспользоваться помощью студенческих ассоциаций или жить в общежитии. Но я ехала в Париж надолго, к тому же уже не хотела жить в общаге. Свою квартиру я нашла через знакомых. 

Тут очень популярно снимать жилье с соседом, как в сериале «Друзья». На квартиру площадью 50 квадратных метров в центре города у нас с другом уходит 1050 евро за аренду и еще 150 евро за ЖКУ и интернет. Считается, что тут дорогие вода и электричество — проще надеть три свитера, чем отдать ползарплаты за отопление.

Канал в 19-м округе недалеко от моего дома

 

Сколько стоит поесть в Париже 

Во Франции очень высокие цены на все. Зато когда ты едешь за пределы Франции — радуешься.

  • Багет — 1 €
  • Поездка на метро/автобусе — 2 €
  • Средняя цена ланча — 10-12 €
  • 1 кг томатов — 6 €
  • 1 кг картофеля — 3 €
  • Выпуск Vogue — 4,9 €
  • Эспрессо — 1,5-3 €, круассан — 1-2 €
В Европе популярны биопродукты, но они намного дороже обычных. Во Францию привозят фрукты и овощи из Испании, где часто много пестицидов. Поэтому я стараюсь по возможности покупать или что-то местного производства, или био.

 

«Ни разу не была на Эйфелевой башне, но есть абонемент в Лувр»

Я считаю Париж безопасным городом. Но вот к туристам он может быть беспощаден: советую следить за телефонами и кошельками, тут много карманников.

Признаюсь, за три года я ни разу не была на Эйфелевой башне. Сейчас туристов нет, поэтому это первое, что я сделаю после окончания карантина. А вот годовые абонементы в Лувр и другие любимые музеи у меня есть: я регулярно хожу на выставки и обожаю культурную жизнь Парижа. Абонемент — 35€ в год. Еще я предпочитаю большой экран: за 18€ в месяц я могу ходить в любые кинотеатры на любые сеансы. Цена за один билет без абонемента — 10-12€.

Помимо прочего, в Париже культ библиотек. Их тут очень много и они невероятно красивые. Моя любимая — это Национальная библиотека Франции, или BNF. Лучшее место для концентрации и работы. Иногда кажется, что в мире не существует такой книги, которую нельзя было бы найти в этой библиотеке. 

 

Французы и еда

Во Франции культ еды. Тут все завтракают, обедают и ужинают в одно и то же время. Причем тут не принято «кусочничать» или есть, когда тебе захочется. 

В фильмах показывают, что на завтрак французы пьют кофе с круассанами. Да-да, это так! Более того, они любят намазать щедро джем на багет и макнуть в кофе. А еще тут около 400 видов сыра!

Я сама ем в кафе — мне легче купить бизнес-ланч, чем готовить. А вечером стараюсь часто ужинать с друзьями — это что-то вроде социализации. Для студентов питание организовано в студенческих столовых CROUS. Обед из четырех блюд там обойдется в один евро.

Французы любят готовить и с радостью пригласят вас на ужин. Гостям разрешено ходить в обуви, не надевая тапочки.

 

 

«Скучаю по снегу, салонам красоты и русской музыке»

Тут огромное русское комьюнити — в той же группе «Русские в Париже» примерно 50 тысяч человек. Конечно, есть своеобразные люди. Мы с подругами любим делать скриншоты со странными постами. 

Часто спрашивают, где купить огурцы с пупырышками, творог со сметаной и есть ли у кого гречка.

У меня свой круг общения, самые близкие подруги — русские, но в основном я общаюсь с французами, потому что училась и работаю в специфическом месте, где мало экспатов.

По чему я скучаю в Париже? Даже не знаю. Тут можно найти традиционную еду, скорее, мне не хватает локальных продуктов или того, что готовили мама и бабушка. Сложнее всего тут с услугами в сфере красоты. Это очень дорого: стрижка в салоне — около 100€, маникюр — от 60€, лазерная эпиляция — 300€, да и качество не такое высокое, как в России. Хочется плакать, когда выходишь от мастера.

Еще в России на высоком уровне онлайн-сервисы. В Париже я обслуживаюсь в самом крупном банке и ничего не могу сделать через приложение. Для многих операций мне нужно записаться к своему менеджеру.
Скучаю по дешевым агрегаторам такси — тут я передвигаюсь на метро, велосипеде или пешком, что более экологично. Uber из моих знакомых никто не использует — это дорого.

Кстати, в Париже отличная система городских велосипедов Velib: взял в любой точке города — поставил на стоянку тоже где хочешь.

Не хватает русских баров с попсой и музыкой 2000-х годов. И снега: чтобы, когда выходишь из дома, он хрустел под ногами. В Париже снег выпадает раз в год, а для местных один сантиметр — катастрофа, вся транспортная система тут же встает.

 

Фото в тексте предоставлены героиней
Фото на обложке: Unsplash.com / @anthonydelanoix

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «В Португалии любят и принимают всех». Как переехать в Лиссабон и открыть там кофейню
  2. 2 Жизнь и учеба в Италии глазами русской: «Ты можешь вернуться в университет через 10-20 лет и продолжить обучение»
  3. 3 Учеба и жизнь в Сеуле глазами русской: «Вылететь из корейского вуза сложно. При этом пересдать предмет нельзя»