Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Продажи сотовых телефонов в России в 3 квартале упали на треть

Архив rb.ru
Наталья Жогова

Автор издания «РБ.РУ»: Архивные материалы

Наталья Жогова

Samsung обогнал Nokia по объему продаж сотовых телефонов в России

Продажи сотовых телефонов в России в 3 квартале упали на треть
Продажи мобильных телефонов в России по итогам 3 квартала сократились на 31,6% и составили 7,1 млн. шт. По итогам года рынок выйдет на показатель в 26 млн аппаратов. Несмотря на некое оживление спроса, говорить о восстановлении рынка пока рано. В тоже время на рынке наблюдается жесткая конкуренция между двумя крупнейшими производителями - наступавшая на пятки финской Nokia компания Samsung, похоже, становится новым лидером.  

Продажи мобильных телефонов в России в 3 квартале 2009 года упали по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 31,6% до 7,1 млн. шт. По итогам всего года рынок сократится на 28% , объем продаж составит порядка 26 млн штук, - такую предварительную оценку приводит в своем исследовании рынка компания "Евросеть". По данным Mobile Research Group, по итогам третьего квартала объем продаж был немногим больше - 7,3 млн. шт. 

За три квартала 2009 года, по данным "Евросети",  в России было продано 17,66 млн. сотовых телефонов, что на 34,1% меньше количества, проданного за аналогичный период 2008 года.

Сотовые телефоны не входят в число предметов первой необходимости, поэтому на фоне падения доходов населения активность потребителей на рынке сотовых телефонов остается сниженной, однако "дно" уже пройдено, отмечают  в "Евросети".  В конце 2 квартала - начале 3-го "рост потребительского спроса возобновился, причем на уровне, опережающем рост экономики в целом". Частично связано с осуществлением отложенных в первом  полугодии покупок.

С оценкой "Евросети" итоговых объемов рынка 2009 года на уровне 26 млн. штук соглашаются и другие участники рынка. Как заявила RB.ru  PR-директор «Связного» Елена Ноготкова, на конец года совокупный объем продаж в России, по оценкам компании, составит 25-26 млн шт.  По  оптимистичному прогнозу, считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин,  объем  продаж достигнет 28 млн шт, согласно пессимистичному прогнозу (если не прикладывать усилий по стимулированию продаж) рынок выйдет на показатель в 26 млн шт.  

Сама "Евросеть" свою долю в общих продажах не приводит. Как отмечают эксперты, компания теряет свою долю, но остается безусловным лидером. По данным Mobile Research Group, доля ритейлера на сегодняшний день составляет почти 30%. Следом за "Евросетью" идет "Связной" (около 21%), на третьем месте - "дочка" МТС компания "РТК", занимающая 9,5% рынка.

Несмотря на наметившийся рост, частичное восстановление рынка сотовых аппаратов начнется лишь в 2010 году (по прогнозу "Евросети", минимальный прирост продаж составит 3-4%, а максимальный - 10-15%). При росте рынка в 3-4% объем рынка в 2010 году выйдет на  75% от объема 2008 году (в количественном выражении). Ожидается, что на докризисный уровень продаж ритейлеры смогут вернуться в 2011 году благодаря восстановлению экономики и росту "реплейсмента" телефонов.

Samsung vs Nokia

По данным «Евросети», лидером на рынке России по объему продаж телефонов в третьем квартале стала финская Nokia с долей рынка в 38,7% рынка (40,2% во II квартале), за ней идет Samsung с 35,2% (31,3%), на третьем месте LG -  12,4% (7,7%) (см. диаграмму).

Впрочем, по доле вендоров на российском рынке, данные "Евросети" не совпадают с другими исследованиями.  Как рассказал RB.ru Эльдар Муртазин, согласно оценке Mobile Research Group,  Samsung, чья доля рынка по итогам квартала составляет почти 36%, опередил  исторического лидера Nokia с долей в 35% (в количественном выражении, "по объему продаж в денежном выражении Samsung давно обогнал Nokia ").  В последние три месяца тенденция по росту преимущества корейской компании усилилась, в октябре эта тенденция сохранится; в дальнейшем разрыв будет увеличиваться, - говорит эксперт.

Финская компания достаточно консервативна в ценовой политике, играет свою роль и фактор валюты (евро). Кроме того, с недавних пор компания стала активно вкладывать в сервис, при этом изменение в себестоимости оплачивают покупатели. В результате цены у Nokia выше европейских на 15-20%, а в условиях кризиса цена зачастую бывает решающим для потребителя фактором при выборе товара, поясняет Муртазин.

Подтверждают эту тенденцию и подсчеты аналитиков JFK по итогам августа. Если на начало месяца доля Nokia на рынке сотовых телефонов была 38,2%, то в конце месяца она снизилась до 34,3%,  Samsung, напротив, за месяц увеличил долю с  34,1% до 38,2%.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Чему учат в корпоративных университетах?