Что сейчас происходит на рынке готовых бизнесов, кто и почему их покупает, рассказывает Павел Горбов, исполнительный директор Re:Sale Expert.
Рынок купли-продажи готового бизнеса несколько последних лет переживает стабильный, а временами даже бурный, рост. По данным исследования Re:Sale Expert, рынок растет темпами 20-50%. По некоторым секторам за последний год количество сделок увеличилось до 200%.
Прежде чем разбирать конкретику, обрисую в целом, что такое рынок готового бизнеса. Как правило, считается, что это сделки до 100 млн рублей, в основном — малый и средний бизнес. Все, что выше, уже относится к слияниям и поглощениям.
Сделки делятся на краткосрочные (до 1,5 млн рублей, окупаемостью до 12 месяцев), среднесрочные (от 1,5 до 6-10 млн рублей, окупаемостью от года до трех лет) и долгосрочные (от 10 млн рублей, окупаемостью от двух лет). Наибольшее количество сделок проходит в краткосрочном (40%) и среднесрочном (35%) сегментах. На долгосрочные проекты приходится 25%.
Надо сказать, что в нише готового бизнеса крупных сделок немного. Например, самый большой проект среди основных игроков рынка в 2014 году стоил 79 млн рублей, в 2015 – 150 млн рублей.
Мы провели исследование, проанализировав накопленные годами данные. Вот вкратце основная информация по рынку в цифрах.
- География рынка. Основными центрами активности в сегменте готового бизнеса являются Москва и область (60% сделок) и Северо-Западный регион (преимущественно Санкт-Петербург и Ленинградская область) — 20% сделок. Оставшуюся долю делят Крым — 10% и все остальные регионы – 10%.
- Объем рынка. Совокупный объем рынка оценивается в 1 млрд рублей в месяц при количестве сделок 350. В годовом выражении это 12 млрд рублей и 4,2 тысячи соответственно.
- Динамика. С 2014 года рынок переживает взрывной рост: если в 2013 году совокупный объем всех сделок составлял 650 млн рублей в месяц, то в 2014 это был уже 1 млрд рублей. Таким образом, рост составил 54%. По итогам 2015 года также наблюдался рост — c темпами примерно в 12%.
И здесь самое интересное — откуда этот рост, кто и почему покупает готовый бизнес. Мы связываем это с кризисом в сегменте крупного бизнеса. Многие менеджеры среднего и высшего звена, оставшись без работы, ищут возможность сохранить прежний уровень жизни, инвестировав в бизнес, который может приносить стабильный доход.
Мы выяснили циклическую закономерность роста предложения на рынке (см. график ниже). Количество бизнесов «на продажу» сегодня связано с предыдущим кризисом 2008 года, после которого было открыто много новых предприятий. Средний цикл занятости предпринимателя одним бизнесом составляет примерно 5 лет. После этого срока собственник часто продает свое детище, стремясь либо к новому уровню дохода, либо к новой сфере деятельности. Таким образом, на 2014-2016 приходится пик продаж новых бизнесов, созданных в 2009-2011 годах.
Корреляция между количеством вновь созданных и проданных бизнесов:
Год | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Продано бизнесов | 1000 | 1200 | 1500 | 2000 | 3200 | 3500 | 4200 | 4900 | 4800 | 4200 | 4000 |
Создано бизнесов | 8000 | 9000 | 11000 | 11000 | 10000 | 9000 | 7500 | 7500 | 6000 | 5000 | 6000 |
Сегодня новых предприятий создается меньше, чем в предыдущий период, поэтому в перспективе год-два мы ожидаем стабилизации рынка, а к 2017-2018 годах — спада на уровне 10-15% ежегодно.
Большинство покупателей в 2015 году — это начальники отделов, руководители среднего и даже высшего звена, ведущие специалисты крупного бизнеса. Специалисты этого уровня ощутили на себе кризисное падение доходов по основному месту работы или уже попали под сокращение. А поскольку 70% объектов с высокой окупаемостью в нашей компании находятся в ценовом диапазоне до 2 млн рублей — эта ниша оказалось спасением и выходом для многих, оставшихся не у дел: для тех, кому устроиться на работу или рассчитывать на рост доходов нельзя, а уровень жизни снижать не хочется.
Таким образом, действительно можно сказать, что кризис — это всего лишь возможность для тех, кто готов ей воспользоваться и применить свои знания, опыт и средства для развития своего дела. Те, кто мыслит старыми шаблонами и не готов использовать перспективы, через год вспомнят кризис негативно.
В целом малый бизнес страдает от экономической ситуации на внутреннем рынке не так сильно, как крупный, вынужденный оптимизировать расходы за счет увольнений и снижения зарплат. Тем самым МСБ становится перспективной нишей для развития. Возможно, кризис принесет малому бизнесу больше пользы: сюда в управление придут более профессиональные люди, стоит ожидать притока новых знаний, новых усилий, больших энергий.
Сильный и крепкий малый бизнес – это мощный генератор доходов и, как следствие, ключ к выходу из кризисной ситуации в экономике.
Фото на обложке: Pixabay
Материалы по теме:
Люди устали от офисов «с девяти до шести, пять через два»
Почему именно сейчас стоит покупать готовый бизнес
Заемные средства для бизнеса – хорошо или плохо?
Как и где продать готовый бизнес?
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025