Меньше всего в новых технологиях и продуктах заинтересованы госкомпании
Крупный бизнес в России занимается инновациями, но зарабатывает пока по
старинке. Наиболее деятельными во внедрении новых продуктов и технологий
оказались международные и частные российские компании, больше всего им в этом
мешают сложности с привлечением финансирования для
внедрения инновационных продуктов и
бюрократизация.
На российском рынке наибольшую инновационную активность демонстрируют компании с оборотом свыше $1 млрд в год, к этому они привлекают в основном собственные средства и интеллектуальные ресурсы. Самые деятельные из них - международные компании и частные российские, вышедшие на международные рынки. Меньше всего занимаются инновациями компании с государственным контролем или участием.
Таковы данные исследования, подготовленного к начавшемуся сегодня в Петербурге международному экономическому форуму экспертами Российской экономической школы (РЭШ) и PricewaterhouseCoopers (PwC) в сотрудничестве с Российской венчурной компанией (РВК) и корпорацией "Роснано". Исследователи опросили в мае руководителей 100 компаний от $100 млн из 9 ключевых отраслей с годовым оборотом, чтобы оценить уровень инновационной активности крупного бизнеса, определить, что ей мешает и чем может помочь государство.
Ключевой вопрос - что такое инновации, авторы толкуют расширительно в соответствии с методологией ОЭСР: это как внедрение принципиально новых для мирового рынка или существенно улучшенных продуктов и услуг, технологий и бизнес-процессов (инновация в узком смысле), так и заимствование и адаптация уже существующих инновационных продуктов, технологий и процессов (модернизация).
Глобальные инноваторы
39% респондентов заявили, что их компании в течение двух последних лет приступили к производству новых продуктов. Вдвое чаще инновации связаны с внедрением инновационных технологий и бизнес-процессов (73% и 66% респондентов соответственно). При этом компании в два раза чаще адаптируют уже существующие инновационные продукты, технологии и бизнес-процессы, чем внедряют новые для России или мирового рынка.
Треть опрошенных заявили, что их компании по уровню инновационной активности опережают своих конкурентов в России. Еще 50% считают, что находятся с ними на одном уровне. При этом треть компаний, внедрявших инновационные продукты (или 14% от всех опрошенных), считают, что один или несколько их продуктов за последние два года были инновационными в глобальном масштабе. Т.е. компания респондента начала их производство первой в мире (среди таковых за два года не оказалось ни одной госкомпании). При этом 10% опрошенных считают, что их компании опережают в области инноваций глобальных лидеров своей отрасли.
Исследователи отмечают, что не могут оценить, насколько оправданы претензии компаний на глобальное лидерство в области инноваций. "Очевидно, однако, что необходимость инновационной деятельности и желательность ориентации на глобально прорывные направления усвоены руководством российских компаний - по крайней мере, на уровне риторики", - отмечается в исследовании.
Примечательно, что даже успешно внедряемые инновационные продукты играют в основном ограниченную роль в бизнесе компаний. Лишь в одной компании они обеспечивают более 50% выручки, тогда как в половине компаний, внедряющих инновационные продукты, на них приходится менее 10% выручки, еще трети - от 10% до 25%. Схожая ситуация с инновационными технологиями: лишь в одной компании к ним относится более половины всех используемых технологических процессов. А в половине компаний, внедряющих инновационные технологии, они охватывают менее 10% процессов.
На свои средства
Почти 80% новых продуктов и технологий разрабатываются внутри внедривших их компаний. Лишь около 20% компаний обращались для этого к внешним подрядчикам в России. Считанные компании использовали зарубежных подрядчиков. Существенно, что в 87% случаев финансирование разработок новых продуктов шло из собственных средств компаний. 18% компаний использовали заемные средства РФК и "Роснано", и 10% - иностранные инвестиции.
Более половины компаний потратили в 2009 году на НИОКР от 3% до 10% оборота (в 2010 году такие траты планируют уже 70% компаний), еще 30% потратили менее 3% (в 2010 году - 10%). Эти показатели в целом соответствуют мировому уровню, отмечают исследователи. При этом 64% компаний тратили эти средства на исследования и разработки, 52% - на приобретение машин и оборудования, 40% - подготовку и обучение персонала.
Инициатором инноваций, как правило, являются владельцы компании, топ-менеджеры, или отделы/сотрудники, отвечающие за инновации. Главный стимул для внедрения новых продуктов - стремление обогнать конкурентов, а новых технологий - необходимость снижать издержки. Исследователи отмечают, что в 35% компаний есть топ-менеджер, отвечающий за инновации, тогда как специальные процессы по сбору инновационных идей внутри самой компании есть только в 17% из них, а система материального стимулирования сотрудников к инновационной деятельности - только в 7%. При этом наличие специального топ-менеджера повышает вероятность внедрения инноваций на 15%, а система поощрения сотрудников - на 29%.
Барьеры
Больше всего внедрению инноваций мешает сложность привлечения финансирования, избыточная забюрократизированность и малопривлекательные условия жизни и работы. Первое из перечисленных препятствий оказалось более существенным для тех компаний, которые имеют опыт внедрения глобально инновационных продуктов. Излишняя бюрократизация в одинаковой степени волнует все без исключения компании.
Отсутствие культуры инноваций в большей мере беспокоит компании, внедрявшие в последние годы инновационные бизнес-процессы. Эту группу больше, чем других, волнует и такая проблема, как нехватка управленческих кадров. Российские компании, работающие только на российских рынках, не считают серьезной проблему нехватки в стране идей и специалистов, способных их разрабатывать. Реже всего среди факторов высокой значимости фигурируют сырьевая структура экономики и существенное присутствие государства в экономике.
По мнению представителей крупного бизнеса, первоочередными государственными мерами по стимулированию инновационной активности должны стать повышение качества высшего образования, увеличение государственного финансирования НИОКР, налоговые стимулы для инноваций и усовершенствование законодательства.
На российском рынке наибольшую инновационную активность демонстрируют компании с оборотом свыше $1 млрд в год, к этому они привлекают в основном собственные средства и интеллектуальные ресурсы. Самые деятельные из них - международные компании и частные российские, вышедшие на международные рынки. Меньше всего занимаются инновациями компании с государственным контролем или участием.
Таковы данные исследования, подготовленного к начавшемуся сегодня в Петербурге международному экономическому форуму экспертами Российской экономической школы (РЭШ) и PricewaterhouseCoopers (PwC) в сотрудничестве с Российской венчурной компанией (РВК) и корпорацией "Роснано". Исследователи опросили в мае руководителей 100 компаний от $100 млн из 9 ключевых отраслей с годовым оборотом, чтобы оценить уровень инновационной активности крупного бизнеса, определить, что ей мешает и чем может помочь государство.
Ключевой вопрос - что такое инновации, авторы толкуют расширительно в соответствии с методологией ОЭСР: это как внедрение принципиально новых для мирового рынка или существенно улучшенных продуктов и услуг, технологий и бизнес-процессов (инновация в узком смысле), так и заимствование и адаптация уже существующих инновационных продуктов, технологий и процессов (модернизация).
Глобальные инноваторы
39% респондентов заявили, что их компании в течение двух последних лет приступили к производству новых продуктов. Вдвое чаще инновации связаны с внедрением инновационных технологий и бизнес-процессов (73% и 66% респондентов соответственно). При этом компании в два раза чаще адаптируют уже существующие инновационные продукты, технологии и бизнес-процессы, чем внедряют новые для России или мирового рынка.
Треть опрошенных заявили, что их компании по уровню инновационной активности опережают своих конкурентов в России. Еще 50% считают, что находятся с ними на одном уровне. При этом треть компаний, внедрявших инновационные продукты (или 14% от всех опрошенных), считают, что один или несколько их продуктов за последние два года были инновационными в глобальном масштабе. Т.е. компания респондента начала их производство первой в мире (среди таковых за два года не оказалось ни одной госкомпании). При этом 10% опрошенных считают, что их компании опережают в области инноваций глобальных лидеров своей отрасли.
Исследователи отмечают, что не могут оценить, насколько оправданы претензии компаний на глобальное лидерство в области инноваций. "Очевидно, однако, что необходимость инновационной деятельности и желательность ориентации на глобально прорывные направления усвоены руководством российских компаний - по крайней мере, на уровне риторики", - отмечается в исследовании.
Примечательно, что даже успешно внедряемые инновационные продукты играют в основном ограниченную роль в бизнесе компаний. Лишь в одной компании они обеспечивают более 50% выручки, тогда как в половине компаний, внедряющих инновационные продукты, на них приходится менее 10% выручки, еще трети - от 10% до 25%. Схожая ситуация с инновационными технологиями: лишь в одной компании к ним относится более половины всех используемых технологических процессов. А в половине компаний, внедряющих инновационные технологии, они охватывают менее 10% процессов.
На свои средства
Почти 80% новых продуктов и технологий разрабатываются внутри внедривших их компаний. Лишь около 20% компаний обращались для этого к внешним подрядчикам в России. Считанные компании использовали зарубежных подрядчиков. Существенно, что в 87% случаев финансирование разработок новых продуктов шло из собственных средств компаний. 18% компаний использовали заемные средства РФК и "Роснано", и 10% - иностранные инвестиции.
Более половины компаний потратили в 2009 году на НИОКР от 3% до 10% оборота (в 2010 году такие траты планируют уже 70% компаний), еще 30% потратили менее 3% (в 2010 году - 10%). Эти показатели в целом соответствуют мировому уровню, отмечают исследователи. При этом 64% компаний тратили эти средства на исследования и разработки, 52% - на приобретение машин и оборудования, 40% - подготовку и обучение персонала.
Инициатором инноваций, как правило, являются владельцы компании, топ-менеджеры, или отделы/сотрудники, отвечающие за инновации. Главный стимул для внедрения новых продуктов - стремление обогнать конкурентов, а новых технологий - необходимость снижать издержки. Исследователи отмечают, что в 35% компаний есть топ-менеджер, отвечающий за инновации, тогда как специальные процессы по сбору инновационных идей внутри самой компании есть только в 17% из них, а система материального стимулирования сотрудников к инновационной деятельности - только в 7%. При этом наличие специального топ-менеджера повышает вероятность внедрения инноваций на 15%, а система поощрения сотрудников - на 29%.
Барьеры
Больше всего внедрению инноваций мешает сложность привлечения финансирования, избыточная забюрократизированность и малопривлекательные условия жизни и работы. Первое из перечисленных препятствий оказалось более существенным для тех компаний, которые имеют опыт внедрения глобально инновационных продуктов. Излишняя бюрократизация в одинаковой степени волнует все без исключения компании.
Отсутствие культуры инноваций в большей мере беспокоит компании, внедрявшие в последние годы инновационные бизнес-процессы. Эту группу больше, чем других, волнует и такая проблема, как нехватка управленческих кадров. Российские компании, работающие только на российских рынках, не считают серьезной проблему нехватки в стране идей и специалистов, способных их разрабатывать. Реже всего среди факторов высокой значимости фигурируют сырьевая структура экономики и существенное присутствие государства в экономике.
По мнению представителей крупного бизнеса, первоочередными государственными мерами по стимулированию инновационной активности должны стать повышение качества высшего образования, увеличение государственного финансирования НИОКР, налоговые стимулы для инноваций и усовершенствование законодательства.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Где взять деньги на бизнес»
- 1 Кто проводит большие сделки в России
- 2 Рынок видеоигр в России вырос до 158 млрд рублей в 2021 году
- 3 Почти 90% российских предпринимателей считают, что вести бизнес в России сложно — исследование
- 4 Аналитики PwC включили Москву в топ-5 городов, «готовых к будущему»