На старте бизнеса

Какие технологии нужны в логистике?

На старте бизнеса
Анна Соколова
Анна Соколова

экс-редактор раздела «Технологии» на Rusbase

Анна Соколова

Какие стартапы могут родиться из логистических проблем e-commerce

Какие технологии нужны в логистике?

Российский рынок логистических услуг для интернет-магазинов весьма насыщен. В июньском каталоге отраслевого портала Shopolog представлены 24 курьерские службы, 25 фулфилмент-операторов, 18 систем автоматизации доставки, 5 сервисов для трекинга отправлений, расчета стоимости доставки и печати бланков, 3 сети почтоматов и 4 системы для закупок по модели дропшиппинга.

По теме: Что интернет-магазину делать с логистикой?

В аналогичном каталоге E-commerce Solutions перечислены 27 курьерских служб, 7 транспортных компаний, 9 международных логистических служб, 16 фулфилмент-операторов, 12 систем автоматизации доставки, 7 сетей почтоматов, 4 системы управления складом (WMS) и 4 системы трекинга заказов.

Можно ли влиться в такой конкурентный рынок? Да, если найти на нем «белые пятна» и вовремя их заполнить. В рубрике «Идеи для бизнеса» Rusbase старается с помощью экспертов нащупать пустующие ниши в зрелых отраслях.

Самыми проблемными логистическими процессами интернет-магазины считают обработку возвратов, последнюю милю, магистральную доставку, прием денег и инкассацию, отгрузку и доставку от поставщика, комплектацию заказа. Такие данные приводятся в февральском исследовании Data Insight.

Сложность того или иного логистического процесса зависит от масштаба онлайн-магазина, выяснили аналитики. Маленькие ритейлеры (до 30 заказов в день) чаще всего испытывают трудности с закупочной логистикой и магистралью, средние и крупные больше всего тяготятся процессами получения цен и остатков, комплектации заказа и обработки возвратов.

К числу пока неразрешимых задач собеседники Data Insight отнесли, прежде всего, ускорение доставки, увеличение охвата и работу с поставщиками. Из их ответов ясно, что онлайн-продавцы мечтают о доставке наложенным платежом в другие государства, штрафах для курьерских компаний за невыполнение обещанных KPI, идеальных системах управления собственными курьерами, организации доставки через единый агрегатор.

Поскольку чаяния владельцев интернет-магазинов ясны из исследования Data Insight, мы попросили экспертов по логистике и электронной торговле поделиться своим видением, на каких участках цепи поставок могут возникнуть новые бизнесы, и нужны ли они вообще.


Для каких стартапов есть место в логистике?

Крупному бизнесу зачастую проще купить и интегрировать готовый продукт. Интересно может быть любое решение, которое создаст добавочную стоимость к услуге доставки либо решит конкретные задачи бизнеса.
Евгений Данилик руководитель направления B2C DPD в России
image description
Огрехи в работе служб доставки могут исправить только сами поставщики этих услуг. Наивно полагать, что можно быстро создать идеальную компанию по доставке. Каждая такая новая компания будет сталкиваться с трудностями роста. Для решения этих задач могут потребоваться специализированные IT-решения, например, управление транспортом, курьерами, маршрутизация по городу, управление складом и другие.
Глеб Никулин гендиректор компании Delivia
image description
Наиболее перспективные технологии для логистики связаны с управлением курьерскими службами — как с управлением конкретными курьерами, так и с управлением подрядчиками. Эти два направления будут критически влиять на все остальные бизнес-процессы. Другие проблемы индустрии будут решаться федеральными и международными игроками, которые должны инвестировать миллиарды в развитие инфраструктуры.
Ефим Алдухов управляющий партнер компании E-commerce Fitness
image description
Технологии в доставочных сервисах узко специализированы и обычно разрабатываются внутри самих компаний — как для оптимизации своих процессов, так и для удобства пользователей всех уровней. Была ниша агрегаторов — айтишных стартапов, объединяющих доставочные службы в одном окне, но ей уже несколько лет и она уже заполнена набором ярких компаний. Возможно, рынок сам сформирует запрос на новшества в доставке, придумав новый продукт, который доставлять классическим образом неудобно или неэффективно, и тогда обязательно появятся те, кто захочет сделать это красиво и современно, посмотрим.
Матвей Козловский гендиректор компании «B2C платежи и логистика» (B2Cpl)
image description

Агрегаторы доставки

В России интернет-магазину невозможно ограничиться одним логистическим партнером. Большинство сотрудничает с несколькими операторами. Одни выполняют доставку по городу, другие — в регионы, третьи — за рубеж. Плюс почти все работают с «Почтой России». С каждым подрядчиком приходится заключать отдельный договор и отлаживать работу.

Решить эту проблему помогают логистические агрегаторы, взаимодействующие с онлайн-магазинами в режиме «одного окна». Сейчас в этом сегменте работает много компаний: Checkout, Ddelivery, DinVio, PostWay, Teleport, Sendit, VeeRoute, «Заказово», «Аурама» и другие.

28 июля «Яндекс» презентовал свой агрегатор «Яндекс.Доставка». Его запуск не стал неожиданностью. В начале прошлого года «Яндекс» вложился в логистический агрегатор Multiship, но через несколько месяцев прекратил это сотрудничество, оставив при себе выкупленную платформу. Опрошенные Rusbase эксперты высказали осторожный оптимизм по поводу перспектив «Яндекса» на рынке логистических услуг:

Яндекс.Доставка: «Потребитель выиграет, но многие бизнесы закроются»

Сооснователь компании «МойСклад» Аскар Рахимбердиев полагает, что ниша агрегаторов все еще привлекательна для новых игроков.

Периодически появляются подобные решения, но все они вскоре исчезают, не появилось пока лидера рынка. «МойСклад», например, тоже очень заинтересован в таком сервисе: он существенно упростил бы взаимодействие в некоторых звеньях цепочки для наших клиентов. Неплохо зарекомендовал себя сервис Multiship, но он продержался недолго. У них не получилось отладить стабильную работу офлайновой части. Они замкнули на себя все договоры с интернет-магазинами и с курьерскими службами. Во-первых, это существенно замедлило процесс доставки, во-вторых, они просто перестали справляться с потоком информации, так как через них шло все: заказы, возвраты, жалобы. Скоро выходит на рынок еще один проект, ApiShip, посмотрим, что у них выйдет.
Аскар Рахимбердиев сооснователь компании «МойСклад» 
image description

Оптимизация обратной связи с клиентами

Весьма интересно программное обеспечение, которое улучшит взаимодействие с клиентами посредством веб-сервисов.
Евгений Данилик руководитель направления B2C DPD в России
image description
Сервисные компании становятся лучше благодаря своим клиентам. Чем объективнее критика клиента, тем точнее поставщик может решить свои проблемы. Сервисы, которые позволят отправителям (например, интернет-магазинам) видеть объективную картину качества доставки и сравнивать службы доставки по качественным параметрам, определенно займут свое место в экосистеме интернет-торговли.
Глеб Никулин гендиректор компании Delivia
image description

Примерами уже существующих на рынке решений являются многочисленные сервисы для сбора отзывов (Safe Online Reputation, Replyme, Reformal, Copiny, Feedbacker и др.).

Big data

Большие данные в логистике часто фигурируют в программах отраслевых конференций, но реальным кейсом пока не стали.

Big data в логистике — не встречал, а хотелось бы извлекать пользу из актива. Задача по идентификации получателей текущими инструментами морально устарела. Здесь необходим технологический рывок, который позволит проще это делать, обрабатывать и хранить.
Евгений Данилик руководитель направления B2C DPD в России
image description
У big data в логистике отличные перспективы. Растет спрос на системы планирования и прогнозирования товарооборота и продаж (как части товарооборота), которые и строятся на больших данных. Внедрение этой технологии дает ритейлерам хороший экономический эффект — за счет оптимизации ресурсов, повышения уровня клиентского обслуживания, улучшения управляемости компании. Жаль только, что предприниматели пока плохо осознают коммерческий потенциал работы с их собственными данными.
Павел Ковтун руководитель проекта Mycroft Assistant
image description

Ускорение и удешевление магистральной доставки

Большинство отечественных курьерских служб в регионы доставляют через внешних подрядчиков — собственным автопарком по всей стране обладают единицы. Основная масса транспортных компаний хронически не дружит со сроками, жалуются участники рынка. Чаще всего те возят сборные грузы и ждут до последнего, чтобы полностью укомплектовать машину. При этом штрафы за несоблюдение сроков в договорах, как правило, не прописываются. Логистические компании с развитой инфраструктурой доставляют товар точно в срок, но и тарифы на магистраль у них куда дороже.

В итоге у курьерских компаний выбор как у приговоренного — веревка или топор: или за приемлемую цену, но без гарантии соблюдения сроков, или быстро и качественно, но непомерно дорого. Если найдется такой предприниматель, который сможет эту дилемму разрешить и сделать так, чтобы доставка в регионы осуществлялась своевременно и за разумные деньги, он быстро завоюет эту нишу. Рынок давно ждет такого решения, но его пока никто не придумал. Решение вопроса отягощается тем, что инвестиции в транспортный бизнес нужны очень большие. Это не программный код писать, здесь зарплатой разработчиков не обойдешься. Нужно закупать машины, нанимать водителей, строить автопарк и т.д. Первым сниму шляпу перед тем, кто сможет решить эту проблему. Это будет реальный передел рынка.
Алексей Прыгин гендиректор компании «МаксиПост»
image description

Обработка возвратов как отдельная услуга

Возвратная логистика по сути не отличается от прямой. Посылку нужно забрать и доставить из пункта А в пункт Б, отразив все процессы в отчетности. Сейчас основным каналом для отправки возвратов выступает «Почта России». К недостаткам этого канала участники рынка относят долгие сроки, низкий процент доставки и негарантированную сохранность товара при перевозке.

Покупателю удобнее вызвать курьера или самому отнести посылку в ближайший пункт выдачи заказа, рассуждает представитель компании «B2C платежи и логистика» Матвей Козловский. Сейчас такая возможность есть у клиентов интернет-магазинов, сотрудничающих с компанией.

Но мы планируем распространить эту услугу и на других онлайн-продавцов, чтобы покупателям по всей стране был доступен удобный и прозрачный возврат товаров. Основные технологии при подобной услуге — удобный онлайн-сервис по расчету стоимости возврата, предоставление информации о вариантах возврата (курьер/пункт выдачи заказа), трекинг возвращаемого заказа.
Матвей Козловский гендиректор компании «B2C платежи и логистика»
image description

Почтаматы PickPoint уже принимают возвраты в интернет-магазины вне зависимости от канала доставки (курьерские компании, «Почта России», пункты выдачи или другие почтаматы). Причем платить за доставку возврата может как продавец, так и покупатель, рассказывает представитель компании Ксения Киянцева.

Для организации качественных возвратов нужен контроль логиста и специальный программный продукт, чтобы возвраты вовремя комплектовались и доставлялись продавцам.
Ксения Киянцева директор по маркетингу PickPoint
image description

ПО для собственной логистики

Если сервисов оптимизации доставки через посредников довольно много, то программ для организации логистики собственными силами явно не хватает.

У крупных логистических компаний внедрены собственные решения, поддержкой которых занимаются штатные разработчики. А для логистики в e-commerce сейчас крайне мало продуктов.
Евгений Данилик руководитель направления B2C DPD в России
image description

Обмен информацией с перевозчиком

Упростили бы жизнь открытие данных магистральных перевозчиков для интеграции, автоматизация процессов передачи заявок на перевозку и получение фактических данных по принятым грузам и их параметрам (тариф на перевозку, списание тарифов с авансовых счетов, автоматизированный трекинг).
Матвей Козловский гендиректор компании «B2C платежи и логистика»
image description

Онлайн-трекинг заказа для клиента

Для своевременного реагирования и отладки процессов ритейлерам был бы полезен трекинг каждого товара/заказа по отдельности с возможностью для онлайн-контроля его перемещения. Например, с телефона. Я говорю не просто о статусах, а о GPS-датчиках на товарах, позволяющих определить точное местоположение товара, например, на складе. Такая информационная открытость может сопровождаться детальной схемой склада с разделением на зоны (комплектация, упаковка и так далее) с подписями вроде «сборка заказа завершена на 85%», «товар передан в курьерскую службу», «товар в пути» и так далее. Таким образом, клиент интернет-магазина мог бы планировать свое время, опираясь на близость курьера к его дому, а курьерским службам стало бы удобнее договариваться о встречах с покупателем. Ведь клиентам интернет-магазинов не всегда удобна абстрактная доставка «в первой или второй половине дня». А ритейлерам такой способ контроля покупки поможет снизить процент возврата не доставленных вовремя товаров.
Елена Шульц коммерческий директор «Логистического агентства 20А»
image description

Системы GPS-трекинга автотранспорта предлагают несколько компаний, например, Smart GPS и Live GPS Tracking. Компания «Где Мои» предлагает услуги мониторинга за средствами передвижения, людьми, животными, грузами.

Преподаватели МАДИ Леонид Миротин и Вали Саркиев в статье «Тренды и инновации в логистике и управлении цепями поставок» предлагают использовать bluetooth-маячки iBeacon для контроля состояния перевозимых грузов. Также эту технологию можно применить для навигации персонала на складах.

