Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Западные СМИ: Смерть Чавеса - огромный удар для Кубы

Архив rb.ru
Андрей

Андрей

А нефтяные компании мира могут потерять свои партнерства в Венесуэле

Западные СМИ: Смерть Чавеса - огромный удар для Кубы
Смерть Чавеса - огромный удар для Кубы, партнерство с которым было очень выгодно для Фиделя Кастро и жителей страны. Для своих же Уго Чавес предложил "новый, свежий проект": доходы от нефти пошли на образовательные, медицинские и продовольственные программы, став инструментом его могущества, а за границей этот "революционер с мессианским уклоном получил статус лидера антиимпериалистического крестового похода".
 
"Я останусь, пока того хочет Бог, и столько, сколько мне прикажет оставаться народ". Именно так, пишет сегодня Der Spiegel, говорил Уго Чавес в 2008 году, будучи на пике своего могущества. Однако всего через пять лет 58-летний президент, успевший стать самым настоящим кошмаром для политической элиты Южной Америки и позиционировавший себя в качестве конкурента США, скончался от рака.
 
Биография
 
Чавес - сын школьного учителя из маленького провинциального городка. Он дослужился до подполковника, участвовал в неудачном путче 1992 года, сидел в тюрьме, был помилован, после чего стал президентом Венесуэлы, набрав на выборах 1998 года 56% голосов.
 
Своим соотечественникам Чавес предложил "новый, свежий проект", который не имел ничего общего с коррумпированной элитой и традиционными партиями, сменявшими друг друга на протяжении десятилетий. Этот проект изменил в стране абсолютно все - глава государства переписал конституцию, поменял парламент, расставил на ключевые посты своих людей, провел национализацию нефтяной промышленности, доходы от которой стали важнейшим инструментом его могущества.

Заслуги
 
Он смог справиться с бедностью (ранее в крайней нищете жила практически половина венесуэльцев), несправедливым распределением богатств и разграблением ресурсов международными концернами. Чавес придал латиноамериканским левым новое самосознание и изменил политическую карту континента, обеспечив победу левых сил в соседней Боливии и Эквадоре.
 
Кроме помощи Кубе и Никарагуа, Венесуэла снабжала дешевой нефтью Гаити и еще ряд маленьких государств в Карибском море.
 
"Поистине с мессианским рвением венесуэльский лидер заключал альянсы с единомышленниками - Белоруссией, Россией, Ираном и Китаем", - говорится в статье.
 
Так кто же он такой - Уго Чавес?

Сам он считал себя продолжателем дела Симона Боливара, освободившего в начале XIX столетия Венесуэлу, Колумбию, Боливию, Перу и Эквадор от колониального владычества Испании. Правда, у него было современное прочтение, отмечает Der Spiegel, то есть он воевал с оппозицией и США. На вопрос "кто он?" не смог дать ответ даже писатель Габриэль Гарсиа Маркес, знакомый с Чавесом.
 
В 1999 году Маркес заметил, что в Уго Чавесе сосуществуют "человек, которому капризы судьбы даровали шанс спасти его родину, и иллюзионист, который, возможно, войдет в анналы Истории как очередной деспот", вспоминает El Mundo: "Два образа - святого и сатаны - вплоть до смерти Чавеса жили в сердцах и речах его последователей и противников".
 
Заразили?
 
Сторонники Чавеса заявляют о том, что их лидера намеренно заразили, пишет Corriere della Sera. "Как будто бы у него было не онкологическое, а вирусное заболевание", - недоумевает автор некролога.
 
"Рак поразил Чавеса в первый раз в 2011 году. О характере заболевания до сих пор ничего не известно, однако эксперты сходятся во мнении: видимо, речь идет о редкой форме саркомы, образовавшейся в районе таза, а потом распространившейся на все органы", - пишет издание.
 
Сообщение о том, что президент Венесуэлы умер, ни для кого не стало сюрпризом, пишет The Los Angeles Times, но "обеспокоенность вызывает то, что вице-президент страны Николас Мадуро, объявив о смерти Чавеса, одновременно предположил, что рак у венесуэльского лидера вызвали действия врагов государства".
 
А как же Куба?
 
Кубинские чиновники шептались, обсуждая самочувствие человека, без которого их режим долго не продержится, пишет The Financial Times. Разумеется, их волновал Уго Чавес, а не Фидель Кастро.
 
Для кубинского режима смерть Чавеса - значительно большая потеря, чем кончина Фиделя, поскольку "все реальные обязанности лидера еще 7 лет назад переданы его младшему брату Раулю". Помощь из Венесуэлы была для режима Кастро "спасательным кругом": более 100 тыс. баррелей нефти в день по льготным ценам, сотни совместных проектов и предприятий, колоссальные прямые инвестиции. Налаживание связей с Чавесом было гениальным ходом Фиделя.
 
Для других авторитарных режимов смерть Чавеса тоже возымеет крупные последствия. Боливия, Эквадор и Никарагуа потеряли главного союзника и самого громогласного защитника, Россия - "одного из крупнейших покупателей оружия", Иран - важного партнера по "антиамериканским дипломатическим гамбитам", Китай, возможно, лишится привилегированного доступа к венесуэльской нефти.
 
Смена правительства Венесуэлы вызывает опасения, что международные нефтяные компании могут потерять свои проекты в стране. В частности, в Венесуэле работает российский нефтяной консорциум ННК, в котором Роснефти совместно с долей ТНК-ВР принадлежит 60%, полагают в "Инвесткафе". Роснефть также развивает проект по разработке блока Карабобо-2, к ней также перейдет и принадлежащая ТНК-ВР доля в Petromonagas, которое занимается разработкой блока месторождений в восточной части пояса Ориноко. Роснефть планирует инвестировать в венесуэльские проекты около $10 млрд в течение 10 лет.
 
Вероятность того, что после ухода Уго Чавеса Венесуэла может пересмотреть контракты с международными нефтегазовыми компаниями, конечно, есть, но крайне мала. Дело в том, что Венесуэла владеет крупными запасами углеводородов и заинтересована в наращивании объемов добычи, в чем могут оказать посильную помощь зарубежные компании. Кроме того, нефть в Венесуэле тяжелая, требует специальной переработки и дополнительных инвестиций, а также опыта зарубежных компаний в ее добыче. Более того, государство контролирует доли во всех проектах, реализуемых совместно с зарубежными компаниями, потому уход иностранных компаний, в том числе и Роснефти, маловероятен. Роснефть же за счет трех проектов в Венесуэле сможет уже к 2017-2018 годам прибавить к своему общему объему добычи около 300 тыс. баррелей в сутки, или 110 млн баррелей нефти в год.

Галерея

Галерея

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Состояние и перспективы нефтегазовой отрасли России: возможности для бизнеса в сфере ТЭК