Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Правительство может повысить пошлины на иномарки до 80%

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Эксперты предложили три варианта развития российского автопрома до 2020 года

Правительство может повысить пошлины на иномарки до 80%
Во вторник российское правительство обсудит, по какому из трех сценариев будет развиваться отечественный автопром в ближайшее десятилетие. Если ничего не делать, то наши автозаводы превратятся к 2020 году в обычные сборочные предприятия для иномарок. Чтобы превратить их в глобальных игроков, потребуются огромные инвестиции, а также жесткие протекционистские меры. Судьба же "АвтоВАЗа" должна решиться к концу этой недели во время визита Путина в Париж.

Завтра чиновники под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалов будут решать, что ждет российский автопром вплоть до 2020 года. По заказу Минпромторга экcперты Boston Consulting Group разработали три возможных варианта будущего автопрома на ближайшее десятилетие: "текущий" (ничего не менять), "партнерство" и "крупный экспортер", которые публикуют сегодня "Ведомости".

"Текущий" сценарий

Если правительство ничего не будет предпринимать, то в конце концов это приведет к тому, что все российские автозаводы перейдут на лицензионную сборку иномарок. Калининградский "Автотор", например, уже давно работает по такой схеме. Почти половина спроса будет удовлетворяться за счет импорта иномарок. Но такой вариант развития российского автопрома экспертам не по душе - само понятие российского автопрома, таким образом, просто исчезнет.  

Приемлемым сценарием является объединение двух других вариантов: тесное партнерство с зарубежными автопроизводителями, которое поможет отечественным автозаводам стать крупными экспортерами.

План "партнерство" 

Для реализации плана партнерства российских автозаводов с зарубежными концернами потребуется 15 млрд евро инвестиций. Причем, государство и производители поделят эти затраты поровну.

По плану, российские власти запретят иностранным компаниям владеть более чем 50% пакета акций местной компании. Кроме того, они заставят заводы локализовать производство ключевых автокомпонентов. С другой стороны, государство будет субсидировать кредитные ставки для автопрома, а также вложит 50% от инвестиций на научно-исследовательские разработки.  

И главное, при таком варианте государство повысит пошлины на иномарки с нынешних 30% до 40%, что приведет к росту конечных цен на машины на 8%.

План "крупный экспортер" 

Для создания из российских предприятий крупных экспортеров потребуется еще больше инвестиций - 25 млрд евро. Причем, эти расходы полностью ложатся на плечи государства (75% средства через прямое финансирование, остальное - госгарантии).

Власти берут на себя также обязанность субсидировать модернизацию российских автозаводов и поддержать расширение экспорта. Вместе с тем, власти повысят пошлины на импортные автокомпоненты с 30% до 40%.

Причем, пошлины на ввоз иномарок увеличиваются в этом случае аж до 80%, правда, с последующим снижением до 30% к 2020 году. По экспертным оценкам, рост пошлин на 80% приведет к росту цен на машины на 38%.  

Китайская модель

Какой из этих сценариев будет воплощен жизнь, возможно, станет ясно уже завтра после заседания Шувалова. Эксперты газеты считают, что планы развития отечественного автопрома напоминают китайскую модель. Однако повышать пошлины, чтобы заставлять иностранные компании развиваться в России, стоило раньше, когда они еще не построили здесь свои автозаводы. Теперь же, считают эксперты, лучше направить все силы на стимулирование спроса на автомобили в России.

Впрочем, источники в рабочей комиссии не исключают, что пункты о повышении пошлин могут быть убраны из проектов сценариев. Ведь еще в начале ноября господин Шувалов уверял, что увеличивать пошлины на импорт иномарок больше не планируется. Срок действия нынешних повышенных пошлин был продлен до лета 2010 года, после чего они должны быть отменены. 

"АвтоВАЗ" 

Завтра на совещании Игоря Шувалова будет поднят вопрос и об "АвтоВАЗе". Чиновники рассмотрят предложения Минпромторга и Минэкономразвития по спасению тольяттинского автогиганта. Окончательно же судьба "АвтоВАЗа" должна решиться к концу недели во время визита премьера Владимира Путина в Париж.

Ведомства предложат выделить "АвтоВАЗу" 50 млрд рублей через "Ростехнологии" (владеют 25% акций завода). Весной завод уже получил от правительства 25 млрд рублей, которые пошли на погашение долгов банкам, поставщикам и оплату зарплат. Но теперь речь идет не о живых деньгах, а о покупке на 50 млрд рублей трехлетних облигаций "АвтоВАЗа", конвертируемых в его акции, пишут "Ведомости" со ссылкой на источники. 

Как заявил ранее гендиректор "Ростехнологий" Сергей Чемезов, правительство уже решило увеличить уставной капитал "АвтоВАЗа". Сейчас идут переговоры о возможности участия в допэмиссии французской Renault.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Суд удовлетворил заявление Минпромторга о приостановлении прав X5 в ее российской структуре
  2. 2 Куда пойти, если вы хотите запустить бизнес в Латинской Америке