Новости

Онлайн-сервис мгновенных займов Platiza.ru: найти инвестиции было легко

Новости
Элина Кириллова
Элина Кириллова

Экс-главред Rusbase

Элина Кириллова
Онлайн-сервис мгновенных займов Platiza.ru: найти инвестиции было легко
Присоединиться

Илья Саломатов, CEO Platiza

По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), на сегодняшний день 62 миллиона россиян имеют как минимум один кредит — это почти 82% экономически активного населения страны. Потребность в кредитах и в микрозаймах сейчас растёт с каждым годом. Спрос превышает предложение.

Platiza.ru — популярный российский интернет-сервис в сегменте «займы до зарплаты», который мгновенно переводит денежные средства на банковскую карту или интернет-кошелек клиента в режиме онлайн. Проект был запущен в ноябре 2012 года. Среди инвесторов —Finam GlobalFlint Capital и Prostor Capital. Партнеры — платежные системы «Яндекс.Деньги» и QIWI Visa Wallet, поставщик услуг информационной безопасности Deiteriy, Бюро кредитных историй НБКИ и крупные российские банки.

Максимальная сумма займа составляет 15 тысяч рублей, максимальный срок — 30 дней или 45 дней при пролонгированном займе. Минимальная процентная ставка 1%. Требования к заемщику: клиент старше 18 лет, паспорт РФ, электронная почта, номер мобильного телефона и именная банковская карта.

Мы поговорили с Ильей Саломатовым, CEO проекта, о развитии Platiza.ru, привлечении инвесторов и об режиме «реабилитации кредитной истории».

Как пришла идея Platiza? На какие сервисы за рубежом вы смотрели?

Первым нашим проектом был сервис по подбору кредитных карт через интернет CreditCardsOnline, который впоследствии стал лидером по поставке онлайн-заявок (лидов) в своей сфере. Поскольку у нас уже был успешный опыт работы с пластиковыми картами, мы стали думать о создании нового проекта, связанного с ними.

В Великобритании есть очень крупная МФО — wonga.com. Идея пришла оттуда. Но тогда ещё никто не предлагал переводить деньги прямо на банковскую карту — переводили только на банковский счет. Мы стали первыми в России, кто стал переводить деньги мгновенно на карту в режиме онлайн.

Расскажите про свой предыдущий опыт работы.

Я работал в банковской сфере, в одном из крупных российских банков, занимался электронной коммерцией и интернет-эквайрингом.

Что стало самым сложным на старте Platiza?

На этапе становления самым сложным было обеспечение информационной безопасности и совершенствование риск-моделей скоринга для оценки потенциальных заемщиков. Нам пришлось побороться с мошенниками: в первый месяц после запуска они пытались заработать, обманув систему. К счастью, мы успешно справились с этой проблемой.

Сложно было сформировать хорошую команду. Изначально в проекте было менее 10 человек, но за первый год команда выросла до 40 человек. Проблема была в том, что квалифицированных специалистов в сфере микрокредитования мало, поэтому мы учились сами и обучали своих сотрудников. Сейчас у нас есть команда профессионалов, каждый из которых знает свое дело.

Как вы обеспечиваете безопасность персональных данных?

Главными нашими целями являются обеспечение банковской безопасности хранения личных данных и соблюдение конфиденциальности предоставляемой информации, поэтому наши системы ежегодно проходят аудит на соответствие требованиям хранения и обработки банковских карт Международных Платежных Систем (Visa и MasterCard), что подтверждается что подтверждается сертификатом, который представлен на сайте.

На нашем ресурсе действует многоуровневая система безопасности: клиент вводит одноразовые уникальные пароли, полученные в СМС-сообщении и по e-mail. Вся информация строго конфиденциальна и находится в зашифрованном виде. Наша система сертифицирована в соответствии со стандартом PCI DSS, мы не храним данные, как того и требуют правила работы с платежными системами.

Сколько длились переговоры с инвесторами? Вы привлекли средства от нескольких со-инвесторов: кто кого привел? Вы сами вышли на всех троих?

Переговоры шли недолго. Сложностей в привлечении инвестиций мы не увидели, так как были уверены в рентабельности продукта, к тому же у одного из проектов холдинга уже были инвестиции, он работал успешно и приносил прибыль. Мы без проблем получили посевные инвестиции от Finam Global. Позже Олег Сейдак, работавший в Финам, перешёл во Flint Capital и также решил инвестировать в Platiza. В то же время подключился и Prostor Capital.

Франческа Олег Сейдак Управляющий партнер Flint Management
Мы не планируем выход из этого проекта в среднесрочной перспективе. Бизнес данного класса характеризуется высокой внутренней нормой доходности и потенциально очень крупными оборотами, что дает нам возможность зафиксировать инвестиционную доходность без продажи доли в капитале.

Как вы оцениваете своих конкурентов?

Рынок микрокредитования сейчас активно развивается, появляется всё больше активных игроков на рынке, конкуренция усиливается, так как все предлагают примерно однотипную услугу. Другой вопрос: какие условия предлагает компания, какую репутацию она имеет на рынке и какими преимуществами обладает?

Наш сервис работает с октября 2012 года. Он, наверное, первым стал выдавать займы мгновенно и полностью в онлайн-режиме. Мы решили ввести гарантию возврата средств, потому что абсолютно уверены в оказании сервиса высокого качества.

70% доходов нам приносят постоянные клиенты, трое из четырех клиентов становятся лояльными. В данный момент мы занимаем приблизительно 25% доли рынка, в планах занять 60%.

Какие проблемы видите на рынке МФО?

Одна из проблем рынка — отсутствие прозрачности и сильное негативное влияние недобросовестных микрофинансовых организаций, деятельность которых влияет на имидж всей сферы. Но в последнее время этот вопрос в России решается, деятельность уже законодательно регулируется. Мы со своей стороны гарантируем полную прозрачность и открытость сервиса. Недавно мы разработали и опубликовали собственный кодекс ответственности, в котором отображены основные принципы и стандарты работы с клиентами. Постепенно мы становимся больше, чем просто сервисом мгновенных онлайн-займов, мы всегда открыты для диалога, активно общаемся со своими клиентами, они это ценят.

Собираетесь ли привлекать еще раунд? На что? Какие планы по развитию?

Да, мы планируем привлекать дополнительные инвестиции для увеличения оборотного капитала. Сейчас мы работаем по всей России. Выходить на другие рынки не планируем, потому что в России есть огромный потенциал для развития. По данным Национальной ассоциации участников микрофинансового рынка (НАУМИР), ежегодная потребность россиян в микрозаймах составляет 250 млрд рублей и более. Наша задача сейчас — удовлетворить эту потребность, увеличив собственную долю рынка и оборот.

В связи со спецификой бизнес-модели и операционных процессов, Platiza ориентирована на российский рынок, при этом не имеет ограничений по региональному охвату. Планов по активному выходу в другие страны у нас пока нет, в первую очередь потому, что для данного продукта внутренний спрос очень далек от удовлетворения, и затраты, а также риски выхода на внешние рынки только предстоит оценить.


Реабилитация кредитной истории как отдельный сервис


Platiza позволяет исправить свою кредитную историю в режиме реабилитаци. Что это за процесс?

Режим реабилитации — это программа предоставления заемных средств с последовательным увеличением суммы и снижением процентной ставки до стандартных размеров после каждого своевременного погашения займа. 40% наших клиентов — заемщики с плохой кредитной историей, которые автоматически попадают в режим реабилитации.

От просрока по кредиту не застрахован ни один заемщик — мы понимаем это и предлагаем восстановить репутацию перед кредитором и получить займ на Platiza тогда, когда все банки отказывают.

Кто попадает в режим реабилитации?

В него попадают в первую очередь те, кто допускал просрочки. Вторая категория – это те, у кого нет кредитной истории, кто никогда не брал кредиты. Они могут воспользоваться нашей услугой реабилитации, и с самого начала создать себе положительную кредитную историю.

Как вы оберегаете себя от заемщиков с плохой кредитной историей — ведь они могут не вернуть средства и вам?

Мы снижаем риски за счет маленьких сумм. На первом шаге клиенту доступна сумма в одну тысячу рублей. Она увеличивается после каждого погашения.

Это может показаться странным, но процент невозврата в режиме реабилитации значительно ниже, чем в обычном режиме, потому что заемщики приходят на сайт с определенной целью: исправить свою кредитную историю. Они знают, что для этого им необходимо последовательно оформить и вовремя погасить три займа.

Статистика показывает, что клиенты, пройдя режим реабилитации, реже допускают просрочки в будущем, оформляя займы в обычном режиме. Если клиент проходит все три этапа, последующие кредиты у нас для него доступны в обычном режиме.

А как происходит скоринг?

Прежде чем одобрить займ, система автоматически производит скоринг потенциального клиента. Проверяются паспортные данные, кредитная история, его социальные сети.

Мы даем шанс повысить свой кредитный рейтинг тем физическим лицам, которые допускали просрочки по кредитам, чем испортили свой кредитный отчет.

Каким образом происходит исправление кредитной истории для пользователя?

Вся информация о своевременно погашенных займах отправляется в Национальное Бюро Кредитных Историй, что непосредственно влияет на общую кредитную историю заемщика, а также на решение банков о выдаче кредитов в будущем. Таким образом, репутация клиента восстанавливается, после чего он может спокойно обращаться за кредитами уже в банк.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Сколько сегодня можно заработать на контенте: интервью с основателем креативной редакции «Рыба»
  2. 2 «Монополизация ИИ и дипфейки куда опаснее восстания машин»: что делать, чтобы прогресс не обернулся против человека
  3. 3 «На франшизе KFC я смог бы заработать даже больше»: почему основатель «БлинБери» выбрал блины
  4. 4 Дмитрий Фомин: «Мы строим ИТ-компанию, но она очень человекозависимая»
  5. 5 «Мы возвращаем авторам ценность их работ». CEO сервиса защиты авторского права — о развитии LegalTech в России