У меня есть много интересных наблюдений на этот счет. Учитывая, что традиционные венчурные инвестиции я привлекала чуть больше двух лет назад, какая-то часть моих знаний может быть нерелевантна, очень быстро меняется рынок.
Я привлекла в свою первую инвестиционную компанию TrendsBrands $8 млн, и мы дошли до раунда B. В свою нынешнюю компанию Stylehacks — проект с голосовыми рекомендациями по гардеробу — мы привлекли миллион, что по меркам Кремниевой долины не какая-то заоблачная цифра, но раунд у нас очень красивый, привлекает много внимания, в него вложились Google и Founders Funds — один из самых значимых фондов Долины. Поскольку мне удалось это сделать в свой первый год переезда в Америку, беременной и с детьми — наверное, это красивая история.
Сейчас я понимаю, что тогда у меня вообще была цель получить инвестиции. Что я приеду в США, получу инвестиции и этим докажу, что я могу. Здесь все вокруг говорят, что, вот, он привлек 2 млн, он привлек 10... И я такая — блин, я привлекла всего один, какой кошмар! И оцениваются люди по информации в Crunchbase: когда и сколько привлек денег. Такой символ успеха. И я отдавала приоритет этому, а не самому продукту. Я считала, что мне нужно привлечь деньги, а дальше всё сложится.
Это не совсем правильный путь: важно сначала осознать, а зачем вообще нужны инвестиции. Да, давайте скинем вот этот очень популярный сейчас тренд, что «ты привлек, ты крутой». И вообще подумаем: а инвестиции нужны самому продукту? Много офигенных бизнесов построены вообще без инвестиций. А еще можно сначала развить бизнес до определенной стадии, когда понятно, в какую
growth metric вложиться, чтобы это повлияло на продукт. Скорее всего, в этом случае фандрайзинг пройдет проще. Для сравнения, когда мы привлекали инвестиции на начальной стадии в Stylehacks, пришлось обойти порядка ста инвесторов, услышать «нет» примерно в 95% случаев. Инвесторы давали советы, что сделать с продуктом, при этом не факт, что релевантные — инвесторы все же не наши пользователи…
Сейчас у меня есть ещё один бизнес, который называется
Grintern — мы нанимаем молодых ребят в американские стартапы, и у нас это отлично идет. Недавно один крутой инвестор, хороший друг семьи, заходил ко мне в гости и расспросил все-все-все цифры моего бизнеса. Я по дружбе рассказала, как у нас строится экономика, какие проблемы. Это был совершенно не питч, скорее разговор за чаем — мне было интересно, что скажет опытный человек. И он, надевая ботинки перед уходом, спрашивает: «Ну что, деньги мои возьмёшь?» Я думаю: «Опа! Как интересно, тут вообще бизнес, в который деньги я и не планировала привлекать».
Я делала проект, понимая, что продукт нужен в этой стране, так как компаниям очень тяжело найти амбициозных ребят на какие-то
junior-профессии — в Калифорнии это стоит огромных денег, а у нас есть отличный
talent pool в Восточной Европе. Восточноевропейским ребятам тоже непросто найти хороший старт для первой работы, и мы помогаем найти работу, поработать два года на американскую компанию и получить мощный карьерный старт. Я ему говорю — я тебе экономику рассказала, давай ты мне объяснишь, зачем мне твои инвестиции, как их применить.