Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Лужков увидел Россию идущей в несвободное прошлое

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор -- RB.ru

Дина Богдашова

После отставки экс-мэр продолжает выступать с несвойственной ему критикой властей

Лужков увидел Россию идущей в несвободное прошлое
Юрий Лужков после своей отставки с поста мэра Москвы продолжает выступать с несвойственной ему в недавнем прошлом критикой российской власти. На этот раз он заявил, что в 1990-х годах демократии в России было больше, а сейчас наша страна становится "унитарной", "где нет места свободе прессы".

Экс-мэр Москвы Юрий Лужков принял участие в церемонии вручения премии Артема Боровика в театре Et Cetera, где раскритиковал и власти, и журналистов. "Нам казалось в 90-е годы, что строим более чистое, свободное государство. А сейчас что происходит? Сегодня мы не можем сказать, что демократии стало больше. Мы должны открыто говорить: тенденции в нашем обществе опасны для страны, для общества", - заявил он (цитата по "Интерфаксу").

Россия, по мнению экс-мэра Москвы, становится "унитарной страной, где нет места свободе прессы". Если в 90-е годы страна ушла от несвободы, то "теперь с новыми фиговыми листочками идем к тому же". "Это не наш путь, это не для нашей страны", - заявил Лужков.

Уникальная страна

При этом экс-мэр считает Россию уникальной страной, потому что "она не знает, что ее ждет". Изменения последних лет не похожи на демократические процессы, "где на разных уровнях выбирают персоналии", заметил Лужков, добавив, что "мы не знаем, кого выбираем".  

Уникальный Лужков

Российскую журналистику бывший мэр условно разделил на три уровня. "Первый уровень - это те, кто безропотно служит власти. Этот уровень разрастается, становится одним из основных", - сказал Лужков. Вторым уровнем в журналистике он назвал тех, кто выполняет задачи власти за определенные деньги. "Третий уровень - это те, кто продолжает служить своему народу", - сказал Лужков.  

Примечательно, что до своей отставки Лужков и его супруга Елена Батурина не раз судились со СМИ, выигрывая практически все иски о защите чести и достоинства. Поведение мэра и его риторика резко изменились, когда президент Медведев отправил несменяемого 18 лет мэра в отставку. После этого Лужков начал открыто критиковать действующую власть и демонстративно вышел из рядов "Единой России". Позднее он объяснил это тем, что, как оказалось, всегда настороженно относился к ней, поскольку в этой партии отсутствовали демократические институты. "Я всегда говорил председателю партии Борису Грызлову, что у нас нет обсуждений, нет дискуссий. Мы всегда и во всем подчиняемся администрации", - пояснил экс-мэр Москвы и добавил, что "Единая Россия" - это партия-служанка.

Почему пресса несвободна

Тема свободы прессы сейчас одна из самых обсуждаемых в российском обществе в связи с жестоким избиением журналиста Олега Кашина. Как отмечает издание Christian Science Monitor, это свидетельствует не только об ограничении свободы прессы в России, но и о масштабных усилиях по подавлению несогласия в преддверии выборов 2012 года.

Секретарь Союза журналистов России Павел Гутионтов заметил RB.ru, что Лужков сам в значительной мере виноват в той ситуации, которая сейчас наблюдается в прессе - как один из лидеров правящей партии. "Хотя и неловко говорить так в спину уходящему", - оговаривается Гутионтов, добавляя, что такие заявления надо было делать до своей отставки.

В целом же собеседник RB.ru согласен с замечанием Лужкова. "Ситуация со СМИ плачевна не потому, что появились новые законы, ограничивающие прессу, но в большей мере из-за того, что журналисты сегодня беззащитны", - заметил Гутионтов.

"Мы сегодня разговариваем на фоне того, что весь интернет, вся пресса переполнены материалами о нападениях на журналистов. И это не только Олег Кашин, но и журналист газеты "Жуковские вести" Анатолий Адамчук, и главный редактор газеты "Саратовский репортер" Сергей Михайлов, - отмечает собеседник RB.ru. - И хотя президент взял дело под личный контроль, но у меня нет оснований, чтобы верить ему". Гутионтов напоминает, что "наглейшим образом" были закрыты дела журналиста "Новой газеты" Игоря Домникова и главреда "Химкинской правды" Михаила Бекетова.

"Расследования нападений на журналистов саботируются, мы сегодня живем в условиях постоянной охоты на представителей СМИ", - говорит Гутионтов. Он приводит цифры: за 20 лет в России было убито 350 журналистов, и практически ни одно дело не было доведено до суда, до приговора.

"Кажется, что цифра незначительная, но больше только в Алжире и на Филиппинах. И именно этих людей - их таланта, бесстрашия, опыта - нам сейчас не хватает. Те, кто остался, просто больше боятся", - резюмировал Гутионтов.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Почему вам не нужно собственное бренд-медиа
  2. 2 Что будет, если мы просто начнем раздавать людям деньги?
  3. 3 Иранцы придумали гениальный способ обхода блокировки интернета