Любой бизнес предполагает общение с людьми: с командой, партнерами, инвесторами, поставщиками, покупателями и многими другими. Развитие нетворка и выстраивание профессиональной сети контактов обязательно для всех предпринимателей вне зависимости от их рода деятельности. При этом нетворк — это такая же работа, как и условная разработка программного кода. И чем глубже человек в нее погружается, тем сильнее трансформируется он и его коммуникации. Как на разных уровнях нетворка расширяется кругозор, меняются запросы и сам процесс общения, рассказали участники сообщества Heg.ai.
Первый уровень: получить максимум общения
Человек недавно узнал о существовании нетворкинга и понял, что это какая-то крутая для него, неизведанная штука. При этом у него мало информации и понимания, что делать и как, а запрос на нетворкинг появился, скорее всего, на основании того, что человек находится на транзитной фазе.
Например, при переходе с корпоративной карьеры в предпринимательскую: возникает осознание, что для быстрого погружения необходимо сменить круг общения, коммуницировать уже не с такими же наемными работниками, а с предпринимателями. Для этого он начинает активно посещать митапы, конференции и другие мероприятия.
На первом уровне у человека максимально широкий запрос — обычно он звучит как «хочу общаться с интересными людьми».
Первые двадцать-тридцать коммуникаций он только устаканивает свою самопрезентацию и сужает запрос до более конкретного — например, «ищу ментора в EdTech для развития стартапа за рубежом».
«Я находился в профессиональном тупике с непониманием, какие дальше делать шаги. У меня была задача начать работать над каким-то своим продуктом, но не было четкого плана, с чего начинать. Перед этим я учился, прокачивал свои технические скиллы, нужные, например, для тестирования новых продуктовых гипотез.
И в какой-то момент понял, что обучающие курсы меня больше не продвигают. У меня родилось желание сделать что-то, чтобы просто начать общаться с людьми. Само понятие «нетворкинг» не было чем-то новым, но коммуникаций было мало, особенно внутри предпринимательского комьюнити.
В сообществе Heg.ai я достаточно активно начал общаться с людьми: писал тем, кто имел большой опыт предпринимательства, рассказывал о своей ситуации и после коммуникации с первыми 5-10 людьми стал продвигаться по этой теме. Каждую неделю у меня было 1-2 вопроса, под которых в базе сообщества я искал подходящих кандидатов.
Я писал им, и мы обсуждали мой вопрос зачастую около часа. После такого общения у тебя формулируется ответ и ты переходишь к следующему вопросу. Для меня нетворкинг в целом открылся как очень эффективный инструмент получения ответов на вопросы, которые появляются постоянно».
После того, как первичная стадия активной коммуникации будет закрыта, человек плавно переходит ко второму уровню.
Чек-лист: как определить, что вы на первом уровне нетворка:
- Отсутствие широкого профессионального круга общения;
- Редкие коммуникации;
- Большие ожидания от новых контактов;
- Расплывчатый запрос на общение — «хочу поговорить с интересными людьми».
Второй уровень: целевые коммуникации
Здесь находятся люди, которые уже активно занимались нетворкингом, много общались и, скорее всего, немного подустали от большого количества коммуникаций (30 и более в месяц). При этом они четко понимают ценность нетворкинга и не намерены от него отказываться, поэтому происходит пересмотр самого общения.
На втором уровне люди отказываются от массовых коммуникаций в формате «хочу больше контактов» и переходят на сторону целевых, с четким и достаточно узким запросом.
У них появляется понимание, что выстраивать окружение можно продуктивнее: находить более качественные места или сообщества с отфильтрованной аудиторией.
Для людей, находящихся на втором уровне, нетворк уже стал рабочим инструментом, а сами они нашли для себя несколько максимально эффективных методик общения: например, добавили в Facebook много друзей, пишут свои запросы туда и тем самым получают ответы на большое количество вопросов через окружение в социальных сетях.
Навыки общения совершенствуются, коммуникации совершать становится проще. А сами люди уже готовы не только решать свои вопросы, но и делиться с другими примерно в равном соотношении. При этом им важно находить как можно больше работающих инструментов. А фильтры позволят им качественнее выстраивать коммуникации с окружением.
«Раньше я занимался продуктами питания Samfruit, а сегодняшний бизнес связан с IT, и это совсем новый опыт, требующий узнавать много нового, погружаться в специфику.
Поэтому мне требовалось найти квалифицированных людей в этой отрасли, а также разобраться в том, что такое венчурные инвестиции – раньше с ними взаимодействовать не приходилось. Поэтому мой нетворк сейчас предполагает множество целевых коммуникаций: взаимодействие с другими стартапами, компаниями, фондами, обмен опытом, выход на международные рынки, изучение вопросов импорта и экспорта.
И это все предоставляет сообщество Heg.ai. Здесь я познакомился Дарьей Мингалиевой, сооснователем cinemood – сейчас она выступает эдвайзером нашего проекта. Это все влияет на развитие бизнеса, но косвенно — нет переворота сознания от случайной фразы, но есть определенное влияние того, что ты слышишь, на твою деятельность.
