Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Распухший соцпакет

Архив rb.ru

Компании учатся использовать льготы как инструмент управления персоналом

Распухший соцпакет

Страховки, обеды, спортзал, ссуды, мобильная связь, транспорт, учеба. Пока далеко не у всех компаний получается найти оптимальное сочетание затрат на социальные льготы и полученного от них эффекта.

В 2006 г. эксперты PricewaterhouseCoopers (PwC), составляя "Обзор оплаты труда", впервые сравнили соцпакеты отечественных компаний и российских "дочек" западных фирм. По ряду льгот разница существенная. Так, 74% иностранных компаний - участников обзора предоставляют дотации на питание, а из российских - лишь 36%. Жизнь персонала страхуют 70% западных работодателей и всего 17% российских. Треть иностранных компаний оплачивают сотрудникам занятия спортом, выдают ссуды, предоставляют пенсионные планы. Среди отечественных работодателей - респондентов PwC нашелся всего один, кто освоил пенсионное страхование.

Но уже через два года ДМС будет обычной льготой, а лет через 5-7 в порядке вещей станут и пенсионные планы, полагает Роман Иванов, партнер компании "Экопси Консалтинг". "Медстраховкой и дотацией на обеды мы создаем комфортные условия труда", - говорит Евгения Варламова, директор по персоналу интернет-магазина Ozon.ru. Конкуренция между работодателями идет на уровне эмоций, продолжает она. И российским расслабляться нельзя.

Впрочем, требования рынка - это лишь одна сторона медали, другая - пожелания сотрудников. Хотеть больше, чем нужно на самом деле, - естественная черта человека, добавляет Алексей Молчанов, независимый консультант (с января 2004 г. по ноябрь 2005 г. - директор по персоналу группы "Спортмастер", формировал принципы соцпакета). По его словам, нередко реальных пользователей опцией соцпакета в 6-7 раз меньше, чем число тех, кто ее заказывал. Молчанов рассказывает, как директор одного из фитнес-клубов нахваливал корпоративных клиентов: абонементы выкупают сразу на год вперед, а заниматься ходит в лучшем случае десятая часть желающих. Однако отмена даже самой непопулярной льготы может вызвать чье-то возмущение.

Внедрять льготу надо не по прихоти сотрудников - тем более что всем не угодишь - а для решения бизнес-задачи, констатирует Молчанов. Важно определиться с задачами. Соцпакет не вдохновит работников на подвиги. "Для нас это скорее инструмент удержание сотрудников", - говорит Варламова. Например, на абонемент в фитнес-клуб смогут рассчитывать люди, проработавшие в Ozon.ru не менее трех лет, делится планами Варламова.

К стажу логично привязать и размер компенсации, которую берет на себя компания: от трех до пяти лет - 50% стоимости абонемента, более пяти лет - 80%. В Ozon.ru полис ДМС выдается лишь тем, кто проработал в компании год. Я бы и треть оплаты за страховку перенесла на сотрудников, признается Варламова. Но уже поздно - все привыкли, что она для работника не стоит ни копейки. Вложив в соцпакет собственные деньги, человек ценит его больше, считает Молчанов. С ним согласен Руслан Ильясов, HR-директор металлургической компании "Alcoa-Россия". За санаторное лечение работник компании должен заплатить от 30% до 50% стоимости путевки.

Разумным эксперты считают и дифференцированный подход к формированию соцпакета. Вполне естественно, если ценному сотруднику будут предложены дополнительные опции. Например, оплата поликлиники, не входящей в список ДМС, поиск няни для ребенка (если ценный кадр - молодая мама). Индивидуальный подход сказывается и на экономии средств, уверен Иванов. Не пустить деньги на ветер помогают и регулярные опросы персонала уже после внедрения льготы. Иванов вспоминает, как в одной региональной торговой компании, где средний возраст персонала 22-30 лет, вместо ДМС стали оплачивать мобильную связь и бензин.

В идеале у человека должна быть возможность выбирать опции соцпакета в установленных рамках - так называемая система кафетерия, полагает Варламова. В 2006 г. эксперты Ernst & Young впервые включили в вопросник для работодателей пункт о наличии "кафетерия льгот". Лишь 3% компаний - респондентов E&Y имеют эту опцию.

Работодателю придется потратить силы и время, чтобы адаптировать соцпакет и персонал друг к другу. Первый контрольный "замер" нужно сделать через три месяца, говорит Молчанов. Если за этот срок льготой стали пользоваться половина сотрудников, опция в процессе внедрения. Если не более четверти, правильнее ее свернуть.

Анастасия Дагаева

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Три нестандартных способа для поиска новых идей внутри команды
  2. 2 Опционы как мотивация для IT-работников. Как это работает?
  3. 3 Кто проводит большие сделки в России
  4. 4 Ozon ввел допвознаграждение для ПВЗ и штрафы за потерю товаров и «неправильную площадь»
  5. 5 Ozon fresh запустил быструю доставку за 30 минут