Навигация для курьеров

В силу географической специфики России, будут интересны продукты геолокации, которые упростят навигацию в населенных пунктах и зданиях.
Евгений Данилик руководитель направления B2C DPD в России
image description

Навигационные приложения для курьеров есть у сервисов Aurama, Deliverator, курьерских служб «Бринго Work» и Dostavista.

Еще одним больным вопросом является «последняя миля»: все водители четко знают, где расположен терминал, куда они должны прибыть в первую очередь, а вот дальше никакие навигаторы им почему-то не помогают. Довезти груз от терминала до какой-либо другой точки в городе, например, склада они толком не могут и еще больше нарушают сроки. В нашей практике бывали случаи, когда последняя миля оказывалась длиннее, чем дорога из Москвы до регионального центра.
Алексей Прыгин гендиректор компании «МаксиПост»
image description

Профессиональные навигационные решения для водителей грузовиков существуют, но логистические операторы, судя по всему, не нашли среди них подходящих.

Удобные наложенные платежи

Российский рынок электронной коммерции уникален тем, что большая часть заказов доставляется с наложенным платежом. В некоторых товарных сегментах подобные отправления составляют 90%. Такие потоки наличных подозрительны для чиновников и неудобны для продавцов, которые получают их на свой счет через несколько дней или даже недель. Банковские карты проблему не решают — в глубинке ими почти пользуются.

В перспективе нескольких лет ждать снижения востребованности заказов с наложенным платежом не стоит. Так что если фантазировать, то рынок с нетерпением ждет стартапа, который сможет предложить тройке интернет-магазин — служба доставки — получатель вариант наложенного платежа, который был бы так же удобен для всех россиян, как оплата наличными, так же быстр и надежен, как оплата банковской картой, а стоил дешевле обоих.
Матвей Козловский гендиректор компании «B2C платежи и логистика»
image description

Оптимизация работы с поставщиками

По словам специалистов, закупочная логистика — самая недооцененная сфера оптимизации работы интернет-магазина. На этапе доставки онлайн-ритейлеры давно привыкли к аутсорсинговым решениям, к складским подрядчикам тоже начали теплеть, а в отношении закупок они наиболее консервативны. Представитель сервиса Mycroft Assistant Павел Ковтун говорит, что доллар, вложенный в оптимизацию цепи поставки, приносит больше прибыли, чем три доллара, потраченные на увеличение продаж.

Совместная работа с поставщиком позволяет составить общий план поставки товаров. Интернет-магазин может давать поставщику информацию о своих остатках, чтобы он сам подвозил раскупленный товар. Нужна возможность оптимизации объема и частоты поставок, а также прямого пополнения запасов на периферийных точках напрямую (минуя центральный склад). Вообще удивительно много тем по работе с бэк-офисом не освещено. Решениями для работы с поставщиками занимаются очень крупные компании — SAP, Oracle, JDA, но их программы рассчитаны на крупных клиентов. А вот малый и средний бизнес остается за бортом. Они сами придумывают себе решения на базе 1С или Excel. Результат обычно не очень.
Павел Ковтун руководитель проекта Mycroft Assistant
image description

Онлайн-продавцы, торгующие по модели дропшиппинга, работают уже не с товаром, а с информацией о нем. Это рождает потребность в специализированных сервисах для формирования актуальной витрины в режиме реального времени. Один из них — «МаркетМиксер», который производит массовую семантическую обработку данных о товарах, помогая эффективней торговать со склада поставщика.

Работа с поставщиками — это «боль» интернет-магазина. Но отдавать ее на аутсорс ритейлеры пока не спешат — это чувствительная для бизнеса тема. Или, может, на рынке нет подходящих решений? А каталогов, где можно искать товар по оптовым предложениям, уже недостаточно для работы. Очевидно, нужно что-то новое, чего пока нет. Поэтому мы видим перспективу в развитии работы с поставщиками.
Андрей Маклаков руководитель проекта «МаркетМиксер» 
image description

Если во время прочтения вас осенили еще какие-нибудь идеи для бизнеса в логистике, расскажите о них в комментариях.

Фото на обложке предоставлено сайтом Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Что произойдет с доставкой еды в 2023: будущее компаний, перспективы для потребителей
  2. 2 Как сейчас российскому бизнесу продавать онлайн на экспорт
  3. 3 NFT, ритейл-медиа и голосовой поиск: 10 трендов eCommerce в 2023
  4. 4 Часть заказа клиента оказалась недоступна — как решить проблему с отправкой?
  5. 5 Америка ищет таланты: что позволит фудтех-проектам удержаться на рынке?