Авиаперевозчики потеряют в 2009 году $2,5 млрд

Расскажите друзьям

Прогноз ущерба авиаотрасли вырос до рекордных за последние полвека цифр

Авиаперевозчики в этом году испытали, что называется, сильный перепад высоты. Сначала заоблачные цены на топливо, как следствие - дорожающие авиабилеты, в итоге - спад спроса и убытки. Затем нефть резко подешевела, но тенденция не изменилась - пассажиров все меньше. На этот раз - из-за глобального экономического кризиса. В результате прогноз ущерба авиаотрасли в 2009 году вырос до рекордных за последние полвека $2,5 млрд.  

Еще в июне международные авиаперевозчики отчаянно искали способы сокращения издержек. Авиакеросин дорожал вслед за нефтью, цена которой достигла $140 за баррель. Расходы на авиатопливо по сравнению с прошлым годом выросли на 90%. Падение прибылей в этом году Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), представляющая интересы 230 авиакомпаний (в том числе шести российских), оценивала летом в $2,3 млрд. Начались банкротства авиакомпаний. 

Когда в августе нефть стала дешеветь, на какое-то время авиаторы вздохнули. Вскоре цены ушли в крутое пике, упав в три с лишним раза - до $40. Но вместе с ними экономический кризис камнем потянул вниз и спрос на услуги. В итоге, проблемы отрасли не решились.  "Прогнозы наши безрадостны. Хронический кризис  индустрии продолжится в 2009 году. Нас ждут самые низкие прибыли за 50 лет", - сказал в интервью британской FT глава IATA Джованни Бисиньяни. 

Потери увеличатся 

По данным ассоциации, все страны мира за исключением США в 2009 году понесут потери в области авиаперевозок большие, чем в этом. При этом за последние десять лет прибыль авиаперевозки приносили только в 2000 и в 2007 году. Общая сумма потерь с 2001 по 2006 год составила $41,6 млрд. 

Согласно прогнозу IATA, в следующем году прибыли от индустрии авиаперевозок упадут на $35 млрд – до $501 млрд. Трафик пассажиров, предположительно, упадет на 3% - в этом году он вырос на 2%. Таким образом, в следующем году ожидается первое снижение этого показателя с тех пор, как в 2001 году число пассажиров уменьшилось на 2,7% после терактов 11 сентября. 

Число грузовых перевозок упадет еще сильнее – на 5%, продолжив падение на 1,5% в этом году. Рынок грузовых перевозок, отметим, считается важным индикатором состояния мировой экономики. По словам Бисиньяни, в октябре грузоперевозки упали на 7,9% в годовом исчислении. Это является "четким свидетельством того, что худшее еще впереди - как для авиакомпаний, так и для мировой экономики". 

Так, чистые потери авиакомпаний в Азиатско-Тихоокеанском регионе в следующем году по прогнозам удвоятся - с $500 млрд до $1,1 трлн. Особенно будет заметно падение в грузовых перевозках. Здесь стоит вспомнить, что на этот регион приходится 45% всех авиаперевозок в мире. Потери европейских авиакомпаний достигнут $1 млрд.  

 

Американские авиакомпании – самые прибыльные 

С учетом кризиса прогнозируемые потери в отрасли в этом году выросли до $5 млрд, но затем прогноз снизили вдвое - за счет улучшения дел у североамериканских перевозчиков. В этом году они вместо прогнозируемых убытков $3,9 млрд выйдут в чистую прибыль - $300 млн. Они, в отличие от европейцев, смогли воспользоваться падением цен на нефть и снизить издержки. В Европе из-за высоких налогов и слабеющего евро авиакеросин подешевел не сильно.  

Авиаперевозчики сейчас ставят самолеты на прикол в ангары - по 200 судов за сентябрь и октябрь. Но это не спасет от снижения интенсивности авиаперевозок – число пустых мест в салонах будет только увеличиваться.  По прогнозу IATA, в ближайшие месяцы спрос на авиаперевозки будет падать быстрее, чем авиакомпании снижать предложение.


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase