Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

80% молодых россиян не помнят дефолт 1998 года

Архив rb.ru
Илья

Илья

Это значит, что они не смогут преодолеть с минимальными потерями нынешний кризис, считают эксперты

80% молодых россиян не помнят дефолт 1998 года

  Современная молодежь морально не готова к кризису - такой вывод сделал Фонд "Общественное Мнение" (ФОМ) из проведенного им исследования. Опрос показал, что нынешнее молодое поколение - те, кому сегодня 18-25 лет - плохо помнит дефолт 1998 года, а значит, считают эксперты, не сумеет преодолеть кризисный период с минимальными для себя потерями.

80% представителей нынешнего молодого поколения не помнят, что произошло в августе 1998 года, когда им было 8-15 лет. Лишь один из пяти опрошенных (19%) смог хоть что-то сказать об этом, пишут исследователи ФОМ в отчете. Исследование основано на общероссийском опросе, проведенном в начале августа этого года с участием 1500 респондентов в возрасте 18-25 лет в 100 населенных пунктах РФ.

"Воспитанные в относительно стабильные "нулевые" годы нынешнего века, они не имеют опыта самостоятельного выживания в условиях жесткого ограничения ресурсов, зато легко ориентируются в современном "потребительском море" товаров и услуг", - делают вывод социологи.

Скептики утверждают, что незакаленная дефолтом молодежь не сможет удачно адаптироваться к кризису, поскольку запросы ее слишком высоки, она не умеет экономить, обладает чрезмерным чувством собственной значимости и ощущением, что "все ей должны".

Аналогичные прогнозы о том, что "поколение Y" (идущее вслед за "поколением Х" - т.е. родившимися преимущественно в 60-х и 70-х гг.) не избежит психологических проблем, порожденных необходимостью выживать в новой реальности, звучат и на Западе. Многие не верят в "стойкость" молодых европейцев и американцев, выросших в период политической стабильности и потребительского бума.

98-й научил запасаться

Тех молодых россиян, кто помнит события десятилетней давности, ФОМ собрал в сентябре на дискуссионных фокус-группах, проведенных в крупных городах России, в которых приняли участие 156 человек в возрасте от 16 до 27 лет. Там исследователи заметили одну интересную особенность: рассуждая о дефолте, молодые участники фокус-групп чаще говорили не "я", а "мы". "Очевидно, что "лихие 90-е" имеют для нового поколения не личный, а исключительно семейный формат воспоминаний", - делают вывод авторы опроса. Вообще судьба семьи, по их мнению, в "период выживания" оказала влияние на жизненные установки молодого поколения. Многие усвоили, что подобное может случиться в любой момент, а потому "надо запасаться впрок".

"Единственное, что я помню из своей жизни, что когда у мамы не было работы, ее сократили, завод закрылся, а папа работал - вот мама покупала четыре пачки масла на месяц, распределяла, мясо давала только папе, мороженое - по праздникам. Жили на одну зарплату, я это тоже помню. Вот это было, конечно, плохо".

Но другие, более ориентированные на карьеру участники дискуссий, напротив, уже тогда, в 1998-м поняли, что "лекарство" от кризиса - не сокращение потребностей, а достижение определенного уровня благосостояния, позволяющего не зависеть от внешних обстоятельств. "Наверное, для меня на будущее сложилось мнение, что нужно учиться, получать образование, нужно найти очень хорошую работу, работать и не бояться таких перемен, и государству, наверное, не всегда нужно верить, нужно свое мнение иметь", - говорит один из участников опроса.

Любопытно, что среди молодежи заметно меньше доля тех, кто считает, что кризис 1998 года имел исключительно отрицательные последствия для России (42%, тогда как среди россиян в целом так считают 52%). Каждый пятый представитель "нового поколения" (21%) уверен, что положительные последствия у кризиса тоже были, пишет ФОМ в отчете.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 7 шагов для тех, кто рискнет начать продажи на маркетплейсах, когда рынок замер
  2. 2 «Я три раза оказывался в предбанкротном состоянии и каждый раз выигрывал»
  3. 3 Лекарства вошли в топ-5 популярных трат современной молодежи
  4. 4 Люди продолжат уходить, если не внедрить эти пять принципов в HR-политику
  5. 5 «Robotник» копирайтера: какие задачи можно доверить ChatGPT, а что лучше сделать самому