Компании урезали траты на обучение персонала

Расскажите друзьям
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Персонал рад – он считает тренинги бесполезной тратой времени и денег, выяснил Superjob.ru

Кризис - время экономить, поэтому работодатели стали все реже отправлять своих подчиненных на семинары и тренинги. Последних это, казалось бы, должно было расстроить, но, как выяснил портал Superjob.ru, среди работников растет число тех, кто считает программы повышения квалификации бесполезной тратой времени и денег. Компании готовы вкладывать деньги только в тех сотрудников, которые напрямую приносят им прибыль, отмечают эксперты.

В последнее время работодатели стали заметно реже отправлять своих сотрудников на курсы повышения квалификации, выяснил портал Superjob.ru, опросив 700 представителей компаний по всей России. Если раньше профессиональному росту работников содействовали 86% компаний, то сейчас - 71%. Тем не менее, в условиях финансового кризиса и этот показатель не так уж плох.

Больше остальных о сотрудниках заботится руководство компаний, где работают от 500 до 1000 человек: несмотря на финансовые неурядицы, возможности для обучения персонала находит 83% из них.

Закономерно, что при этом работодатели рассчитывают на отдачу от сотрудников, уточняя, что оплачивать повышение квалификации они готовы лишь "перспективным сотрудникам", и только в том случае, если "оно действительно повысит эффективность их работы", отмечается в исследовании.

Рынок тренингово-консалтинговых услуг падает

По данным COMCON, с начала кризиса 76% компаний в России урезали расходы на обучение персонала, курсы повышения квалификации и тренинги, причем первыми, от чего отказались, были языковые программы, командообразующие тренинги и MBA за счет работодателя.

Сейчас работодатели готовы тратить деньги только на обучение того персонала, который непосредственно приносит им деньги - это либо те, кто, грубо говоря, стоит у станка, либо менеджеры по продажам, говорит RB.ru Сергей Дубов, бизнес-тренер компании "Нанопром". По его словам, сейчас многие из тех, кто попал под первую волну сокращений, отправились на курсы, правда, не квалификацию повышать, а получать новые специальности.

По данным компании "Амплуа-брокер", годовой прирост совокупной выручки российских тренингово-консалтинговых компаний в 2007 году составил 25% при объеме рынка в $650 млн, в 2008 году - еще на 15%, до $750 млн. По самым оптимистичным прогнозам в 2009 году рынок останется на прошлогоднем уровне года, по пессимистичным - упадет на четверть, до $560 млн.

К июню 2009 года, по данным мониторинга изменений в управлении персоналом Pyndex, 48% компаний сократили объем учебных программ, предоставляемых внешним провайдером, а 9% отказались от них полностью, сообщает портал "МскТренинги.ру". По статистике "Амплуа-брокер", 72% компаний-респондентов срезали бюджет на обучение на четверть.

Компании сворачивают обучающие программы

В целях оптимизации затрат мы свернули большую часть обучающих программ за исключением критически важных для бизнеса, говорит RB.ru Екатерина Прохорова, директор по персоналу компании IBS. По ее словам, 80% каталога обучающих мероприятий сейчас составляет технологическое обучение. Внутреннее корпоративное обучение (soft skills, управленческие навыки, project management) представлено краткосрочными обучающими мероприятиями по самым актуальным на текущий период для бизнеса компетенциям и проводятся в интерактивном формате - практикумы, case study и т.д., говорит Екатерина Прохорова, добавляя, что в качестве преподавательских ресурсов, в основном, привлекаются внутренние эксперты.

По словам Светланы Шевцовой, административного директора УК холдинга "Миэль", затраты на внешнее обучение урезаны на 80-90%. "Из внешнего сохранилось, пожалуй, только узко специализированное обучение, связанное с изменениями нормативно-законодательной базы, и обязательное, необходимое для подтверждения квалификации (для аудиторов, профессиональных бухгалтеров и т.п.)", - отмечает собеседница RB.ru. Все остальное, по ее словам, по возможности проводится собственными силами с привлечением внутренних специалистов.

Сократили расходы на внешние тренинги в пользу программ социальной защищенности сотрудников и в "Ниссан Мотор Рус".  

Зато в ВТБ24 отмечают, что если количество внешних тренингов и сократилось, то незначительно. "Конечно, мы стали тщательнее следить за качеством предоставляемых образовательных услуг и ведем переговоры о снижении стоимости услуг, предоставляемых провайдерами", - говорит RB.ru Надежда Ревенкова, директор центра обучения персонала ВТБ24.

В МТС расходы на обучение удалось сохранить на прежнем уровне за счет того, что Корпоративный университет компании в нынешнем году стал более активно использовать внутреннее обучение  сотрудников (с привлечением внутренних тренеров) и дистанционное обучение, и менее активно - обучение с привлечением внешних провайдеров, рассказали RB.ru в компании.

Полны оптимизма и в туристической компании TezTour. По словам представителя компании Марины Макарковой, туроператор не только не сократил, а, напротив, увеличил число тренингов. "Кризис - самое подходящее время для повышения квалификации сотрудников", - отмечает она. По словам Марины Макарковой, тренинги туроператор проводит собственными силами: в компании работают профессиональные тренеры. "Буквально на прошлой неделе закончились двухнедельные тренинги для наших гидов в Египте", - резюмирует собеседница RB.ru.

Сотрудники не хотят посещать тренинги

В то же время и сами сотрудники, судя по результатам исследования, не очень-то горят желанием тратить время на тренинги и курсы. На вопрос: "Посещали ли Вы когда-нибудь профессиональные тренинги, интенсивные курсы повышения квалификации?" - положительный ответ дали 55% респондентов, но при этом среди тех, кому посчастливилось углубить свои знания при содействии компании-работодателя, далеко не все довольны результатом: "К огромному сожалению, подавляющее большинство этих тренингов и интенсивных курсов - это не что иное, как банальное "вытягивание" денег, так как там не дают и десятой доли того, что обещают"; "Я лучше сама почитаю о том, что для меня актуально".

В то же время 61% россиян считает, что дополнительное образование повышает профессиональный уровень, 43% опрошенных отмечает, что курсы и семинары способствуют формированию здоровой самооценки, а 34% уверены, что участие в подобных мероприятиях позволяет претендовать на более высокую заработную плату. Никаких плюсов в посещении семинаров не видят 7% россиян. По сравнению с 2006 годом число недовольных возросло на 4%.

Игорь, начальник центра управления сетью в одной из крупных компаний, рассказал RB.ru, что он потратил 35 тыс. рублей на 9-месячные курсы по программам Cisco Certified Networking Associate и не жалеет потраченных денег - ведь это как раз то, что нужно ему по работе.

Стоит отметить, что недовольство респондентов чаще вызывает не столько уровень обучения, сколько материальная сторона вопроса - многим приходится оплачивать занятия самостоятельно: "Отдал деньги - результат нулевой. Никаких знаний не дали". С осени прошлого года расценки на тренинги упали в среднем на 25-30%, сообщает портал "МскТренинги.ру". В то же время Сергей Дубов из "Нанопрома" отмечает, что цены на многие тренинги даже пошли вверх, так как на них появился спрос, кроме того, были влиты государственные деньги на программы переобучения.


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Finopolis 2017
5 октября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase