Интервью

«Вписывайся везде». Экс-директор по продукту Qlean – о быстром продвижении в карьере и важных навыках продакт-менеджера

Интервью
Дарья Бондаренко
Дарья Бондаренко

Журналист, PR-консультант

Дарья Кушнир

Уже в 24 года Валерия Коваленко занимала руководящий пост в Doc+, а когда мы встретились на интервью, была директором по продукту в Qlean. Сейчас Лера полностью ушла в свой проект TalentDealers: она нанимает продактов в команды, консультирует по вопросам развития карьеры и культуры в компаниях. В интервью Лера рассказала про свой путь, а еще посоветовала, какие навыки прокачать студенту и какие книги читать, чтобы стать менеджером по продукту.

«Вписывайся везде». Экс-директор по продукту Qlean – о быстром продвижении в карьере и важных навыках продакт-менеджера

– Какое у тебя образование?

– У меня три диплома. Сначала я получила бакалавра в международных отношениях в СПбГУ, изучала Ближний Восток. А на магистратуре параллельно училась в Высшей школе менеджмента и Rotterdam School of Management. 

– Куда ты хотела пойти работать после вуза?

– Высшая школа менеджмента СПбГУ готовит управленческих консультантов, у нас на курсе была повальная страсть к консалтингу. Если бы мы с тобой встретились, чтобы попить чай, и обе были студентками моего факультета, то это было бы не простое чаепитие. Мы бы решали кейсы. Мне нравилась эта область, потому что ты сразу узнаешь много индустрий, общаешься с интересными людьми, деньги зарабатываешь. Потом я стала делать технологичные проекты и поняла, что в консалтинг не хочу. 

– Это осознание пришло до выпуска из магистратуры или после?

– До. Во время учебы я представляла свою школу в международном студсовете и ездила в Стамбул, Варшаву, Брюссель, общалась с другими студентами и видела, что самые прогрессивные ребята грезят об IT и даже пробуют делать что-то свое. Мой друг, который учился в Париже, хвастался, что они запустили крутой проект с BlaBlaCar и рассказывал, как там классно внутри все устроено. А я на тот момент проходила летнюю стажировку в L’Oreal. Сопоставила международный опыт ребят, свою практику в корпорации и поняла, что мне хочется работать в быстром темпе. Это возможно в маленькой компании, которая связана с IT. 


– А как студент может понять, в стартап ему идти или в корпорацию?

– Неправильно говорить, что каждый человек однозначно может отнести себя сюда или туда. У меня нет точного ответа, как понять, где тебе будет лучше, надо пробовать. Я не могу никому пожелать работать в корпорации, даже не представляю, что это должен быть человек. А слово «стартап» вообще отвратительное, его никто не понимает, но все используют. 

Есть разные размеры компаний, от размера зависит скорость, но эта зависимость не гарантированная.

Ты можешь попасть в какой-нибудь вроде технологичный проект и офигеешь от того, как там все медленно, или будешь работать в большой организации вроде «Яндекса» и удивишься, как там все быстро. 

Я бы посоветовала студентам как можно раньше начинать работать, неважно, за 10 000 рублей или за 15 000. Ходите на собеседования, берите стажировки и изучайте культуру компании, только читайте не сухие пресс-релизы, а правдивые интервью, общайтесь с членами команд — всячески погружайтесь. 


– Когда ты заканчивала магистратуру, у тебя был опыт работы?

– С 14 лет я постоянно работала. В школе подрабатывала репетиторством, делала с второклашкой домашку по английскому. Потом преподавала в фитнес-клубе, у меня была группа из 15 человек. В университете я переводила книги и статьи с английского на русский — мне платили в евро, это было классно. Еще помогала CEO digital-агентства, была его ассистентом. Кстати, очень клевая позиция для студента. Это все было на бакалавриате. 

В магистратуре между первым и вторым курсом стажировалась в L’Oreal. У нас была прикладная учеба: я делала проект с IBM Research, еще писала кейс про компанию, которая майнила биткоины в промышленном масштабе. Мы выходили из библиотеки в 12 часов ночи и на работу времени совсем не оставалось. Я много взаимодействовала с компаниями и все равно считаю, что этого недостаточно. Надо сильно больше!

