Россияне все больше экономят на сотовой связи из-за кризиса

Расскажите друзьям
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Операторы стараются увеличить расходы абонентов, но так, чтобы они этого не заметили

Кризис заставил россиян экономить на сотовой связи. О падении прибылей отчиталась московская "дочка" "МегаФона", готовится к этому и МТС. Для операторов настали трудные времена: им приходится думать, как расплатиться с долгами и как удержать абонентов. Компании решили скорректировать тарифы и увеличить цены на роуминг.

Чистая прибыль "Соник Дуо" ("МегаФон-Москва") в четвертом квартале 2008 года упала на 13,4% по сравнению с третьим кварталом и составила 4,8 млн рублей. Причиной компания называет снижение потребления услуг связи в период экономического кризиса, правда, пока что этот спад активности абонентов некритичен.

За четвертый квартал отчитался и МТС: в целом абоненты компании наговорили на 2,3% больше, чем в третьем квартале - из-за снижения средней стоимости минуты с 1,3 до 1,18 рубля. Абоненты стали переходить на более "легкие" тарифы, говорят в компании. Хотя пока что абоненты МТС не стали менее разговорчивыми, компания к этому уже готовится, вводя тарифы с дешевыми внутрисетевыми звонками. По прогнозам экспертов, долларовая выручка МТС и "Вымпелкома" в нынешнем году снизится на 9% (курс доллара - 34,3 рубля).

Долговая нагрузка у операторов разная. Осенью прошлого года больше всего кредитов было у "Вымпелкома" - $8,7 млрд, из которых $1,8 млрд компания должна погасить в 2009 году. У МТС долги за четвертый квартал доросли до $4,1 млрд, причем 80% - в валюте. Меньше остальных долгов у "МегаФона": $1,56 млрд на конец сентября.

Операторы завлекают абонентов

По оценкам аналитиков, опрошенных "Ведомостями", активные абоненты в Московском регионе в четвертом квартале прошлого года стали говорить на 5-7% меньше, чем за аналогичный период 2007 года. Причем, в основном спад активности объясняется отказом компаний оплачивать связь сотрудникам. Впрочем, в первом квартале текущего года ситуация уже не сильно отличается от января-марта 2008 года: появились новые дешевые тарифы.

Люди стали меньше пользоваться такими дорогими услугами, как роуминг и междугородняя связь. Чтобы удержать абонентов, "МегаФон" отказался от повышения тарифов и в начале марта запустил проект "Просто для общения", в котором минута связи и одно SMS-сообщение стоят 5 копеек. И хотя оператор одним из первых повысил в среднем на 25% тарифы на международный роуминг, в ближайшем будущем никаких повышений больше не планируется. По мнению экспертов, "МегаФон" рассчитывает использовать свое сильное финансовое положение, чтобы укрепить абонентскую базу.

"Смелый" ход "Вымпелкома"

"Вымпелком" избрал более смелую тактику: в конце февраля оператор увеличил стоимость местных и междугородных вызовов в целом ряде тарифных планов во всех регионах присутствия. Помимо новых тарифов, подорожала местная связь и в некоторых архивных, таких как "Удивительные вещи 08" и "Простые вещи". Позже были повышены цены на пересылку SMS-сообщений (+5-13%), подключение мелодии вместо гудка (ringbacktone; +56-57%), антиопределитель номера (+21-29%), а также введена абонплата за один "любимый номер" (1 рубль в день или 30 рублей в месяц - для кредитных тарифов) и повышена плата за три (+32%) и пять (+10%) "любимых номеров". Оператор объяснил корректировки желанием стимулировать абонентов подключаться к запущенному с февраля тарифному плану "Твои правила" и другим новинкам.

МТС "тянет" деньги из абонентов незаметно

Иную тактику избрала МТС. Она заявила, что будет корректировать тарифы, но обещала проводить изменения дифференцированно: повышение по одним направлениям будет сопровождаться снижением по другим. Например, внутрисетевой роуминг у МТС подорожал в 1,5-2 раза, подсчитали аналитики. Раньше особенность внутрисетевого роуминга МТС заключалась в дешевых звонках внутри сети и очень дорогих - абонентам других операторов. Теперь все изменилось: вырастут расходы у тех, кто подписан на тарифы, стимулирующие внутрисетевое общение в "домашнем" регионе, зато стоимость исходящих звонков на сети конкурентов сократилась на 6-70%, а отправить SMS-сообщение в роуминге стало почти вдвое дешевле. МТС нашла способ увеличить поступления от абонентов, формально не повышая тарифы, говорят эксперты.  

Без резких движений

В ближайшем будущем операторы планируют дальнейшие изменения в тарифах. "Вымпелком" будет предоставлять абонентам дополнительные возможности сэкономить за счет подключения дополнительных скидок на разные виды звонков. МТС обещает и дальше компенсировать повышение цен на одни услуги снижением стоимости других. "МегаФон" повышать тарифы не планирует. Эксперты уверены, что резких движений операторы делать не будут, а повышение цен будет плавным, расходы абонентов увеличатся, но при этом мало кто поймет, за что же он, собственно, заплатил. Один из операторов уже сейчас практикует такую акцию: без запроса абонента он на несколько дней подключает ему услугу замены гудка мелодией, а когда бесплатный период кончается, начинает взимать с абонента плату, если тот не успел или не сумел отключиться от этой услуги.


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Экосистема инноваций
30 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase