Как доказано в исследовании Гарвардской школы бизнеса (HBS), компаниям, которые выигрывают зарубежные контракты с помощью взяток, удается быстрее увеличить доход, но это носит только временный характер.
Рубрика «Инновации в корпорациях» выходит при поддержке Spinon.
Исследование было опубликовано в журнале The Accounting Review. В нем приводятся слова Джорджа Серафейма, доцента HBS, о том, что весь финансовый результат от подкупа чиновников компенсируется размером самой взятки и другими последствиями нездоровой корпоративной культуры.
«В условиях конкуренции в странах с плохим коррупционным климатом компании могут получать контракты и увеличивать продажи незаконным путем, однако расплачиваться за это приходится еще и прибылью», — говорит Серафейм.
Ученые также обнаружили, что компании, которые отчитываются о четком соблюдении антикоррупционных программ, чаще всего сами контролируют свою работу. Число новостей, связанных с коррупцией в этих компаниях, резко уменьшалось уже через три года после того, как они сообщали о своих усилиях по противодействию коррупции в организацию Transparency International.
По мнению Серафейма, этот факт имеет очень большое значение, так как он доказывает, что корпоративная прозрачность действительно приносит свои плоды. Компании не лукавят, когда рассказывают о борьбе с коррупцией.
«В большинстве ситуаций сложно понять, что на самом деле происходит в компаниях, особенно в таких нечетких областях, как противодействие коррупции», — рассказывает Серафейм, который в основном занимается изучением того, как компании соблюдают нормы экологичности и рабочей этики.
Само собой, есть несколько оговорок. Выводы основаны на результатах годичного исследования, проведенного Transparency International и включающего данные о 500 компаниях из 32 стран. Также не учитывались частные компании, коррупция в которых может процветать.
Фото: Мишель Тантусси/AFP/Getty Images
Серафейм с коллегой тщательно изучили данные о 480 компаниях из доклада Transparency International и оценили усилия каждой из них по противодействию коррупции.
Они также отсортировали компании по влиянию внешних факторов. Одним из них стало наличие аудитора из Большой четверки — в теории, эти фирмы более требовательны к соблюдению законов, так как сами опасаются судебных разбирательств и репутационных рисков, а размещение акций на американской бирже влечет за собой более строгий контроль со стороны правоохранительных органов. Не стало сюрпризом и то, что корпорации, ранее замешанные в громких коррупционных скандалах, как было у Siemens и Hewlett-Packard, приложили максимум усилий, чтобы не допустить повторения таких ситуаций.
Иллюстрация: insights.ethisphere.com
Ученые обнаружили, что компании, работающие в странах с традиционно низким уровнем коррупции, имеют практически одинаковые показатели роста. В подверженных коррупции регионах, тем временем, показатели роста за три года колебались от 14,1% для компаний, скрывающих данные о мерах по борьбе с коррупцией, до 2,6% у компаний с большей прозрачностью в этом плане.
Однако показатели доходности этих компаний с высокими темпами роста показывают, что увеличение объема продаж на самом деле что-то меняет.
Это происходит из-за дороговизны взяток, считает Серафейм. Правительственная проверка скандала с Siemens показала, что компания потратила на подкуп коррумпированных чиновников в общей сложности 3,2% прибыли. (Кроме того, немецкий производитель заплатил $1,6 млрд в качестве штрафа.)
Есть и другие проблемы, сообщает Серафейм.
«Проблема в том, что вы создаете неэффективную организацию, — сказал он. — Вы создаете корпорацию, которая занимает свою долю на рынке с помощью взяточничества, а не эффективности и инноваций».
Материалы по теме:
33,5 млрд рублей на поддержку малого бизнеса ушли не туда
Цифры дня. Женщины в бизнесе — выше доходность
Осенью я решил отдать все финансы в руки сотрудникам – и вот что вышло
Видео по теме:
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Личный опыт: как открыть магазин одежды»
- 1 Сила добра или маркетинг? За что критикуют систему B Corp
- 2 Мода на апсайклинг: зачем производители одежды занимаются ее переработкой
- 3 «Хороший бизнес — это не только прибыль»: истории 14 компаний из списка B-Corp
- 4 «За три дня мы получили 15 тысяч предзаказов». Как стартап из России составил конкуренцию Илону Маску
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025