Top.Mail.Ru

19 успешных стартапов: примеры вдохновляющих проектов, начавшихся как хобби и подработка

Истории
Истории
Дарья Васильева
Дарья Васильева

Редактор отдела переводов

Дарья Васильева

Если вы проведете неформальный мини-опрос у офисного кулера или кофейного автомата, то скорее всего, встретите хотя бы одного человека, который вкалывает на основном месте и одновременно увлечен сторонним проектом. Легко вспомнить истории крупных корпораций, начинавшихся как подобные стартапы на стороне: Amazon родился в гараже, а Facebook* — в комнате студенческого общежития.

19 успешных стартапов: примеры вдохновляющих проектов, начавшихся как хобби и подработка
  1. Истории

Apple

До того как Apple превратилась в одного из крупнейших техгигантов в мире, она была сторонней подработкой для ее основателей, Стива Джобса и Стива Возняка. Они трудились в гараже над компьютером, который в итоге стал известен как Apple I. Несмотря на то, что начальник Джобса отказался выделить инвестиции на их технологию, Apple смогла произвести революцию в технологической отрасли. Корпорация придумала mp3-плеер (iPod), софт для медиаплеера (iTunes) и смартфон (iPhone).

Instagram*

В 2009-м сооснователь Instagram* Кевин Систром был продакт-менеджером в Nextstop.com, а в свободное время изучал код. В итоге он сделал Burbn, мобильное приложение с функцией геолокации, где можно было отмечать свое местоположение, делиться фотографиями и планировать встречи.

Затем он уволился, привлек $500 тыс. и нанял сооснователя Майка Кригера. В 2010-м был официально запущен Instagram*, у которого за неделю набралось уже 100 тыс. подписчиков. В 2012-м Facebook* приобрел сервис за $1 млрд.

Under Armour

В 1990-е Кевин Планк был обычным футболистом в Университете Мэриленда, и ему страшно не нравилось, как хлопковые футболки прилипают к телу, когда он потеет. Он занялся разработкой одежды, которая не промокала бы от пота. В 1996-м он создал прототип. А когда он закончил учебу, этот стартап превратился в официальный бренд под названием Under Armour.

Imgur

Алан Шааф учился в Университете Огайо, когда принялся разрабатывать загрузчик фото, который мог бы составить конкуренцию тогдашнему популярному ресурсу PhotoBucket. Ему потребовалось 2 недели на то, чтобы воплотить это и написать пост на Reddit. Сайт назывался Imgur, и за первый год он нарастил количество ежемесячных просмотров до 500 тыс. В итоге бизнес превратился в сервис, которым ежемесячно пользуются 150 млн человек.

Buffer

Бизнес, оцениваемый в миллионы долларов, разрабатывает софт для управления аккаунтами в соцсетях. Фаундер Buffer Джоэл Гаскойн учел ошибки, которые допустил при разработке предыдущей концепции. Тогда он слишком полагался на мнения клиентов и добавлял как можно больше сервисов, не рассматривая, сработают ли они. В этот раз он не слишком торопился с обновлениями.

Джоэл открыл лендинговую страницу, на которой показал, что умеет Buffer, и опубликовал ссылку в своих соцсетях. Множество людей заинтересовались, и он смог разработать решение, которое помогает миллионам управлять аккаунтами в соцсетях, чем часто пользуются стартапы.

Product Hunt

Необязательно быть инженером, чтобы открыть SaaS-стартап стоимостью в миллионы долларов. Это доказывает пример Райана Хувера, владельца Product Hunt — платформы, где публикуется информация о технологических стартапах.


Читайте по теме:

От билета до собственной авиакассы

Как устроены изнутри компании Zapier и Buffer, где все сотрудники работают удаленно


Хувер не был инженером и не собирался тратить время или деньги на то, чтобы построить с нуля целый сайт, однако он сделал email-рассылку и пригласил несколько десятков инвесторов, фаундеров и знакомых, кто мог заинтересоваться.

Спустя несколько лет после запуска Product Hunt вырос в сообщество с сотнями тысяч пользователей в месяц. Позже оно было продано Angel List за $20 млн.

AppSumo

Иногда стартапы стартуют с совсем незначительных сумм. Фаундер AppSumo Ноа Каган начинал со стартового капитала всего в $50. Каган вложил свои наличные и добавил $20, которые дала ему мама, и написал лендинговую страницу, на которой собирал email-адреса потенциальных подписчиков. В течение первого года AppSumo превратилась в сайт, где каждый день обсуждаются инновационные решения ПО, и заработала на продажах $1 млн.