– Куда ты пошла после магистратуры?

– Я долго собеседовалась в Uber: прошла пять или шесть интервью. У них была общая позиция, которая называлась Marketing Manager. Мне тогда казалось, что маркетинг это про продукт, но суровая реальность в том, что маркетинг — это трата бюджета и все. Маркетологи не думают про пользователей, для них ты это не ты, а потенциальные, скажем, 30 баксов. В итоге оказалось, что в Uber я собеседовалась на позицию SMM. Мне это не подходило, и мы расстались. 

Потом я получила предложение от Rocket Internet. Это акселератор нескольких немецких ребят, которые по всему миру делают стартапы: им принадлежала идея Lamoda и Delivery Club. Меня позвали в Jumia — это первый африканский бизнес, который сейчас вышел на IPO. Мне предстояло половину времени проводить в Париже, а другую половину — в Уганде. По-моему, это сказка и мечта. Но обещанная зарплата была что-то около 2000 евро, а на такую в Париже никак не прожить, и я сказала: «Нет, не поеду». Мне хотелось чего-то клевого.

– Я думала, что ты будешь рассказывать, как стеснялась ходить на первые собеседования. А нет, ты шла и знала, чего стоишь. 

– Да, это благодаря вузу. У меня были полезные контакты среди выпускников ВШМ СПбГУ. Я знала, что если не найду работу сама, то начну писать им: «Возьмите меня». 

– Что нужно делать студенту, чтобы не только компания его выбирала, но и он мог выбирать?

– Надо уважать себя и понимать, какие у тебя слабые и сильные качества. Самое клевое, что ты можешь сделать, будучи студентом — не сиди на жопе, пожалуйста. Если ты видишь, что мимо пролетает хоть какая-то возможность, вписывайся везде: стажировки, проекты, волонтерства. Это истории, которые ты потом сможешь упаковать. 

Успех зависит не от годов опыта в резюме. Я вот сейчас помогаю нанимать в компании: тщательно отбираю человека, отправляю его знакомиться. Потом мне звонят и говорят, что кандидат может и толковый, но ему просто-напросто не доверяют.

Понимаешь, он не уверен в том, что говорит. Хотя у него может быть офигенный опыт: и McKinsey, и красный диплом, и вот это все. 

– В итоге ты остановилась на Gett?

– Да. Я отобрала 50 компаний, где хочу работать, Gett были первыми в списке. Нашла в LinkedIn Виталия Крылова, он был гендиром, и написала, что хочу у них работать. Виталий дал мне тестовое, я его выполнила в тот же вечер. Тут очень важна скорость. Я сама отдам предпочтение кандидату, который быстрее работает, потому что у него есть мотивация. У меня было собеседование с HR, маркетологом и потом с Виталием. Он прямо на интервью спросил меня, когда я могу выйти на работу. 

– Какие у тебя были обязанности в компании?

– Я была менеджером по маркетингу и отчитывалась напрямую перед Виталием. Было много свободы, потому что Виталию некогда было за каждым моим шагом следить — он был и СЕО, и СМО. Когда я только пришла в Gett, они работали в трех городах: Москва, Питер и Новосибирск. Мы с командой открывали новые города, адаптировали фичи под российский рынок. Например, сплит-пеймент, чтобы можно было разделить стоимость поездки, штрафы за позднюю отмену машины. Я делала проект «приведи друга», много общалась с разработчиками в Израиле, отвечала за клиентские исследования. За все время работы я сделала их больше 10 штук.

– А откуда ты знала, как делать эти исследования? В институте научили?

– Сначала я просто анализировала аудиторию в Facebook. Потом у меня появился клевый начальник, который дал агентство, показал, как это работает, а дальше я делала исследования сама все время с огромным удовольствием. Из Gett я ушла через год.

– Почему ты уволилась из Gett?

– Мы не могли договориться с руководителем. Нужно было делать много отчетов, а меня это дико бесило. На моем проекте «приведи друга» была куча фрода, это когда люди обманывают систему. Мне поставили KPI: «Не перетратить бюджет и не недотратить его». Я не до конца понимала, что от меня хотят и какое у меня в такой системе может быть развитие. 

После увольнения я еще два месяца работала: у меня всегда было правило, что нельзя уходить одним днем и бросать все на свете. Ну и еще я уволилась, потому что мне не хотели платить больше.

– А как правильно просить повышения?

– Приходишь и говоришь: «Мы договаривались, что я буду делать вот это. А я делаю не только это, но и вот это. А если вы мне разрешите, то я буду делать еще и вот это, но это стоит дороже». Это самый нетоксичный способ попросить денег. Можно прийти и сказать: «Смотрите, у меня есть оффер от другой компании, мне готовы платить больше». Но я так не люблю. HR не хотела обсуждать повышение, пришлось уйти.

– Ты уходила в никуда?

– Да, я всегда так делала. Если ты отдаешься работе, то тебе тяжело искать другую, ходить по собеседованиям. У меня был разговор с одним предпринимателем. Я сказала ему, что хочу свой проект, а он ответил: «Когда ты уйдешь из Qlean, полгода ничего не придумывай. Все, что ты будешь придумывать, это будет попытка повторить Qlean». 

Я вижу похожую тенденцию при смене места работы. Мне звонит продакт и говорит, что хочет уйти из Avito. Я прошу его порешать задачки, а он не хочет делать то, что чуть сложнее, чем жизнь Avito. Говорю: «Ну вот реши задачку на LTV», а он мне: «Не буду, мы в Avito LTV не считали». Мне кажется, что после увольнения надо брать брейк и смотреть, что в мире происходит, что ты не умеешь и как этому научиться.

– Как ты нашла следующую компанию после Gett?

– Меня кто-то тегнул под постом у Руслана Зайдуллина, CEO Doc+. Он искал операционного менеджера, и я отправила свое клевое резюме.

– Как составить клевое резюме?

– Надо добавить туда как можно больше точной и объективной информации. Какой у тебя средний балл в дипломе, сколько проектов ты организовал в университете, если это была конференция, то сколько там было людей, каким количеством подрядчиков ты руководил. 

Важно создать образ. Определи свою сильную сторону и веди ее по всему резюме.

Например, если ты лидер, то везде в CV должно быть organized, organized, organized. Если у тебя образ дотошного ботаника, то пиши про научные статьи и участие в круглых столах.


– Что ты делала в Doc+?

– Им нужен был операционный менеджер, который будет заниматься клиентским опытом, а это очень широкое понятие. Ребятам понравилось, что я умею делать клиентские исследования. А у меня была любовь с первого взгляда. Мне вообще не хотелось уходить из офиса. Мне дали столько свободы! Я начала делить клиентский опыт на блоки: исследования, поддержка, удержание, мобильное приложение. Короче, все, что плохо лежало, я постепенно брала в работу

– Как в Doc+ ты выросла в Head of customer experience?

– Я занялась call-центром, стала нанимать туда людей. Поскольку не было человека, который мог бы отвечать за поддержку, ребята предложили мне забрать это себе. Тогда я первый раз доросла до руководящей должности, мне как раз исполнилось 24. И это был очень сложно Я не справилась с тем, что на меня свалилось. 

– Что конкретно тебя выбило?

– Уровень ответственности и количество людей. Пока не было руководителя call-центра, специалистов поддержки нанимала я. У меня было в день 11 интервью и к последнему я была без голоса. 7 месяцев я работала почти без выходных.

Был сентябрь, самый сезон в медицине, все болеют. Мы запустили прием анализов на дому. Мне звонили мамы и возмущались, что мы не так берем кровь из пальца у ребенка. 

Я понимала, что несу ответственность за репутацию компании, которая только начинает развиваться, и отвечала на это работой по ночам, дополнительными часами. Я слишком много на себя взяла: call-центр, развитие CRM, клиентские исследования, удержание клиентов, мобильное приложение. Ответственности становилось все больше и больше. В какой-то момент я поняла, что с меня хватит, и мы с Doc+ расстались. 

– А как бы ты сейчас поступила в той ситуации?

– Я нанимала бы людей на ключевые функции, а команде четко говорила, что у меня будет фокус на двух-трех вещах. Сейчас я считаю, что нужно быстро расставаться с тем, что тебе не подходит. Не надо тащить, если понимаешь, что это перебор или не зона твоей компетенции и интересов. Мне кажется, чем быстрее будешь менять работы, тем скорее найдешь то, что тебе понравится.

– Как ты вышла на Qlean?

– Когда еще работала в Doc+, я познакомилась с Сашей Коровиным, CEO Qlean. Он предложил сделать для них исследование. Я даже не искала тогда работу, все само получилось. 

– Как менялись твои обязанности в Qlean?

– После того, как я закончила с исследованием, стала делать продуктовую линейку, – потом считала финансовую модель на пять лет вперед. До этого я серьезно не моделировала, только бюджет составляла в Doc+. Над моделью сидела три недели. Это серьезный труд, на базе которого строятся все планы, KPI. 

В конце 2017 года в Qlean поменялся CEO. У меня на тот момент в команде было 15 инженеров и два продакта. Я хотела быть директором по продукту. В отпуске продумала, как все должно работать: какая должна быть оргструктура, как мы должны планировать бэклог, что мы должны делать по продукту. Сейчас руковожу всеми продуктовыми командами, которые есть в Qlean: командой, которая ищет точки роста для компании, командой, которая управляет удержанием клиентов, командой клинерского продукта, кор-командой, которая занимается платформой и распределением, командой дизайна, аналитиками. 

Как к тебе относятся в коллективе? Такая молодая и уже директор всего продукта. 

– Мне кажется, что у меня есть авторитет, потому что я умею брать на себя ответственность: говорю и делаю. Когда ушел CEO, мы с коллегой поделили между собой все функции: я забрала маркетинг, пиар, продукт и найм, а Женя — аналитику, операционку, финансы. Было сложно, но именно в такие моменты происходит рост. Мы не просто коллеги, мы партнеры, а это уже какой-то другой уровень. 

– Расскажи, какие врожденные качества должны быть у продакта.

– Эмоциональный интеллект — это способность чувствовать то, что чувствуют другие люди, и понимать, что им надо. Например, я сейчас, когда мы с тобой разговариваем, понимаю, что тебе хочется. Или когда я вижу, как ты села в кресло, куда ты положила телефон, как ты держишь чашку с чаем, то лучше понимаю, какой ты человек. Вот это про настоящего продакта.

– А какие качества надо прокачать, чтобы стать менеджером по продукту?

– Нужно разбираться в экономике предприятия, аналитике, разработке, дизайне. 

– Какой это может быть факультет в вузе?

– Не обязательно идти на какую-то конкретную программу. Я встречала ребят и с финтеха, и с мехмата, которые разбираются в экономике. Лучше почаще посещайте кейс-чемпионаты. Они учат структурированному мышлению, а это необходимость для продакта. Еще запустите свой проект: одежду шейте, что-нибудь поперепродавайте. Это гораздо быстрее прокачает вас. 

– Если продактов нигде толком не учат, то из каких специалистов они – вырастают?

– Легче всего вырасти из бизнес-аналитика или маркетолога, с дизайнерами и разработчиками сложнее. 

– Какие книги стоит прочитать человеку, который хочет стать продактом?

  • «Спринт. Как разработать и протестировать новый продукт всего за пять дней»
  • «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup»
  • «Scrum: Революционный метод управления проектами»
  • «Как люди думают» 
  • «Getting real»
  • «Дизайн для недизайнеров»
  • «Финансовый менеджмент — это просто»

Фото: личный архив

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Что такое венчурные инвестиции? Это миллион долларов, который можно потерять». Основатель JivoSite – о главных проблемах молодого бизнесмена
  2. 2 «Первый автомат мы нашли на помойке». Основатели Музея советских игровых автоматов о бизнесе в 25 и выходе на немецкий рынок
  3. 3 «Жалею, что не начал бизнес на первом курсе». Как Ким Санжиев в 23 года основал fashion-стартап

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase