Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Сотовых операторов обяжут бороться с sms-мошенничеством

Архив rb.ru

Роскомнадзор подготовил поправки в закон о связи, "большая тройка" хочет их поправить

Сотовых операторов обяжут бороться с sms-мошенничеством
Роскомнадзор подготовил законопроект, обязывающий мобильных операторов бороться с sms-мошенничеством не на добровольной основе, а в обязательном порядке. В частности, операторам разрешается оказывать услуги с оплатой через sms только после подтвержденного согласия абонента. В "большой тройке" этим предложениям не рады - так они теряют заметную долю выручки.

Роскомнадзор подготовил поправки в закон "О связи", повышающие ответственность мобильных операторов за мошенничества по sms. Минкомсвязи предлагается обязать операторов информировать абонентов, совершающих sms-платеж, о стоимости услуги, а также получать от него по sms подтверждение его желания совершить платеж. Другая часть поправок обязывает оператора быстро реагировать на жалобы абонентов на мошеннические услуги.

Мобильные операторы предоставляют контент-провайдерам в аренду четырехзначные номера, а те используют их для разного рода "разводок", делясь с операторами прибылью. Глава Роскомнадзора Сергей Ситников отмечает, что операторы на деле не торопятся разрывать договоры с контент-провайдерами, даже если те замечены в противозаконных действиях. "За этим стоят большие деньги, и нежелание операторов действовать можно понять", -  заключил он (цитата по ИРАТ-ТАСС).

По данным Роскомнадзора, количество жалоб на sms-мошенничества  за первые четыре месяца 2010 года втрое превысило их число за весь прошлый год. В I квартале МТС и "Мегафон" временно вводили обязательное подтверждение платежа - Advice of Charge (AoC) на коротких номерах, вызвавших наибольшее количество жалоб абонентов. Однако вводить AoC на постоянной основе, как это предлагает Роскомнадзор, операторы не хотели бы.

Падение выручки

Введение AoC негативно скажется на выручке от контент-услуг, рассказали "Ведомостям" в аналитической компании AC&M; Consulting. С этим согласны и сами операторы "большой тройки". Представитель "Вымпелкома" объяснил газете, что подтверждение заказа услуги усложняет пользование ею - лишний шаг пугает абонентов. AoC удлиняет процесс покупки, делает его менее удобным, соглашается представитель МТС: по статистике, каждое последующее необходимое действие снижает количество желающих воспользоваться услугой на 50-70%, даже если услуга интересная, легальная и востребованная. Поэтому МТС считает, что AoC необходимо применять только к тем номерам, где зафиксированы мошеннические действия.

Оценить возможное падение доходов операторы и аналитики не берутся. Представитель "Вымпелкома" говорит "Ведомостям", что резкого снижения выручки не ожидает. Борьба с мошенничеством стала главной причиной падения на 13% выручки МТС от контентных услуг в I квартале 2010 г. по сравнению с предыдущим кварталом, признавал президент МТС Михаил Шамолин. Оператор недополучил 563 млн руб., а его доля на рынке контента снизилась за один квартал с 43 до 39%. Доля "Мегафона" также сократилась - с 29 до 28%.

За и против

Тем не менее "МегаФон" поддерживает инициативу Роскомнадзора, говорит "Ведомостям" его представитель: мошенничество наносит удар по репутации операторов, а репутационный ущерб больше выпадающих доходов. В "Вымпелкоме" считают иначе:  оператор - посредник, давший провайдеру и абоненту номера и возможность связаться, он "не должен вмешиваться в работу разработчиков сервисов".

Мобильные операторы понемногу борются с мошенниками - открывают "горячие линии" для консультации пользователей, блокируют отдельные "короткие номера".  С середины июля "Вымпелком" будет взимать штраф до 90% от вознаграждения контент-провайдеру за любую документально подтвержденную жалобу. Но этого недостаточно, считает Сергей Ситников: "Если оператором не будут приниматься надлежащие меры по блокированию мошенничества, мы будем передавать материалы в правоохранительные органы, где пусть и разбираются с хозяйственными договорами оператора" (цитата по РИА Новости).

В "МегаФоне" говорят, что информирование о размере платежа и его подтверждение не всегда могут защитить от мошенничества - законодательство не регулирует микроплатежи  и не дает возможности установить конечного получателя sms-платежей. Ситников считает, что сотовые операторы только декларируют, что хотят блокировать короткие номера по подозрению в мошенничестве. В "Вымпелкоме" надеются, что поправки Роскомнадзора "будут приняты в том виде, который устроит операторов". Поправки к закону "О связи" направлены в Минкомсвязи, данных о том, когда их внесут на рассмотрение в Госдуму, нет.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 10+ идей для ИТ-стажировки весной и летом 2023 года
  2. 2 Краш-тест сайтов: взяли под прицел операторов «большой тройки»