Архив rb.ru

Навальный требует уголовного преследования экс-менеджеров "Транснефти"

Архив rb.ru

Адвокат обнародовал предполагаемые итоги проверки расходов на строительство ВСТО: украли $4 млрд

Навальный требует уголовного преследования экс-менеджеров "Транснефти"
При строительстве нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий Океан" (ВСТО), курируемом госкомпанией "Транснефть", было украдено не менее $4 млрд, утверждает адвокат и общественный деятель Алексей Навальный. В доказательство он приводит оказавшиеся в его распоряжении фрагменты документов, как утверждается - отчета, предоставленного "Транснефтью" Счетной палате, который так и не был обнародован. В надзорном ведомстве подлинность документов уже проверяют.

Навальный утверждает, что в его распоряжении оказались "Материалы, подготовленные ОАО "АК "Транснефть" по запросу Счетной Палаты № ЗИ-11-03-69/11-03". В документе, датированном 17 октября 2008 года и подписанном от имени первого вице-президента  "Транснефти" Юрия Лисина, говорится о нарушениях, которые были допущены при строительстве ВСТО (полный текст см. в допматериале; внимание, > 17 Mб).

Счетная палата проводила проверку строительства ВСТО в 2008-2009 гг., о серьезных нарушениях объявлено не было. Обнародованные Навальным документы якобы входили в отчет о проверке, но были засекречены. Фактически речь идет о масштабных хищениях средств всевозможными способами: включении в смету ненужных работ, завышении их стоимости, махинации с подрядчиками, которые выполняли роль исключительно посредников, через которых заключались контракты, и последующем уничтожении важных документов.

Навальный утверждает, что "бумаги подлинные и это не подстава и не "слив"". Он требует привлечь к уголовной ответственности бывшее руководство "Транснефти" за совершенные им, по его данным, многочисленные экономические преступления при строительстве ВСТО. В "Транснефти" от комментариев отказались, представитель Счетной палаты сообщил RB.ru, что с документами Навального по "Транснефти" знакомятся и пока не могут подтвердить или опровергнуть их подлинность: "Отчет о проверке находится в архиве, опубликованные документы нужно еще изучить, сверить с данными проверки, и только потом делать выводы". Результаты могут быть готовы уже завтра.

РИА Новости представитель "Транснефти" Игорь Демин заявил, что проверка финансирования строительства ВСТО действительно проводилась, она была инициирована новым руководством "Транснефти". "Мы вынуждены были инициировать эту проверку, потому что радикально не соблюдались сроки строительства ВСТО. В целом из-за недобросовестной работы подрядных организаций график строительства был смещен на год. Мы уже выиграли ряд судов с подрядчиками, ряд судебных разбирательств еще продолжается",  -  сказал он. А директор департамента информации Счетной палаты Алан Ужегов уточнил РИА Новости, что эти документы имеют гриф "для служебного пользования".

Стоимость проектных работ завышена наполовину

Cтоимость только проектно-изыскательных работ на строительстве ВСТО, судя по документу, была завышена более чем вдвое: на 10 млрд рублей при общей их смете 19,34 млрд рублей (данные без учета НДС 18%). Несоответствие сметы и стоимости реально выполненных работ в документе объясняется завышением объемов работ по сравнению с нормативами в 2-10 раз, включением в смету одних и тех же работ несколько раз, завышением трудозатрат, манипуляции с коэффициентами, удорожающими цену труда.

В предполагаемом документе "Транснефти" приводится пример, когда были потрачены 258,6 млн рублей на научно-исследовательские работы, отчетов по которым нет, либо их результаты для строительства отказались бесполезны. Проектную документацию разрабатывали и утверждали ООО "Центр управления проектом ВСТО", дочерняя компания "Транснефти" и ОАО "ВНИИСТ", говорится в документе. При этом часть проектной документации числится потерянной, часть предоставлена не полностью или предоставлена с большим опозданием (до 408 дней). В целом 30% проектных документов оформлены с нарушением нормативов, гласит документ.

Как завышали сметы на строительство

Кроме того, в документе утверждается, что в ходе реализации проекта завышена сметная стоимость строительства объектов: на 1,49 млрд руб.  вследствие ошибок и недостатков проектирования; на 36,7 млн руб. из-за арифметических ошибок, на 449,4 млн руб. из-за завышения стоимости автомобильных перевозок грузов. 

Торги по выбору подрядных организаций, поставщиков оборудования, исполнителей работ для реализации проекта строительства ВСТО проходили с многочисленными и грубыми нарушениями законодательства, неправомерным отказом от торгов, говорится в документе: всего выявлено 674 нарушения. "По существу торги являлись формальными, - говорится в предполагаемом отчете "Транснефти", - а их результат заранее предопределенным". Там же утверждается: проверка также показала, что ООО "Центр управления проектом ВСТО" незаконно уничтожало материалы конкурсных торгов, вдобавок по их завершению в конкурсные материалы вносились исправления.

