Денежный поток стартапа: Как и из чего он устроен? StartUp Школа

Команда Rusbase

Редактор проекта Rusbase

Расскажите друзьям
Команда Rusbase
Команда Rusbase

 

Рассмотрим, из чего состоят денежные потоки фирмы. Где берет деньги человек? Во-первых, работая и зарабатывая. Во-вторых, продавая и покупая имущество. Безработный алкоголик может продать квартиру и купить водку, а состоятельный юрист может продать «Инфинити» и купить драгоценности и шубу жене, – с финансовой точки зрения эти транзакции одинаковы. И в-третьих, деньги можно занять, подарить, получить в наследство. Фирмы в денежном отношении – почти те же люди. Фирма может получать или тратить деньги всего тремя способами: 

 

1. Производя и продавая те товары и услуги, для производства и продажи которых она предназначена. 

2. Продавая и покупая имущество. 

3. Получая инвестиции в капитал и кредиты, или делать платежи по своим ценным бумагам и кредитам. 

 

 

Соответственно и денежный поток фирмы делят на три денежных потока разной природы: 

 

1. Операционный – от «операций», то есть основной деятельности. 

2. Инвестиционный – от купли-продажи долгосрочных активов. Это необходимо твердо запомнить, что «инвестиционный» денежный поток к инвестициям ни малейшего отношения не имеет! К ним имеет отношение третий денежный поток:

3. Финансовый – от инвестиционных и кредитных действий. 

 

 

В дальнейшем эти денежные потоки будут называться CF–O, CF–I и CF–F. 

 

 

Существует два основных способа построения CF: прямой и косвенный. Косвенный метод встречается несколько чаще и восстанавливает денежный поток из полученной методом отгрузки чистой прибыли путем внесения в него поправок на денежные операции по изменениям в балансе. Основные его компоненты следующие: 

 

 

Чистая прибыль

+/– Изменения в рабочем капитале

+/– Изменения в амортизации

+ Льготы по налогу на прибыль

= CF–O

+/– Изменения в счетах долгосрочных активов

= CF–I

+/– Изменения в счетах акционерного капитала

+/– Изменения в долгосрочных долговых счетах

– Выплаты дивидендов

= CF–F

 

 

Рабочим капиталом компании является сумма краткосрочных активов и краткосрочных пассивов (если эти пассивы больше активов, то рабочий капитал, разумеется будет отрицательным). Увеличиваясь, рабочий капитал связывает деньги – отсрочка платежа (дебиторка) или покупка товаров (складские запасы) приводит к тому, что живых денег становится меньше. Для краткосрочных пассивов верно обратное: выплатив долг, вы потеряете деньги, но долгов у вас станет меньше. То же правило верно и для всех остальных операций с активами и пассивами: 

 

 

 Активов: меньше – денег больше

                 больше – денег меньше

 

Пассивов: меньше – денег меньше

                  больше – денег больше

 

 

Посчитав в BS изменения в статьях активов и пассивов от начала периода к его концу, мы можем получить CF за период из IS за период с большой степенью точности. Неточности, как правило, связаны с поправками на курсовую разницу, если операции проходили в более чем одной валюте. 

 

 

Но нас будет больше интересовать второй метод – т.н. прямой. Он предусматривает подсчет всех трех денежных потоков напрямую, статья за статьей. В результате, мы получим что-то вроде: 

 

 

Деньги на начало периода

 

+ Поступления от продаж

– Платежи контрагентам (поставщикам, аренда, реклама, юристы и пр.)

– Зарплата и соцвыплаты сотрудников

– Платежи в социальные фонды

– Налоги на основную деятельность (НДС, на прибыль и пр.)

= CF–O

+ Выручка от продажи долгосрочного имущества

– Расходы на покупку долгосрочного имущества

– Налог на имущество

= CF–F

+/– Продажа-купля ценных бумаг

+/– Полученные и возвращенные кредиты

– Выплаты дивидендов

= CF–F

 

Деньги на конец периода

 

 

Почему этот метод называют прямым – из этого описания, думаю, понятно. Скорее всего, вам уже понятно и то, что мы говорили ранее о создании денежного потока из бизнес-процессов. Вот они, бизнес-процессы, все как на ладони. Фирма покупает рабочее оборудование, продает ненужное оборудование, снимает помещения, продает товары, платит поставщикам, покупает рекламу, платит сотрудникам, платит налоги – все это и есть бизнес-процессы. Если мы знаем, чем фирма будет заниматься, чтобы работать и зарабатывать– мы можем спланировать CF–O и CF–F прямо и с высокой точностью. Считать изменения в балансе и прогнозировать продажи и себестоимость по нормативам нам просто не нужно. Наоборот, будущие балансы и прибыль можно посчитать после того, как все бизнес-процессы будут правильно описаны финансово, вслед за денежными потоками. 

 

 

А что с оставшимся CF–F? А это, как мы уже говорили ранее, и есть наши искомые инвестиции. Поскольку кредит стартапу никто не даст, необходимая сумма (или несколько сумм) фактически являются недостающим слагаемым в этом уравнении. Ровно столько денег, сколько нужно, чтоб деньги на конец периода ни разу не сменили знак на отрицательный, фирме и нужно. Это и есть ее искомые инвестиционные планы. 

 

 

Дальнейшие объяснения лучше заменить иллюстрацией. Мне встречалось много диаграмм денежного потока, но вот эту я считаю понятнее и яснее всех вместе взятых. Это одна из тех картинок, которые по пословице стоят тысячи слов. 

 

 

Концепция денежного потока

 

 

Оранжевый цвет обозначает операционные компоненты, лиловый – инвестиционные, а зеленый – финансовые. Налоги могут относиться к любому из трех потоков (смотря какой доход ими облагается). Это изображение хорошо еще и тем, что оно наглядно показывает как механику прямого подхода, так и взаимосвязи, свойственные косвенному подходу.  

 

 

В завершение этой темы добавим, что, конечно, с денежным потоком все не так просто, как сейчас кажется. Помимо того, что учет компонентов денежного потока также содержит свои условности и нюансы, разные виды бизнеса также по-разному реагируют на разные его компоненты. Вот несколько примеров. Капиталоемкие виды деятельности весьма чувствительны к амортизации. Розничная торговля вся основана на том, насколько эффективно организовано управление складскими запасами: те же распродажи проводятся не от доброты и не от желания купить лояльность покупателя, а от необходимости ускорять оборот товара хотя бы и за счет снижения цены. По этой же причине автодилеры так щедро распродают в начале каждого года модельный ряд прошлого – надо и освободить место в зале и на складе для машин нового года, и продать старые модели, пока они еще вообще продаются. Финансовый бизнес, что вполне логично, чувствителен к краткосрочным инвестициям. Таких нюансов много, и корни их опять-таки лежат в бизнес-процессах, к описанию которых мы скоро перейдем. 

 

 

Автор – преподаватель МФТИ, текст написан в сотрудничестве с Центром технологий и инноваций PwC.

 

 

Источник: slon.ru


Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
#EdCrunch
1 октября 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase