Колонки

Последние два года россияне все чаще отказываются от уже работающих бизнесов

Колонки
Павел Горбов
Павел Горбов

Исполнительный директор Re:Sale Expert

Павел Горбов

Что сейчас происходит на рынке готовых бизнесов, кто и почему их покупает, рассказывает Павел Горбов, исполнительный директор Re:Sale Expert.

Последние два года россияне все чаще отказываются от уже работающих бизнесов

Рынок купли-продажи готового бизнеса несколько последних лет переживает стабильный, а временами даже бурный, рост. По данным исследования Re:Sale Expert, рынок растет темпами 20-50%. По некоторым секторам за последний год количество сделок увеличилось до 200%.

Прежде чем разбирать конкретику, обрисую в целом, что такое рынок готового бизнеса. Как правило, считается, что это сделки до 100 млн рублей, в основном — малый и средний бизнес. Все, что выше, уже относится к слияниям и поглощениям.

Сделки делятся на краткосрочные (до 1,5 млн рублей, окупаемостью до 12 месяцев), среднесрочные (от 1,5 до 6-10 млн рублей, окупаемостью от года до трех лет) и долгосрочные (от 10 млн рублей, окупаемостью от двух лет). Наибольшее количество сделок проходит в краткосрочном (40%) и среднесрочном (35%) сегментах. На долгосрочные проекты приходится 25%.

Надо сказать, что в нише готового бизнеса крупных сделок немного. Например, самый большой проект среди основных игроков рынка в 2014 году стоил 79 млн рублей, в 2015 – 150 млн рублей.

Мы провели исследование, проанализировав накопленные годами данные. Вот вкратце основная информация по рынку в цифрах.

  • География рынка. Основными центрами активности в сегменте готового бизнеса являются Москва и область (60% сделок) и Северо-Западный регион (преимущественно Санкт-Петербург и Ленинградская область) — 20% сделок. Оставшуюся долю делят Крым — 10% и все остальные регионы – 10%.
  • Объем рынка. Совокупный объем рынка оценивается в 1 млрд рублей в месяц при количестве сделок 350. В годовом выражении это 12 млрд рублей и 4,2 тысячи соответственно.
  • Динамика. С 2014 года рынок переживает взрывной рост: если в 2013 году совокупный объем всех сделок составлял 650 млн рублей в месяц, то в 2014 это был уже 1 млрд рублей. Таким образом, рост составил 54%. По итогам 2015 года также наблюдался рост — c темпами примерно в 12%.

И здесь самое интересное — откуда этот рост, кто и почему покупает готовый бизнес. Мы связываем это с кризисом в сегменте крупного бизнеса. Многие менеджеры среднего и высшего звена, оставшись без работы, ищут возможность сохранить прежний уровень жизни, инвестировав в бизнес, который может приносить стабильный доход.

Мы выяснили циклическую закономерность роста предложения на рынке (см. график ниже). Количество бизнесов «на продажу» сегодня связано с предыдущим кризисом 2008 года, после которого было открыто много новых предприятий. Средний цикл занятости предпринимателя одним бизнесом составляет примерно 5 лет. После этого срока собственник часто продает свое детище, стремясь либо к новому уровню дохода, либо к новой сфере деятельности. Таким образом, на 2014-2016 приходится пик продаж новых бизнесов, созданных в 2009-2011 годах.


Корреляция между количеством вновь созданных и проданных бизнесов:

 

Год 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Продано бизнесов  1000 1200 1500 2000 3200 3500 4200 4900 4800 4200 4000
Создано бизнесов  8000 9000 11000 11000 10000 9000 7500 7500 6000 5000 6000

 

Сегодня новых предприятий создается меньше, чем в предыдущий период, поэтому в перспективе год-два мы ожидаем стабилизации рынка, а к 2017-2018 годах — спада на уровне 10-15% ежегодно.

Большинство покупателей в 2015 году — это начальники отделов, руководители среднего и даже высшего звена, ведущие специалисты крупного бизнеса. Специалисты этого уровня ощутили на себе кризисное падение доходов по основному месту работы или уже попали под сокращение. А поскольку 70% объектов с высокой окупаемостью в нашей компании находятся в ценовом диапазоне до 2 млн рублей — эта ниша оказалось спасением и выходом для многих, оставшихся не у дел: для тех, кому устроиться на работу или рассчитывать на рост доходов нельзя, а уровень жизни снижать не хочется. 

Таким образом, действительно можно сказать, что кризис — это всего лишь возможность для тех, кто готов ей воспользоваться и применить свои знания, опыт и средства для развития своего дела. Те, кто мыслит старыми шаблонами и не готов использовать перспективы, через год вспомнят кризис негативно.

В целом малый бизнес страдает от экономической ситуации на внутреннем рынке не так сильно, как крупный, вынужденный оптимизировать расходы за счет увольнений и снижения зарплат. Тем самым МСБ становится перспективной нишей для развития. Возможно, кризис принесет малому бизнесу больше пользы: сюда в управление придут более профессиональные люди, стоит ожидать притока новых знаний, новых усилий, больших энергий.

Сильный и крепкий малый бизнес – это мощный генератор доходов и, как следствие, ключ к выходу из кризисной ситуации в экономике.


Материалы по теме:

Люди устали от офисов «с девяти до шести, пять через два»

Почему именно сейчас стоит покупать готовый бизнес

Заемные средства для бизнеса – хорошо или плохо?

Как и где продать готовый бизнес?

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

Комментарии

ВОЗМОЖНОСТИ

14 октября 2019

RUSSOL

15 октября 2019

PwC Russia Accelerator

17 октября 2019

DataAudit

23 октября 2019

Speed Dating InsurTech

ВОЗМОЖНОСТИ

14 октября 2019

RUSSOL

15 октября 2019

PwC Russia Accelerator

17 октября 2019

DataAudit

23 октября 2019

Speed Dating InsurTech

ПРОГРАММЫ И КУРСЫ

21 октября — 9 декабря 2019

Управление проектами