Истории

Как популярность ребенка в школе может повлиять на его дальнейшую жизнь

Истории
Вероника Елкина
Вероника Елкина

Ex-Редактор «Историй»

Вероника Елкина

Популярные дети устанавливают нормы поведения в школе и диктуют моду на разные вещи. Но как социальный статус влияет на них самих? Исследователи изучили понятие популярности и выяснили, как может меняться жизнь людей, которые были королями и королевами в своем классе.

Как популярность ребенка в школе может повлиять на его дальнейшую жизнь
Присоединиться

В школах существует довольно размытое понятие «популярности», но детей оно по какой-то причине очень заботит. В средних и старших классах есть иерархия, которая не поддается логике даже спустя годы.

Однако исследователи уже давно систематически изучают вопрос «популярности» и пытаются понять, в какой мере действия и привычки популярных в школе детей влияют на поведение их сверстников. Другими словами, как сильно другие ученики стараются подражать популярным ребятам? В основном находки ученых говорят о том, что популярные дети действительно влияют на поведение в школе, но только до определенной степени.

Митч Принштайн, профессор психологии и нейронауки в Университете Северной Каролины и автор книги «Популярные: сила привлекательности в мире, одержимом статусами», участвовал в одном из таких исследований. Он и его коллеги обнаружили, что поступки популярных детей оказывают большое влияние на «довольно незначительные вещи», например, на музыкальные вкусы сверстников или их выбор одежды. Но при этом они также диктуют правила в сексуальной жизни и употреблении алкоголя и наркотиков. Однако влияние популярных учеников не всегда негативное, хоть стереотипы говорят обратное — звезды школы вполне могут подавать положительный пример, например, помогая одноклассникам или занимаясь волонтерством. Если крутые дети так себя ведут, то другие захотят им подражать. «Популярные ребята не всегда подталкивают окружающих к дурному поведению», — считает Принштайн.

Разумеется, старшеклассники берут пример не только с популярных одноклассников, но и с родителей, друзей, звезд. И, как обнаружил Принштайн и его коллеги, влияние школьных знаменитостей далеко не так сильно, как кажется. «Любопытно, что личное мнение ребенка представляет собой нечто среднее между тем, что ему говорят родители, и тем, что советуют лучшие друзья», — поделился Принштайн. Когда он выступает перед родителями, то часто напоминает, что каждый день у них есть 50% влияния.

Близкие друзья влияют на мнение ребенка сильнее, чем популярные в школе дети. Причем недавнее исследование Тима Малакарна, профессора социологии из колледжа Маунт-Холиок, показало, что когда вопрос касается употребления спиртного или курения, то мнение популярных сверстников влияет на решение ребенка точно так же, как и поведение любого другого одноклассника. Однако стоит отметить, что Малакарн оценивал уровень популярности по количеству друзей и не учитывал субъективное мнение учащихся о том, кто в их классе является самым популярным.

Принштайн не согласен с таким подходом — наличие множества социальных связей не всегда одно и то же, что и популярность. «Дружба — это тесные, двусторонние отношения, которые включают в себя компаньонство, эмоциональную близость и тому подобное, — утверждает ученый. — Популярность же — это социальный конструкт, основанный не на отношениях, а на репутации. Вы можете быть очень популярными, но лишь несколько человек могут считать вас своим другом».

По мнению Принштайна, «репутационную» популярность в старших школах определяют уровень агрессии (увы, многие дети завоевывают место в социуме, принижая сверстников) и физическая привлекательность. Однако исследователь обнаружил, что система ценностей, принятая в сообществе, тоже играет большую роль. «Если общество очень религиозно, то популярным может стать тот ребенок, чьи родители обладают каким-то статусом в церкви, — пишет Принштайн. — А в школах, где ценится образование, наибольшей популярностью может обладать ученик, который получается высокие оценки».

Любопытно, что репутация в старших классах может влиять на человека даже после выпуска. Принштайн заметил, что дети, которые были популярны в школе (а именно считались «крутыми»), во взрослом возрасте чаще испытывают проблемы в отношениях и у них выше шансы получить зависимость или столкнуться с увольнением. А вот привлекательность в юношестве, наоборот, может вызвать положительные последствия — у таких людей зарплата бывает выше, а здоровье лучше. «Два вида популярности приводят к совершенно разным результатам», — прокомментировал Принштайн. — Об этом мало говорят, но исследования показали, что отношения между детьми в школе оказывают вполне долгосрочный эффект на их жизнь». Так что в какой-то мере мы всегда остаемся детьми.

Источник.

Фото на обложке: Thinkstock / Getty

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 10 вещей, которые учителя хотели бы сказать родителям, но не могут
  2. 2 Послание обычным выпускникам, не окончившим школу с отличием
  3. 3 Как мотивировать ребенка на успех? Мнения топ-менеджеров и предпринимателей
  4. 4 Самая важная книга, которую Билл Гейтс советует прочесть выпускникам