Разбираемся, какой может получиться российская игровая консоль и реально ли вообще выпустить собственную приставку, способную посоперничать с PlayStation и Xbox.
Гейминг в России переживает настоящий ренессанс — в стране активно работает целый ряд студий, выпускающих или планирующих выпуск как инди-игр, так и потенциально хитовых релизов. В то же время, все эти проекты ориентированы либо на уже существующие иностранные приставки, либо на персональные компьютеры.
Отечественные игроки, хоть и продолжают пользоваться небезызвестными Xbox и PlayStation, регулярно сталкиваются с трудностями. В основном, они связаны с санкциями. Официально купить игры в РФ из онлайн-магазинов вышеупомянутых приставок невозможно, приходится пользоваться услугами перекупщиков, отправлять деньги третьим лицам, менять геопозицию и так далее. Кроме того, консоли регулярно выдают ошибки безопасности и не пускают пользователей в личный кабинет.
Не удивительно, что в соответствии с тенденциями на импортозамещение и кибернетический суверенитет, в России встал вопрос о создании собственной игровой консоли. Причем, встал он на самом высоком уровне — такое поручение дал Владимир Путин.
В этом материале разбираемся в тонкостях и преградах подобной разработки, а также строим прогнозы относительно того, какой может стать отечественная приставка.
Содержание:
- С чего все началось
- Что происходит на рынке игровых консолей
- С какими трудностями столкнутся разработчики
- Что нужно, чтобы консоль стала востребованной
- Какие разработки ведутся сейчас
- Что в итоге?
С чего все началось
Громко о необходимости создания российской консоли СМИ заговорили весной 2024 года после того, как Владимир Путин дал российскому Правительству поручение «Рассмотреть вопрос об организации производства стационарных и портативных игровых приставок и игровых консолей» и создать облачную систему доставки игр и программ пользователям.
Однако эти планы были озвучены несколько ранее — в АНО «Организация развития видеоигровой индустрии» опубликовала дорожную карту на 2024-2019 годы, где помимо прочего был и пункт о разработке отечественных игровых движков и консоли. Она стала ответом на еще более ранее, а именно декабрьское, поручение президента РФ по разработке мер поддержки российской игровой индустрии. В ней значится, что подобная приставка должна появиться в стране в 2026-2027 годах.
И все-таки, именно в конце марта, после совещания по вопросам социально-экономического развития Калининградской области, о непосредственном создании такого устройства заговорили всерьез. Тогда ответственным за исполнение президентского поручения был назначен премьер-министр РФ Михаил Мишустин.
С мая Минпромторг РФ начал проводить встречи и обсуждать с российскими производителями электроники и ПО различные версии проекта по созданию нового гаджета. А в начале июня пресс-служба ведомства сообщила журналистам, что министерство начало поиск потенциальных разработчиков и обсуждает взаимодействие не только с бизнесом, но и с другими ведомствами.
Что происходит на рынке игровых консолей
А каким конкурентам российским авторам предстоит противостоять? Что сейчас предлагает рынок игровых консолей в принципе? Честно говоря, ситуация в индустрии глобально не менялась уже десяток лет. Лидирующие позиции занимают японцы из Sony с их PlayStation, их соседи по стране восходящего солнца Nintendo и американская корпорация Microsoft с консолями Xbox.
Эти приставки продаются миллионными тиражами, а за плечами разработчиков долгие годы практики и обновлений. Чего стоит одно только понимание, что актуальные PlayStation 5 и Xbox Series S/X — это уже девятое поколение консолей. Для читателей, не следящих за развитием рынка, сообщаем: да, нынешние приставки — прямые потомки тех самых пластиковых коробочек с картриджами из 1990-х. Только теперь они способны хранить в себе терабайты данных и запускать игры с графикой, едва отличимой от реального мира.
И все-таки, нельзя сказать, что индустрия полностью монополизирована. Во-первых, в мире есть огромное количество других известных лишь на локальных рынках производителей. В основном, они сосредоточены в Китае и на Востоке. Представляют из себя они либо эмуляторы ретро-игровых автоматов, либо уменьшенные версии персональных компьютеров в удобной для игр конфигурации.
Во-вторых, шанс выйти в лидеры все-таки есть и доказала это портативная приставка Steam Deck, разработанная компанией Valve — легендарными создателями Dota 2, Counter-Strike и игрового магазина Steam. Именно благодаря тесной связке с собственным сервисом по продаже игр, Steam Deck в сжатые сроки обрел огромную популярность. Выпущенная в 2022 году консоль только за первый год продалась 1,6 млн раз. Все потому, что команда разработчиков по сути выпустила гаджет на уже готовую аудиторию геймеров с ПК, имеющих не просто аккаунты в Steam, но и внушительные коллекции игр. Грубо говоря, им просто предложили взять домашний компьютер с собой. Кто бы отказался?
А что по поводу России? У нас консоли до сих пор не столь же распространены, как на Западе. Геймеры предпочитают игры на компьютере или на телефоне, а консоли из года в год остаются в этом скромном топе на третьем месте. Причин можно выделить несколько.