При проверке вскрылись массовые фальсификации отчетов о проведенных работах, на основании которых произведена оплата по строительству нефтепровода, следует из предоставленных Навальным документов. В числе указанных в них фирм - ООО "Стройсистема", ООО "Строй Континент", ООО "Северная Группа", ООО "СистемаСпецСтрой" и другие общества с ограниченной ответственностью. В результате этого в 2008 году были обнаружены многочисленные дефекты на уже построенном нефтепроводе (указывается, что только на двух участках протяженностью 80 км найдено 254 дефекта).

Генподрядчики - фирмы-прокладки

В предполагаемом отчете говорится, что при строительстве ВСТО якобы "была создана схема в интересах генерального проектировщика и генеральных подрядчиков", которые, "по сути являясь лишь посредниками между заказчиком и субподрядными организациями", получали необоснованно высокую оплату. Только в одном из представленных актов проверки, подписанных от имени экспертов ОАО "Транснефть", найденная растрата "превышает 5,7 млрд рублей" "Указанная сумма по существу является ущербом для компании "Транснефть" и необоснованным удорожанием стоимости услуг подрядных организаций", - говорится в документе, представленном кк выводы к акту проверки.

Общий вывод предполагаемого отчета "Транснефти": ни одна из генподрядных организаций на момент торгов не была в состоянии выполнить строительно-монтажные работы в полном объеме и в необходимые сроки. И это с учетом заявленных в конкурсах подрядчиков. Например, гласит документ, в результате невыполнения генеральным подрядчиком ЗАО "Краснодарстройтрансга" своих обязательств по контрактам, ОАО "АК Транснефть" необоснованно понесла ущерб в сумме 2,44 млрд рублей. Большинство генподрядчиков учреждено подставными оффшорными компаниями, утверждается в документах, предоставленных Навальным. Там же указывается, что в ряде случаев компании регистрировались на подставных лиц по поддельным подписям (например, ООО "Восток Строй").

Стоимость работ завышена на треть

Более того: в договоре с ОАО "ВНИИСТ" на подготовку проектных работ для строительства ВСТО нет экономического смысла, говориться в предполагаемом отчете "Транснефти". Поскольку все проектные работы выполнил субподрядчик - ОАО "Гипротрубопровод" и его субподрядчики. За "необоснованное посредничество" "Транснефть", согласно этому документу, якобы заплатила  ОАО "ВНИИСТ" 2,11 млрд руб. Стоимость строительно-монтажных работ была завышена в среднем на треть, ущерб от этого компании превышает 57 млрд рублей, гласят выводы отчета, подлинность которого, впрочем, еще не подтверждена.

Общий ущерб госкомпании, по словам Навального, если сложить  все суммы, указанные в актах, которые, по его словам, имеются в его распоряжении, составляет более 120 млрд рублей, или около $4 млрд. Он отмечает, что 100% обыкновенных акций "Транснефти" (или 78,1% всех акций) принадлежат государству, т.е. в данном случае имеет место нанесение ущерба не просто компании, а интересам Российской Федерации. "Может, вы и не заметили, но из вашего кармана пропало примерно 1 100 рублей. Эту сумму украли у каждого совершеннолетнего жителя России", - пишет он у себя в блоге. По словам Навального, на сегодняшний момент направлены более десятка официальных обращений по этому делу, в том числе в ДЭБ МВД, ФСБ и Счетную палату.

Как проверяли ВСТО

Напомним, проверка расходования средств на строительство ВСТО - одного из крупнейших российских инфраструктурных проектов -  прошла с февраля 2008 по февраль 2009 года. Ее результатов ждали с интересом: предполагалось, что экс-главе "Транснефти" Семену Вайнштоку, покинувшему госкомпанию в 2007 году, могут быть предъявлены претензии. Но эти прогнозы не подтвердились.

В отчете лишь отмечалось, что "Транснефть" не всегда согласовывала затраты с чиновниками. А общая сумма "необоснованных выплат" подрядчикам, составляла 5,9 млн руб. Единственное серьезное замечание: 83 договора на сумму 78,5 млрд руб. были заключены без конкурса. Но и это Счетная палата не сочла нарушением, ведь заключение контрактов не привело к удорожанию проекта.

Как росла цена трубы

С начала строительства труба дорожала много раз: в ценах II квартала 2004 г. расходы оценивались в 164,04 млрд руб., говорилось в отчете Счетной палаты.  В январе 2009 новый президент "Транснефти" Николай Токарев оценивал проект уже в 450 млрд руб. (390 млрд руб. - на строительство трубы, около 60 млрд руб. - на порт Козьмино). Тогда он говорил, что стройка подорожала из-за инфляции (в сумме примерно на 30%).  А на конец проверки Счетной палатой "Транснефть" оценила предполагаемые затраты по проекту в 491,3 млрд руб. "с учетом пересчета на период строительства". Сколько стоит нефтепровод на сегодняшний день, неизвестно.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase