Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

У "Транснефти" ежегодно исчезали сотни тон топлива

Архив rb.ru

Результаты внутреннего аудита специализированной "дочки" монополии - "Транснефтепродукта" ужасают

У "Транснефти" ежегодно исчезали сотни тон топлива
"Транснефть" не раз жаловалась, что из-за хищений нефти из своей трубы ежегодно теряет порядка 0,01% от общего объема прокачки. Сумму ущерба монополия оценивает в десятки миллионов долларов. А вот потери от махинаций с нефтепродуктами компания никогда не раскрывала.
 
В распоряжении "Ведомостей" оказались результаты внутреннего аудита специализированной "дочки" монополии — "Транснефтепродукта" (ТНП; подлинность документов подтвердили три источника, близких к "Транснефти"). Практически полное отсутствие системы учета и контроля за движением топлива позволяет с легкостью украсть из трубы сотни тонн нефтепродуктов, следует из документов.
 
В сентябре 2010 г. результаты аудита были представлены президенту "Транснефти" Николаю Токареву: в общей сложности ревизоры выявили нарушений на 4,4 млрд руб., говорят источники. По первым пяти компаниям общая сумма нарушений составила 3,5 млрд руб., следует из имеющихся у "Ведомостей" документов.
 
Цифра нерелевантна, говорит один из источников: получить доступ ко всем документам аудиторам не удалось, поэтому проверку нельзя считать полной. Например, на "Петербургтранснефтепродукте" все документы о движении топлива были уничтожены незадолго до проверки в связи с "ненадобностью". Именно эта формулировка значилась в едином акте об уничтожении бумаг, предъявленном аудиторам представителями компании, говорит источник. "А на “Уралтранснефтепродукте” требовать документы было не с кого — генеральный директор подал заявление об увольнении в день приезда комиссии", — рассказывает он. Оценить объем "выпавших" нарушений ни один из собеседников "Ведомостей" не смог.
 
А где миллиард?
 
Из выявленных нарушений самые крупные приходятся на операции с нефтепродуктами (более 1 млрд руб.). Основа большинства махинаций — формирование неучтенных излишков топлива, говорят источники. Сделать это нетрудно: на всех предприятиях ТНП практически отсутствует автоматизированная система контроля и учета за движением нефтепродуктов. "Если нет точных данных, сколько топлива поступило в систему и сколько ушло, то выявить, сколько украли, невозможно", — поясняет один из собеседников "Ведомостей".
 
В большинстве случаев измерения делаются по старинке, рассказывает он: на резервуар забирается сотрудник ТНП, опускает внутрь рулетку и на глаз определяет, на сколько сантиметров заполнена емкость. А потом, исходя из нормативных показателей плотности и температур, вычисляет, сколько топлива в резервуаре. "Погрешность таких расчетов колоссальная! Ведь каждый миллиметр — это около 5000 т нефтепродукта!" — сетует собеседник "Ведомостей".
 
Основываясь на таких топорных расчетах, работники предприятия часто занижают данные об остатках топлива в системе, а вымышленные недостачи списывают на негерметичность задвижек, рассказывает источник. Так было, например, на "Уралтранснефтепродукте", где за 2009 г. было списано 5458 т нефтепродуктов на сумму 4,7 млн руб., следует из документов. При проверке "Балттранснефтепродукта" аудиторы выявили 9950 т недостачи на сумму 165,2 млн руб. По словам сотрудников, излишки скрывались по прямому указанию руководства ТНП, пишут аудиторы. Представитель ТНП это не комментирует.
 
Еще одна схема — завышение фактической плотности нефтепродукта, что позволяет недоливать топливо получателям. Аудиторы выявили, что таким образом "Мостранснефтепродукт" только в III квартале 2009 г. и I квартале 2010 г. недопоставил ТЗК "Шереметьево" 231,6 т авиакеросина, следует из отчета.
 
Современные системы учета на предприятиях есть, говорит собеседник "Ведомостей", но часто они игнорируются. Например, при проверке Средне-Волжского ТНП выяснилось, что оборудование стоимостью 85,9 млн руб. предприятием не используется, а учет ведется на основании данных поставщика — НПЗ "ТАИФ-НК" (владелец — "Татнефть"). При сопоставлении данных обнаружилось, что только за год (с июня 2009 г. по июнь 2010 г.) с НПЗ было перекачано 8900 т неучтенного топлива на сумму 134,4 млн руб., говорится в отчете аудиторов. Это 7,5% от всего объема нефтепродуктов, находящихся в системе Средне-Волжского ТНП на момент проверки, отмечают ревизоры. Правда, инвентаризации, проводимые самой "дочкой", никаких излишков топлива в трубе не зафиксировали. "Слить неучтенное топливо несложно, — говорит один из источников “Ведомостей”. — На ГПС “Альметьевск” есть не оборудованный средствами учета отвод и 12 технологических разрывов на отводах к нефтебазам".
 
Виновных накажут?
 
Токарев потребовал провести служебные расследования, наказать виновных, возместить ущерб и даже направить материалы в МВД для возбуждения уголовных дел, следует из резолюций на документах. "Нужно привести ОАО в адекватное состояние, — писал Токарев президенту ТНП Владимиру Шимановичу. — Не сделаете это сами — будем делать мы".
 
Проконтролировать устранение нарушений должны были ревизоры "Транснефти". Но работа шла со скрипом, говорит один из источников "Ведомостей". "Пример одного из нарушений — около 0,5 млн руб. было передано за услуги организации, гендиректор которой числился в местном дурдоме. Налицо схема с фирмой-однодневкой. Отчет ТНП: данное нарушение устранению не подлежит", — рассказывает он. А через месяц все документы о проверке были изъяты и засекречены службой безопасности "Транснефти", а ревизорская служба упразднена. Причины произошедшего представитель "Транснефти" не комментирует, но отмечает, что работа по устранению нарушений в ТНП ведется.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Топливный кризис — как работать? Опыт транспортной компании