Людмила Чумак

На что смотрят инвесторы, оценивая стартап? Часть 1

Бизнесу нужно знать свою стоимость, но ее определение может быть достаточно сложной задачей. Это скорее даже ближе к искусству, чем к науке, — вы, в сущности, рисуете картину своей стоимости, не приводя пока никаких существенных доказательств.

Почему тогда оценка стартапа так важна и какие факторы влияют на нее? В вопросе разобрался Мартин Люенендок, сооснователь и CEO сервиса для поиска работы Cleverism. Мы публикуем первую часть статьи, где рассказывается, зачем вообще нужна оценка стартапа.


Все должно начинаться с оценки стоимости: не только ваши деловые предприятия и заключение сделок, но даже эта моя заметка.

Что такое оценка?

Словарь Мериам-Вебстер определяет оценку как «предполагаемую или определенную рыночную цену чего-либо». Другими словами, оценка показывает стоимость вашего бизнеса.

Определить стоимость уже работающего бизнеса не так сложно, хотя и не слишком просто. У него есть доход, возможная прибыль и клиенты, что помогает определить его цену с более высокой точностью. То есть имеются реальные цифры, которые можно использовать для подсчета рыночной стоимости бизнеса.

Но что делать, если у вас таких данных нет? У вашего стартапа может не быть никаких клиентов, может не быть дохода, не говоря уже о прибыли. На самом деле на этом этапе у вас даже может быть больше затрат!

Значит ли это, что стоимость вашего стартапа равна нулю? Вообще-то, нет. У всего есть цена. Мы все наблюдали за финансовыми показателями в последние годы. Оценка некоторых стартапов почти без всякого дохода иногда превышала $10 миллионов. И действительно, в 2016 году предварительная оценка компаний на этапе посевных инвестиций достигла средней величины в $5,9 миллиона.

Как же происходит такая оценка? И что более важно: почему она важна?

Зачем нужна оценка стартапа?

Давайте сперва рассмотрим случаи, когда возникает необходимость узнать стоимость вашего стартапа. Существуют три основные ситуации, когда нужна оценка.

1. Привлечение капитала

Поскольку стартапы — это всегда про масштабируемость и рост, вам часто требуются деньги для поддержания этого роста. Если вы не миллионер, который жаждет рискнуть собственными деньгами, вам нужны инвесторы.

Итак, вы обращаетесь к инвесторам: венчурным капиталистам и бизнес-ангелам, однако вместо того, чтобы похлопать вас по плечу и сразу выписать чек на $100 тысяч, они хотят понять, какова стоимость вашей компании.

Действительно, ведь просто выдав $100 тысяч вашему стартапу, инвестор повышает стоимость вашего бизнеса. Инвесторы не дадут деньги просто так, в обмен на капитал они хотят долю в компании.

Чтобы отдать инвестору долю, вы уже должны иметь что-то, откуда можно эту долю выделить — нельзя просто взять и дать долю от полученных от этого же инвестора $100 тысяч. Инвестор даст вам всю эту сумму и, соответственно, потребует 100% компании, то есть станет не инвестором, а покупателем вашего стартапа. Значит, вы определяете стоимость, чтобы привлечь инвестиционный капитал.

На этом этапе существуют две ключевые концепции, которые вы должны понять: оценка первоначальной стоимости (pre-money valuation) и постинвестиционная оценка (post-money valuation) — стоимость компании после привлечения инвестиций.

Первоначальная оценка показывает стоимость компании перед следующим раундом инвестиций. Она имеет решающее значение, так как помогает определить долю компании, которую получит инвестор за вложенные им средства.

Давайте представим, что предварительная оценка вашего стартапа — $4 миллиона. Появляется бизнес-ангел и дает вам $1 миллион инвестиционного капитала. Первоначальная оценка остается $4 миллиона, а вы можете определить кусок пирога бизнес-ангела по следующей формуле:

Формула расчета

Если мы возьмем цифры из примера, то сможем подсчитать процентную долю, которая составит 20%.

Постинвестиционная оценка показывает стоимость компании после привлечения инвестиций. Используя значения из вышеописанного примера, ваша постинвестиционная оценка будет равна $5 миллионам. Это очень просто: она составляет сумму первоначальной оценки и привлеченных инвестиций.

Когда стоимость определена и дело стоит за инвестициями, предварительная и постинвестиционная оценки не могут рассматриваться или учитываться в отрыве друг от друга. Вы должны учитывать, какой может стать стоимость компании после привлечения денег, чтобы правильно сделать предварительную оценку.

2. Продажа бизнеса

Оценка необходима не только тогда, когда стартап собирается привлекать инвестиции. Она также важна, когда вы собираетесь продавать бизнес.

Продажа бизнеса — это, в сущности, последний этап цикла финансирования стартапа. Это момент, когда ваш стартап уже повзрослел и превратился в «настоящий» бизнес. Вы уже будете не просто продолжать масштабироваться, а начнете фокусироваться на удержании места на рынке.

Есть три основных пути продажи бизнеса:

  • Отраслевая продажа — продажа бизнеса другим компаниям. Поэтому отраслевые продажи часто называют b2b-продажами. Отраслевые продажи нередко совершаются такими стратегическими бизнесами, как Facebook, Yahoo и Google. Фактически, большая компания покупает стартап, который может помочь ей зайти на рынок или получить инновационную технологию, чтобы не допустить борьбы за позицию компании на рынке.
  • Вторичная продажа — продажа ограниченных пакетов акций одной инвестиционной компанией другой инвестиционной компании или инвестору. Вторичные продажи часто совершаются между финансовым инвестором и частной акционерной компанией.
  • Первичное публичное предложение (IPO) — компания становится доступной для широкой публики, предлагая свои акции на рынке ценных бумаг.

В каждом случае вам нужно определить стоимость стартапа, чтобы провести продажу. Проведение IPO, как правило, ведет к получению наиболее высоких оценок стоимости.

 3. Уплата налогов

Последняя ситуация, когда проводится оценка, относится к налогообложению. И снова для традиционных фирм все значительно проще, поскольку вы рассматриваете конкретные цифры: доход, прибыль, активы и так далее, но для стартапов это может быть мутным делом.

Проблемы часто начинаются с того, что стартап может иметь высокую оценку стоимости и в то же время нести убытки, поэтому налогообложение может быть высоким даже несмотря на отсутствие прибыльности.

Впрочем, налогообложение не затрагивает главную тему статьи — как происходит оценка стартапов. Если вы хотите больше узнать о налогах и оценке стартапов, рекомендую изучить следующие статьи:

Итак, у нас есть три ситуации, когда нужна оценка стоимости, но в чем же она состоит?

Цель оценки стартапа — вычислить стоимость компании сегодня на основании сделанных предпринимателем и инвестором прогнозов.

В сущности, вы пытаетесь заглянуть в будущее и понять ценность компании на основании имеющихся в данный момент возможностей. В некотором смысле, вы рисуете картину того, что будет, используя элементы, которые вам доступны прямо сейчас.


Источник.


Материалы по теме:

Почему инвестор не отвечает на ваше письмо? Рассказывает Артем Инютин (TMT Investments)

«Стартаперы – народ финансово безграмотный». Как избежать ошибок на старте

55 советов, которые помогут подготовиться к запуску стартапа

7 этапов создания сильной бизнес-модели

У вас идеальная бизнес-модель? Самое время от нее отказаться

Шесть этапов MVP: разбираем реальные кейсы

Экспресс-диагностика для стартапа: как оценить живучесть бизнес-идеи


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно

Нажмите "Нравится",
чтобы читать Rusbase в Facebook