Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Российский автопром почти встал

Архив rb.ru
Илья

Илья

Заводы сегодня загружены лишь на треть мощностей

Российский автопром почти встал

  Российские автозаводы загружены лишь на треть своей мощности. По прогнозам аналитиков, в январе-феврале в России будет произведено не больше 120 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей. А по итогам года производство автомобилей в России упадет как минимум на 25%, ожидают наблюдатели.

Согласно прогнозам, в январе-феврале нынешнего года в России будет произведено 110-120 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей, пишет газета "Ведомости" со ссылкой на аналитиков авторынка из "ВТБ капитала" и A.T. Kearney. Следовательно, российские автозаводы сегодня загружены лишь на треть мощности, ведь годовая норма для всех российских автозаводов - это 2-2,1 млн машин (если брать в расчет только легковые и легкий коммерческий транспорт). Для сравнения, в январе-феврале 2008 г. в России было собрано 220 тыс. легковых автомобилей.

Не покупают

Спад производства объясняется резким снижением спроса на автомобили: конвейеры на многих заводах стояли почти весь январь. "АвтоВАЗ" и ГАЗ с января работают всего три дня в неделю в две смены, "Тагаз" - в одну смену, "Автотор" - 3-4 дня в неделю. "GM-АвтоВАЗ" лишь сегодня возобновил работу после затянувшихся новогодних каникул, но рабочие будут выходить всего в одну смену. "Камаз" уже дважды после каникул останавливал конвейер. УАЗ в пятницу объявил, что возобновит производство 16 февраля. Завод "Автофрамос" на прошлой неделе запустил конвейер после двухнедельного простоя. В обычном режиме работают только три завода: Volkswagen в Калуге, Toyota в Санкт-Петербурге и Ford во Всеволожске.

Однако распродать скопившиеся запасы автопроизводителям все равно не удается. Продажи "АвтоВАЗа" в январе упали почти на 40% - до 29,1 тыс. машин, а в феврале, по прогнозам, будет продано лишь немногим больше - 32 тыс. автомобилей. Другие производители итоги января еще не подвели и прогнозировать возможный объем продаж в текущем году не решаются.

Опрошенные "Ведомостями" аналитики отмечают, что производство в первом полугодии будет отставать от продаж: заводам нужно будет распродать складские запасы. Но и это им сделать едва ли удастся: в конце прошлого года, накануне объявленного повышения цен на иномарки и увеличения пошлин, дилеры завезли большое количество новых и подержанных автомобилей, поэтому и без того низкий платежеспособный спрос уже удовлетворен.

Камнем вниз

По итогам всего года производство автомобилей в России может упасть на четверть, подсчитали аналитики. Таким образом, по сравнению с прошлым годом производство будет сокращено как минимум на 350 тыс. автомобилей. Однако есть надежда, что на фоне повышения пошлин и девальвации рубля потребители будут стараться покупать автомобили, произведенные в России, что частично "вытянет" продажи.

Согласно опубликованному недавно прогнозу PricewaterhouseCoopers, в этом году падение рынка может составить от  25 до 50%. Пессимистичный вариант развития ситуации предполагает, что рынок может сделать отскок на два года назад.

Кризис неплатежей

Но низкий спрос - не единственная проблема. Еще одна причина остановки конвейеров - отсутствие у производителей средств. В четверг "АвтоВАЗу" пришлось остановить конвейер из-за долгов поставщикам, достигших почти 18 млрд руб. Долг "АвтоВАЗа" компании "Балаковорезинотехника" составил 512 млн руб., и она прекратила в четверг отгрузку запчастей из-за истощения собственных средств. Кроме того, около 200 млн руб. "АвтоВАЗ" задолжал иностранным поставщикам.

Впрочем, несмотря на нерешенный вопрос с поставщиками, сегодня утром "АвтоВАЗ" снова запустил конвейер, сумев договориться с ними "по опорным позициям". По словам источника "Интерфакса", в субботу была достигнута договоренность с основными поставщиками автокомпонентов и началась отгрузка комплектующих на автозавод. Между тем, он уточнил, что, "конечно, планировалось, что конвейер будет работать, как и объявлялось, в две смены по 6 часов, но, как будут обстоять дела дальше, прогнозировать сложно".

Другие автопроизводители говорят, что угрозы остановки конвейеров из-за прекращения поставок комплектующих у них пока нет: многие успели закупить машинокомплекты впрок.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 7 шагов для тех, кто рискнет начать продажи на маркетплейсах, когда рынок замер
  2. 2 «Я три раза оказывался в предбанкротном состоянии и каждый раз выигрывал»