- Игровая приставка последнего поколения стоит в крупных сетевых магазинах от 60 тысяч рублей. Это сравнимо со стоимостью неплохого компьютера. А доплатив еще треть от цены, можно и собрать устройство внушительной производительности, которое будет позволять не только играть в игры, но и работать.
- Многие игровые компании оставили Россию без официальной поддержки и убрали локализацию своих проектов. ПК открывает перед игроками широкие возможности исправления этих трудностей. Например, можно загрузить русификатор с сайта отечественной компании озвучания.
- В России до сих пор широко распространены торренты. Если западная аудитория игр, музыки, сериалов и других мультимедиа давно привыкла к покупкам и подпискам, то российский пользователь скорее оставит платное получение контента на крайний случай.
Однако статистика на стороне приставок. В начале 2024 года их продажи у крупных ритейлеров выросли на 70% по сравнению с первыми месяцами 2023-го и составили 580 тысяч штук. В первую очередь это стоит связать с резким падением консолей в цене. В прошлом году цены на приставки PlayStation и Xbox достигали и 80, и 100 тысяч рублей, против 60 000 рублей сейчас.
С какими трудностями столкнутся разработчики
Главная проблема отечественных изобретателей игровых приставок не в том, что они не смогут собрать коробку с достаточно мощным наполнением, чтобы потянуть топовые релизы. Проблема в том, что на ней, возможно, нечего будет тянуть.
Не секрет, что игровые подразделения даже таких гигантов как Microsoft и Sony работают «в минус» и существуют за счет субсидий от материнской компании и, разумеется, последующей продажи игр на свои устройства.
Это значит, что самое главное для российской игровой индустрии прямо сейчас — начать разработку софта и действительно стоящих эксклюзивов для будущих консолей. Без интереса геймеров приставка попросту не выживет. А для этого они должны иметь под рукой удобный игровой маркетплейс с регулярно появляющимися там тайтлами.
Обращаясь к примеру зарубежных конкурентов, бросаются в глаза две противоположные системы. Sony и Nintendo идут по классическому пути, создавая уникальную продукцию эксклюзивно для своих консолей. Valve и Microsoft напротив, предлагают выбор из множества игр разных разработчиков и из разных сервисов. А последние и вовсе демпингуют саму ценность покупки игр, завлекая пользователей подпиской, насчитывающей сотни релизов.
Что ж, теоретически за наполнение консоли может отвечать VK Play, придумав некоторую форму подписки наподобие Fog Play от «МТС». Тогда игры будут запускаться на сторонних серверах, а приставке можно будет даже не хвастаться особенной мощностью. Вопрос в том, хватит ли у отечественных разработчиков игр сил подтянуть индустрию?
Что нужно, чтобы консоль стала востребованной
Итак, приводя небольшой «срез» рынка, можно выделить ключевые факторы успеха для будущего гаджета. Их четыре:
- На старте продаж консоль должна иметь в магазине или поддерживать без стороннего софта как минимум сотню различных игр, хотя бы треть из которых будет относиться к высокобюджетной категории ААА. Желательно, чтобы имелись и эксклюзивы.
- Консоль должна быть производительной и иметь хотя бы 8 ГБ оперативной памяти, как нынешние западные и японские приставки. Оптимальный же объем хранилища — 1 ТБ.
- Внутри гаджета необходим полностью рабочий магазин игр или подписок, чтобы геймеры могли приобретать контент прямо с него.
- Стоить такое устройство дороже 50 тыс. рублей не может, иначе пользователь, скорее всего, выберет знакомые, пусть и западные бренды по схожему прайсу.
Вывод напрашивается сам собой: без субсидирования проекта со стороны государства даже самые крупные компании вряд ли возьмутся за выпуск стационарной консоли. Впрочем, как мы уже писали выше, именно от государства исходит эта инициатива. А значит, субсидии — более чем реальны.
Какие разработки ведутся сейчас
После мартовского поручения, реакция СМИ и политиков последовала незамедлительно — все пытались понять, кто же возьмется за выполнение этой задачи. Очевидной тройкой лидеров стали VK, Fplus и GS Group. Первые как раз смогли вывести свой сервис VK Play на серьезный уровень, добавив туда полноценный AAA-релиз Atomic Heart и лучшую игру 2023 года Baldur’s Gate 3. Вторые имеют за плечами широкий спектр самых разных устройств от мобильных телефонов и персональных компьютеров, до серверов и оргтехники. К тому же, согласно информации на их сайте, у холдинга имеется немалый опыт работы и с государственным сектором, сферой здравоохранения, и даже со спецслужбами.
GS Group — самый интересный претендент. Они не только работают в полном цикле разработки электронных устройств, вплоть до создания микрочипов, но и уже с 2024 года продают собственную игровую приставку GS Gamekit. На июль 2024 года на российских маркетплейсах она стоит порядка 5 500 рублей. Она сочетает в себе функции HDTV-приставки и игровой консоли, то есть на ней можно и играть, и подключаться к ТВ-каналам. Правда, на момент выхода игроки восприняли консоль холодно — все дело в отсутствии оригинального и эксклюзивного контента. GS Gamekit работает на базе Android, а все игры, представленные на приставке, уже давно были доступны в Google Play. Иными словами, полноценной консолью ее назвать можно лишь с очень большой натяжкой.