Craigslist

Даже магнаты Кремниевой долины не смогли сокрушить этот 25-летний сайт с объявлениями. Как он начинался? Бывший сотрудник IBM Крейг Ньюмарк приехал в Сан-Франциско в начале 1990-х. Он ничего не знал о городе и составил список адресов местных событий, где он мог бы заводить знакомства. Название бренда буквально переводится как «Список Крейга».

Успешные стартапы

Фото в тексте: Freepik

Люди использовали список не только для встреч, концепция встретила поддержку. В итоге Ньюмарк уволился и вложил всю энергию в то, чтобы построить бренд с высоким рейтингом и стоимостью в миллиарды долларов, какой Craigslist является на сей день.

GitHub

До того как GitHub стал стоить миллиарды долларов, его фаундеры Крис Ванстрас и Пи-Джей Хиетт разрабатывали вебсайты для новостной площадки Cnet.

Так как изменять открытый исходный код оказалось сложно, они решили построить собственный репозиторий. Это было стороннее начинание, но они трудились над ним все вечера и выходные. В 2018 году Microsoft купил GitHub за $7,5 млрд.

Slack

Если один стартап не удался, придумайте другой другой. Именно этому примеру последовал изобретатель решения для бизнес-коммуникаций, которое стоит миллиарды долларов. Стюарт Баттерфилд, создатель Slack, на самом деле хотел разработать игру. Но его предыдущая концепция — Flickr — взлетела и была продана Yahoo, поэтому у Баттерфилда оставалось не так много времени на игру.

Тогда он переключился на что-то другое — небольшой инструмент для коммуникации команды. Его разработка, Slack, — стала самым быстрым стартапом, достившим оценки в $1 млрд — всего за 1 год и 3 месяца!

HubSpot

Как проверить и оценить концепцию? Написать об этом. После продажи первого стартапа основатель HubSpot Дхармеш Шах открыл блог, и случилось чудо. Шах вспоминает, что «крошечный блог без бюджета привлек больше трафика, чем организации с профессиональными маркетинговыми командами». HubSpot стал крупной SaaS-платформой.

Innocent Drinks

Фаундеры Innocent Drinks Ричард Рид, Адам Бэлон и Джон Райт были трудоустроены на полную ставку в сфере рекламы и консалтинга, а по выходным трудились над стартапом по производству напитков. В 1998-м они установили киоск со смузи на музыкальном фестивале в Лондоне. Над киоском висела вывеска: «Стоит ли нам уволиться и делать эти смузи?» Покупателей просили проголосовать, бросив пустую бутылку в урну со словом «Да» или «Нет». Увидев, что большинство выбрали «Да», основатели запустили продажу смузи в местных магазинах.

Освободите время и зарабатывайте больше с помощью ИИ! Пройдите курс и получите в подарок лучшие промты для решения бизнес-задач.

Первые три ящика были проданы в местный сэндвич-бар Out To Lunch. Бизнес развивался: позже напитками заинтересовалась крупная сеть супермаркетов Waitrose, и всего за несколько месяцев смузи обрели такую популярность, что появились в всех магазинах Лондона, а затем и Великобритании.

В конце «нулевых» Coca-Cola купила 20% доли Innocent Drinks. Концерн постепенно увеличивал свою долю, а в 2013-м выкупил 100%.

Amstrad

Название крупного британского производителя электротехники Amstrad расшифровывается как Alan Michael Sugar Trading — «Торговля Алана Майкла Шугара». Алан Шугар основал стартап в 1968-м, когда ему было 21 год.

  • В 1968 Шугар продавал из фургона автомобильные антенны и электронику.
  • В 1970-х Amstrad торговала дешевыми hi-fi системами и кассетными магнитолами.
  • В 1980-х выпустила персональный компьютер Amstrad CPC 464.
  • В 1985-м появился Amstrad PCW, благодаря которому приобрел значительную долю рынка персональных компьютеров.
  • В 2007-м BSkyB выкупил Amstrad за £125 млн. На сегодняшний день компания не торгуется, однако Шугар заявлял, что планирует возродить бренд со своим внуком.

Gymshark

Бен Фрэнсис основал Gymshark, когда учился в университете и подрабатывал развозчиком пиццы. Поначалу Фрэнсис продавал добавки и одежду по системе дропшиппинга (перепродажи без собственного склада). Однако задумавшись над качеством одежды, он решил разрабатывать и продавать собственную спортивную одежду, несмотря на то, что у него не было образования в сфере моды.

Примеры успешных стартапов

Фото в тексте: Freepik

Он написал бизнес-план, принялся шить и продавать собственную продукцию. Gymshark превратился в один из самых узнаваемых брендов спортивной одежды и стоит более £1 млрд.

BrewDog

Стартап начинался как домашняя пивоварня. Фаундеров BrewDog Джеймса Уотта и Мартина Дики не устраивало качество крафтового пива в Великобритании, и они решили варить собственное.

Они изготавливали маленькие партии пива и продавали его из фургона. Через год британский регулятор алкогольных товаров запретил их продукт, но BrewDog продолжали экспортировать пиво в Швецию, Японию и Америку. Их стартап вскоре превратился в крупнейшую независимую пивоварню в Шотландии.

Позже они открыли бар в Абердине, а затем в Эдинбурге, Глазго и Лондоне. В 2017 году BrewDog открыл краудфандинг Equity for Punks (с англ. «Капитал для панков»). Поклонники и клиенты бренда могли стать его акционерами. Бывший стартап превратился в один из крупнейших независимых пивных брендов и стоит около £1,62 млрд.

Deliveroo

Фаундер Deliveroo Уилл Шу переехал из Нью-Йорка в Лондон и был недоволен скудным выбором сервисов достатки в городе. Он задумался о необходимости такого сервиса, но только через 9 лет, в 2013-м, у него и его делового партнера Грега Орловски наконец появилась технология, чтобы осуществить этот план.

Поначалу стартап сотрудничал с небольшой выборкой ресторанов, а Шу сам развозил еду, чтобы понять логистику изнутри. Всего за несколько месяцев существования бизнеса он набрал обороты. В 2015-м в рамках 1-го раунда финансирования он привлек $25 млн. Средства пошли на расширение в других городах. В том же году сервис был запущен в Европе, Азии, Австралии и на Ближнем Востоке.

На сегодняшний день Deliveroo представлена в 12 странах по всему миру.

Trello

Trello — бесплатный менеджер задач и инструмент повышения производительности — появился как внутренняя разработка в Fog Creek Software. Его использовали, чтобы справиться высокоуровневые проблемы планирования. После того как команда справилась с внутренними болями, она доработала инструмент и представила его на TechCrunch Disrupt в сентябре 2011-го. Менее чем через год, у Trello было уже 500 тыс. пользователей. Этот SaaS-инструмент используют миллионы человек со всего мира.

Twitter

В «нулевых» уровень технологий разительно отличался от современного. Facebook* только начинал развиваться, практически ни у кого не было смартфонов. Но у Джека Дорси родилась идея. Разве не было бы круто, если бы появилась соцсеть на основе телефона, где каждый мог бы в режиме реального времени сказать друзьям, чем он занят в настоящий момент.


Читайте по теме:

ИПэшники: строим некринжовый бизнес

Product Hunt: что это такое?


Дорси тогда был занят в подкастинговой компании Odeo. Подкасты тогда только набирали популярность, и у Odeo была отличная возможность заработать на этом явлении. К несчастью для них, Apple тоже рассмотрела потенциал подкастов и встроила их в свой невероятно популярный софт iTunes.

Как только это произошло, основатели Odeo поняли, что их бизнес находится в затруднительном положении, и провели последний мозговой штурм, чтобы найти другие деловые возможности. Дорси представил свою концепцию, и она понравилась. Владельцы продолжали делать подкасты, но дали ему добро продолжать разработку его начинания.

Теперь Twitter функционирует на последних технологиях, но его суть остается прежней — отправить короткое послание своим подписчикам. У соцсети более 330 млн активных подписчиков по всему миру, и она стоит около $26 млрд.

Unsplash

Сайт с качественными стоковыми фотографиями начинался как подработка на стороне Микаела Чо и команды Crew. Поначалу это выглядело как блог Tumblr со ссылками Dropbox, но команда сконцентрировалась над привлечением существующего сообщества. Всего за несколько месяцев у Unsplash было более 1 млн загрузок, а все благодаря сарафанному радио.

* Meta и входящие в нее Facebook и Instagram признаны экстремистскими организациями, деятельность которых запрещена в РФ.

Фото на обложке: Freepik

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

ТЕГИ
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти

Материалы по теме