На старте бизнеса

Нейминг в интернете, или как придумать название домена

На старте бизнеса
Светлана Майбродская
Светлана Майбродская

Основатель Академии Коммуникаций Wordshop www.wacademy.ru

Светлана Майбродская

Светлана Майбродская — филолог, копирайтер и неймер. Около 10 лет проработала в рекламном агентстве BBDO. Там же создала свою школу — Академию Коммуникаций Wordshop (лучшая рекламная школа мира по версии фестиваля Young Glory, 2014). Преподает, ведет тренинги и мастер-классы по неймингу и копирайтингу в РУДН, РГГУ, МосГУ, Институте Пушкина и в Академии Коммуникаций Wordshop.

Автор неймов для пельменей «Сам Самыч», водки «Факт», ресторана восточной кухни «Бахчай», стоматологического портала Denlemen.ru и т.д. Работала с такими брендами, как Coca-Cola, Pepsi, Chrysler, Mercedes-Benz, Schwarzkopf, Avon, Аптека «36,6», «Талосто», ВТБ, Трансмарк, Procter&Gamble и др.

Светлана написала колонку о нейминге в интернете.

Нейминг в интернете, или как придумать название домена
Присоединиться

Тема доменов сегодня актуальна для тех, кто занимается своим бизнесом. Как говорится, как вы яхту назовете… Я советую называть просто, ярко и стремиться к запоминаемости с первого раза. Как этого добиться — читайте далее.

Что отличает домены от других названий? Домены — это названия в интернете. Их главная задача: помогать найти информацию о вас и от вас в сети. Поэтому, чем легче вы будете ассоциироваться с тем, что ищут люди, тем быстрее вас найдут. Иными словами, вам надо быть на виду, на слуху и легко всплывать в памяти.

Доменам легче, чем названиям (неймам) для брендов. Последние (неймы) должны быть зарегистрированы в своем классе (всего классов — сорок пять). При регистрации действуют жесткие правила:

— Нельзя зарегистрировать категориальное слово. Например, если у вас чай, слово «чай» нельзя зарегистрировать. Более того, нельзя зарегистрировать и слово «чай» на английском, немецком, французском и других языках. А вот при регистрации доменов такого правила нет. Лишь бы слова «чай» или «tea» были свободны.

В случае с неймингом регистрация категориального слова возможна только при использовании принципа «матрешки». Я в свое время работала с питерскими ребятами, которым нужно было придумать название для ресторана восточной кухни с большой чайной зоной. Мне очень хотелось использовать слово «чай» в названии. А так как напрямую делать это было нельзя по условиям регистрации, то я стала придумывать слова, которые бы содержали внутри себя фонетические ассоциации с «чаем»: бахЧАЙ, ЧАЙки и ЧАЙники, ЧАща, ЧАн… Этот прием называется «матрешка».

Еще один пример. В прошлом году ко мне обратилась бренд-команда «Сибирское здоровье» (это косметика, товары для дома и витамины, созданные на сибирских травах). Бренд появился 17 лет назад и занял домен Sibvaleo. Пока они работали на российском рынке, никаких проблем не было, а когда решили зарегистрироваться в Европе, то столкнулись с тем, что название Sibvaleo совпадает до степени смешения с известным брендом VALIO (финские молочные продукты). Я им тогда придумала, как, не меняя кардинально название, быстро решить проблему. Нужно поменять несколько букв: Sibvaleo — Sibvalue (получаем слово Value — ценности), которое можно зарегистрировать.

— Если ваше название совпадает до степени смешения с уже зарегристрированным словом (то есть отличается от него на 1-2 звука или буквы), то вас тоже не зарегистрируют. Для домена разница в одну букву достаточна, чтобы получить на Nic.ru (портал, где регистрируют и проверяют домены) искомое «свободен» и приступить к регистрации.

Этим, кстати, можно пользоваться, причем, не стесняясь никого и ничего. Мы в свое время придумали название «Роботник» (через «О») для магазина роботов. Это слово было занято, поэтому мы быстренько догадались добавить одну букву в конце (поставить слово во множественном числе): «роботник» — «роботникИ». Новое слово было свободно.


Домены с хвостом


Самый простой способ зарегистрировать любое слово, которое вам нравится (даже если оно зарегистрировано) — это приделать домену «хвост», то есть ничего не значащее слово, которое просто является дискриптором или абстрактным словом. Например, многие бренды являются компаниями, магазинами, домами, клубами и просто брендами. Все эти слова могут стать «хвостом» для домена и помочь вам зарегистрироваться. Например, если у вы хотите зарегистрировать домен Verde (зеленый), то добавьте к названию хвост: Verde — DomVerde (получается «Дом Верде», или зеленый дом, так как он расположен в парковой зоне). Как видите, хвост может находиться как после, так и до придуманного названия.

Еще один способ «перехитрить» всех — это удвоить слово. По сути, сделать хвост из него же самого.

Мне кажется, название «Лавка-Лавка» (известный бренд фермерских продуктов) получился таким ярким только потому, что слово «Лавка» было занято — и его создатели решили удвоить слово.

Еще пример. Я вовремя не зарегистрировала слово Wordshop (название моего института), и домен заняли. Тогда я придумала себе «хвост» из слова «Академия»: Wordshop + Academy, получилось WACADEMY. И так мы с тех пор под этим неймом и существуем.

Кстати, «хвосты» сегодня очень модны. Их роль часто выполняют служебные части речи: предлоги, союзы и частицы. Они вносят в название «демократичность» и актуальность. И, кстати, лучше воспринимаются, чем их конкуренты без хвостов. Например, слово «ВКонтакте» ярче, чем «Одноклассники». Так как оно для пользователей соцсети ассоциируется с процессом и результатом — и это благодаря предлогу «в».


Точки и тире


14084_460,385.jpg

Те, кто считают, что знаки препинания не для них, очень ошибаются. Точки и тире всемогущи. Несмотря, на свои маленькие размеры.

Мои знакомые танцоры придумали название для танцевального турнира КЕНТАВР (по именам главных руководителей двух студий КЕНик Татьяны и ТАВРовской Лизы). Слово «кентавр» было занято, и я им посоветовала поставить внутри тире. Вуаля. КЕН-ТАВР зарегистрировался.

Кстати, мне следовало название Wordshop тоже зарегистрировать через тире внутри, было бы значительно элегантнее: WORD-SHOP.

Примеры использования точек тоже есть. Например, gu.ru (гуру), snej.com (снежком) и т.д.


Использование ритма


p-21-24152w_golconda.jpg

Ритм — это главное изобретение природы и искусства. В самом деле, наше сердце бьется ритмически, в природе день сменяется ночью, времена года следуют ритмически — закономерно друг за другом. На ритме «держатся» картины и фильмы, без ритма нет музыки и танца. В литературе ритм — один из главных художественных приемов. Я очень люблю придумывать ритмические названия. Они легче запоминаются, и их любят. В них есть какая-то магия.

Например, для пельменей я придумала название «Сам Самыч» (от слова «сам» — так в 18-19 веках называли мужчину и хозяина дома: «Вон, смотри, САМ идет»). С этим названием петербургский холдинг «Талосто» через 2 года выиграл престижную премию «Эффи» (бренд года).

{b8095491-4f5e-4607-990b-2659ebff3cf4}.jpg

По просьбе дизайнера Михаила Губергрица я придумала название фольги, для которой он делал фирменный стиль, — получился а-ля немецкий бренд «ФОЛЬГА ФОГЕЛЯ» (известно, что для немцев кухня и качество еды очень важно, поэтому бренд получился очень красивый и сдержанно-элегантный). В названии ритмически повторяются почти все звуки, но с эффектом зеркальности: ФЛГ-ФГЛ.

Для известного дизайнера Гурона (Игорь Гурович, бренд-бутик ZOLOTO) я придумала название ZINGIZI. Он создавал бренд промдизайна с уникальными товарами в единственном экземпляре. Название напоминало словесные «выкрутасы» футуристов и одновременно в нем было что-то африканское (в Африке есть река Зангези). Гурон обыграл этот логотип очень красивым образом: он превратил все I в наклонные линии (\), которые символизируют вариативность, а следовательно, свободу выбора.

Следующий красивый знак придумал Михаил Губергриц (основатель и творческий директор дизайн-студии LINII) для своей персональной выставки фотографий, сделанных во время путешествия по Индии. Название «Дни Индии», на мой взгляд, гениально (с точки зрения простоты и ритмической законченности). Сам логотип был сделан из фактурной индийской бумаги и получил несколько фестивальных призов.

gubergritz.jpg

Один знакомый показал название домена для домохозяек (тема сайта: кулинарные и прочие советы). Назывался он Domohozyaika.ru. Я немного подумала и предложила ему свою версию названия — DOMOMAMA.

Кстати, для упоминаемого мною выше бренда «Сибирское здоровье» мои студенты из Института Пушкина предложили ритмически красивое название: DARISIBIRI (дары Сибири).


Все дело в рифме


banatzayed-cute-owls2.jpg

Кстати, сегодня регистрировать слова все труднее и труднее. Иногда такое чувство, что все мало-мальски известные слова заняты. Как тут быть?

Американские неймеры советуют нам всем обратиться к рифме. Рифмованные слова легче запоминаются. И этот прием пока мало используется. Как говорится, на наш и на ваш век хватит.

Мы с моими студентами из Академии Коммуникаций Wordshop придумали несколько оригинальных названий для доменов. Например, для астро-портала нам удалось придумать название, состоящее из русских слов (заказчики хотели, чтобы простые люди из регионов легко находили их в сети). Получилось OTVETPLANET (ответ планет).

Лично я очень люблю рифму. Для пельменей «Сам Самыч» придумала рифмованный слоган: «Пельмешки без спешки». Он коммуницирует заботу о женщине, которая может купить пельмени и не беспокоиться об ужине, а вместо этого без спешки заняться собой.


Игра словами


LtZ2DX0oeGw.jpg

Мы делали на Wordshop нейминг для домена в помощь родителям (советы, куда пойти и что делать с детьми). На тот момент все известные слова: родители, мамапапа, дети, Parents — были заняты. Можно было, конечно, удвоить какое-то слово (например, Detydety). Но мы пошли другим путем. Мы решили стать немножко детьми и поиграть словами. Мы перевернули слово «родитель» и получили красивое а-ля латинское слово LETIDOR. И зарегистрировали это название. Кстати, фирменный стиль «Летидору» делали англичане — они были в восторге от нашего названия.


Использование креативных приемов


b7fa617fdfe3.jpg

Для портала электробытовой техники нужно было зарегистрировать простое — односложное (состоит из одного слога с одной гласной внутри) — слово, связанное с темой электричества. Я придумала слово «СКАТ» (это электрическое животное). И чтобы потребителю было легче воспринять «ската», я расшифровала название (сделала дескриптор): «СКАТ» — Современная Качественная Техника.

В заключение хочу пожелать всем вдохновения. И пусть у вас будут самые успешные проекты в сети.

Naming-image via Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Что в имени тебе моём: как предпринимателю работать под псевдонимом
  2. 2 Выбор редакции: за какими стартапами стоит следить в 2020 году
  3. 3 20 cамых успешных предпринимателей в сфере TravelTech
  4. 4 Предварительное обследование: выводы из рейтинга MedTech
  5. 5 Выбор редакции: какие стартапы нам запомнились в 2018 году