Однако догадки догадками, но официально ни одна из вышеперечисленных компаний не подтвердила, что работает над каким-либо новым устройством. В прочем, 29 марта, спустя всего два дня после поручения Путина, в СМИ появились другие громкие заголовки… Они сообщали, что в России уже готов прототип аналога PlayStation под названием PlaySpace. Его создатели — студенты Донского государственного технического университета. При этом, на деле сама разработка представляет собой просто небольшой компьютер, с не самыми передовыми характеристиками — 4 ГБ оперативной памяти и накопителем на 64 ГБ. У прототипа PlaySpace не было даже геймпада, а игры предлагалось запускать через приложение на смартфоне.
Впрочем, пропала из информационного поля многообещающая приставка так же быстро, как и появилась. Примерно одновременно с этим профильные игровые порталы рассказали, что работа студентов — не более чем аналог китайского мини-ПК. Вот только если тот стоит порядка 8000 рублей, цена «убийцы Плейстейшена» сравнима с оригинальным PS5 и составляет 47 000 рублей. Ну а учитывая, что разработчики не показали даже полноценного дизайна, говорить о скором выпуске PlaySpace мы не можем.
Немного выше мы уже писали, что именно портативные устройства выглядят самым оптимальным первым шагом на пути к производству отечественных приставок. И теперь есть все основания полагать, что ближайшие консоли именно такими и будут.
- Во-первых, в конце мая стало известно, что за работу сразу над двумя гаджетами взялись в НТЦ ИТ РОСА, компании принадлежащей бывшему министру связи Леониду Рейману. Они должны работать на базе основанной на Linux операционной системы «РОСА Фрэш» и иметь архитектуру х86.
- Во-вторых, откликнулись на поручение Президента и создатели ОС «Аврора» — принадлежащая «Ростелекому» фирма «Открытая мобильная платформа». Раньше эту операционку использовали на мобильных устройствах и планшетах, не слишком популярных в потребительском сегменте, в основном созданных уже упомянутыми выше Fplus. Еще в апреле они заявили, что «Аврору» можно существенно расширить и продемонстрировали ролики, на которых запускали с ее помощью не самые новые, но все-таки игры: Fallout 2, «Герои меча и магии 3» и GTA III.
Действительно существенное заявление из мира разработки появилось 12 июля в телеграм-канале блогера Алексея Гладкова. И оно как раз было связано с «Авророй». Он показал прототип портативной приставки на базе этой операционки, на которой работает игра Doom 3, увидевшая свет 20 лет назад. «Моей радости просто нет предела, реально, это вот настолько круто, что не передать словами», — написал Гладков.
Практически сразу его пост подвергся критике профильных медиа. В показанной приставке опознали индонезийскую AdvanxPlay за $620. После целого ряда шуток об импортозамещении, блогер ответил:
«Это прототип. То есть пока не приходится говорить о серийном производстве, то есть партнёр-производитель просто примеряет возможность создания консолей на ОС «Аврора», — пояснил Гладков. Так же он добавил, что компания «Открытая мобильная платформа» свое «железо» не выпускает в принципе и сравнил их с Google, которые тоже раньше брали уже готовые продукты и портировали под них свои системы.
И тем не менее, на данный момент это самая важная веха в работе над отечественными консолями с конца марта. Потому что перед нами показалась в некотором роде уже не мобильная, а полновесная версия российской ОС с архитектурой х86, что сравнимо с десктопными версиями. Это значит, что в перспективе на нее можно интегрировать и новые игры.
Что в итоге?
Говоря прямо, аналогов PlayStation и Xbox ждать в ближайшее время не приходится. Альтернатива Steam Deck — куда более утилитарный выбор. Такие консоли элементарно дешевле, да и в сознании казуальных геймеров они больше тяготеют к мобильной индустрии, а значит открывают простор для инди-разработчиков. А в условиях, когда действительно крупные отечественные тайтлы можно буквально сосчитать по пальцам, инди-сцена может стать для российского гаджета спасением.
Еще один выход из положения — партнерство с Китаем и странами Юго-Восточной Азии. Если уже сейчас базой для прототипов становятся индонезийские устройства, то почему они же не могут стать и их постоянной основой? В конце концов, в автомобильной промышленности России пошла именно по этому пути. «Москвич 3» — вариация китайца JAC JS4, а из Dongfeng Aeolus E70 появился российский Evolute i-Pro.
Подводя итоги, хочется сказать, что создание любого устройства — вопрос не желания или времени, а потребности в нем. Игрокам из России стало действительно не слишком удобно пользоваться приставками из США и Японии. Досадно и узнавать, что в новых частях любимых игровых серий убрали русский язык. Неприятно рисковать средствами для покупки игр через посредников.
Качественный аналог решил бы эти проблемы. Но сложно поверить, что западные разработчики будут адаптировать игры под что-то кроме компьютера, Xbox и PlayStation. Поэтому повторим еще раз: главное, о чем нужно беспокоиться российской индустрии — наличие игр.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025