Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Нелегкая роль палача

Архив rb.ru
Елена

Елена

Как наименее болезненно сообщить коллегам об их сокращении

Нелегкая роль палача
Когда Анне сказали, что "честь" сообщить сотрудникам о том, что они уволены, досталась ей, она купила в аптеке успокаивающие. Потом выяснила, на какие выплаты могут претендовать ее коллеги, которых она принимала на работу меньше года назад. А потом сама написала заявление: нервы дороже работы.

Конечно, редко кто решается на увольнение из солидарности со своими подчиненными. Считается, что человек, находящийся на должности руководителя, априори берет на себя ответственность принимать решения, выгодные для бизнеса и не учитывающие личные интересы людей, "попавших под раздачу".

Мало кто думает о людях, в рабочие обязанности которых входит сказать: "Ты прекрасный исполнитель, но...", или "В новой структуре нашей организации ты остался без функций, поэтому ты нам больше не нужен". Тем не менее, всем ясно, что необходимость сократить штат - далеко не самое приятное времяпровождение руководителя. Однако способы уменьшить стресс, справиться с нервной нагрузкой и даже "остаться друзьями" есть.

Никто не хочет сообщать неприятные новости

"Cообщать человеку неприятные новости всегда не хочется, - говорит Мария. - Лично мне таких разговоров всегда хочется избежать, но понимание того, что сделать это необходимо, заставляет взять себя в руки. Если уж совсем по-честному, в подобных ситуациях мы не столько боимся сделать больно другому, сколько негативных эмоций человека, которые могут быть "выплеснуты" на нас. Когда мне пришлось увольнять сотрудников, я продумала, что и как буду говорить, какие могут возникнуть у человека вопросы, чем я могла бы ему помочь. "Проиграв" таким образом ситуацию, я немного успокоилась. А дальше, не откладывая, вызывала на разговор. Старалась говорить честно и по существу".

Убежать хочется не потому, что мы воспринимаем чужие проблемы как свои, а потому, что нам не хочется быть гонцами, несущими плохие вести, которых, как известно, в древности было принято казнить. Не хочется, чтобы нас считали бездушными и черствыми. Чтобы люди "делали определенные выводы" у нас за спиной. В общем, каждый думает о себе и переживает за себя и свою репутацию. Как ни странно, но этот эгоизм как раз и может сослужить добрую службу тем, кого сократили.

Александр, например, тоже вынужден был уволить около десятка коллег, которых недавно переманил из других компаний и из которых хотел сделать себе команду. В это вынужденное положение его поставило вышестоящее руководство. Он детально изучил законодательство. Убедил всех своих сотрудников в том, что они вправе требовать компенсаций. Писал рекомендательные письма людям на их бывшие работы - чтобы их взяли обратно. Александру очень важно, чтобы эти хорошие специалисты, которых он, так вышло, но подставил, не думали о нем плохо. И другим людям говорили: "Исходя из ситуации, он сделал все, что мог".

Если вас выбрали палачом

Руководитель профессионального сообщества специалистов по внутренним коммуникациям Анна Несмеева поделилась с Office Life несколькими советами начальникам, которым в условиях кризиса пришлось увольнять своих подчиненных.

1.  Для начала поинтересуйтесь у руководства - это часть общей программы "оптимизации", или такая судьба постигла только ваше направление?

2. Попросите в службе персонала подробные объяснения, как и в какой форме будет проходить увольнение. Остерегайтесь предложения уволить всех "по своему желанию". Так вы потом и из судов не выпутаетесь.

3. Если решение принято на верхнем уровне и обратной дороги нет, то подготовьте политически корректное письмо с описанием сложившейся ситуации и принятыми мерами. Отметьте, что вы не видите вины конкретных сотрудников и надеетесь на то, что по окончании кризиса они вернутся в вашу компанию. Опишите возможные компенсации. Разошлите его сотрудникам утром.

4. После отправки такого письма запаситесь валокордином и приглашайте увольняемых сотрудников по очереди в свой кабинет. Ваша задача - снять у них стресс, указать на возможные пути выхода из ситуации и отвести гнев от компании.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 7 шагов для тех, кто рискнет начать продажи на маркетплейсах, когда рынок замер
  2. 2 «Я три раза оказывался в предбанкротном состоянии и каждый раз выигрывал»