Я общаюсь только с теми, в ком вижу ценность, с кем хочется выстроить коммуникацию прямо сейчас. Иногда, когда меня просят, знакомлюсь, пытаюсь помочь, но это не занимает много времени. В дальнейших планах — плотно работать, общаться, знакомиться с глобальными проектами, их основателями и увеличивать знания о своей компании в мире».
Чек-лист: как определить, что вы на втором уровне нетворка:
- Наличие опыта общения и круга знакомых в необходимой отрасли;
- Формирование набора личных методик эффективной коммуникации;
- Готовность не только получать информацию, но и отдавать;
- Сужение запросов в коммуникациях — от «хочу помощи» до «как выйти на рынок другой страны».
Третий уровень: комфортный рост коммуникаций
На этой ступеньке находятся люди, которые активно развивают свой личный бренд и много публично выступают. Они развивают социальные сети, у них много публикаций в интернете, в месяц происходит свыше 70 коммуникаций, а в их референтной группе больше тысячи человек. Поэтому здесь остро встает вопрос фильтра и систематизации нетворкинга — количество слотов времени на общение меньше, чем входящих запросов.
Поскольку человек уже не гонится за расширением круга общения и уже больше смотрит в сторону того, чтобы активно делиться экспертизой, опытом и другими ресурсами, перед ним встают две задачи.
- Первая — сделать так, чтобы как можно больше людей узнало о нем и о том, что он готов много отдавать.
- Вторая — сделать так, чтобы наиболее релевантные люди дошли до коммуникации с ним.
На третьем уровне нетворка важно одновременно увеличивать входящую воронку и четко фильтровать людей, чтобы не терять тех, кто реально может получить какую-то ценность. То есть у человека есть запрос на поделиться, но при этом не хочется делать это для всех подряд, нет желания тратить время и энергию на токсичных или нерелевантных людей.
Внутри сообщества мы готовы помогать по обоим пунктам — как с точки зрения продвижения личного бренда, так и с точки зрения выстраивания этих фильтров, в том числе через какие-то уточняющие запросы, через фильтр внутри сообщества и через правильные интродакшны, которые мы делаем.
«Я занимаюсь развитием бизнеса по разработке софта — делаем мобильные приложения для стартапов, среднего бизнеса и корпораций, аудитория преимущественно иностранная: Долина, Нью-Йорк, Лондон. Получается очень широкий круг общения: от молодых ребят, только запускающих проекты, до представителей крупных компаний.
Последние год-два развиваем бизнес преимущественно через нетворкинг. Таким образом мы, например, нивелировали холодные продажи как таковые.
Я практически никогда не использую нетворк для общения исключительно про бизнес — мне интереснее про людей, про жизнь, про подходы, про опыт. Особенно это важно в первых коммуникациях: узнавать человека, а не его должность, опыт и количество успешных или провальных проектов.
Важно сначала изучить собеседника (есть ли совпадение в жизненных ценностях, ориентирах) и подумать, о чем с ним будет интересно пообщаться на созвоне/встрече. Человеческий фактор разрушает 90% бизнеса, поэтому я закрываю его уже при первом общении. Это мой личный фильтр.
У меня происходит интуитивная корреляция с внутренними ценностями, жизненными подходами, видением процессов бизнеса и прочего. Когда проводишь тысячи коммуникаций, органически кристаллизируется понятная градация, некий внутренний чек-лист, по которому четко квалифицируется человек предварительно.
Если общение взаимно интересное и появляется химия, можно погружаться глубже и где-то там уже затрагивать бизнес составляющую.
Здесь опять интуитивно включается режим квалификации, когда собеседник начинает рассказывать про свои отношения с персоналом, с партнерами, с инвесторами, ты сразу понимаешь — соответствует эти принципы твоему видению или нет.
Именно в контексте неформального нетворкинга бизнес-контекст должен рождаться органически, его не нужно катализировать. Если мне нужно пообщаться именно о бизнесе, партнерствах, предпринимательстве, я пойду на конференции, бизнес-митапы и другие мероприятия с понятной повесткой.
Нетворк-сообщество Павла для меня — больше не про бизнес потенциал. Я могу час проболтать с человеком про человека, про его увлечения и жизнь, потому что мне это действительно интересно. Благодаря такому нетворку мой кругозор максимально расширяется, я получаю новый опыт. Главное это делать честно и искренне, изначально не преследуя иных целей».
Чек-лист: как определить, что вы на третьем уровне нетворка:
- Отсутствие острой потребности расширить круг общения;
- Частые ежедневные коммуникации;
- Выстраивание фильтра на входящие запросы;
- Обретение проверенного набора инструментов для эффективного общения;
- Готовность по-максимуму делиться информацией и опытом.
Фото на обложке: pixabay.com
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Искусственный интеллект в малом бизнесе: теория и практика»
- 1 Как перестать бояться высказывать свое мнение
- 2 Вопросы новому начальнику — как показать себя и освоиться на новой работе
- 3 Если вы хотите изменить жизнь, начните со своего окружения
- 4 «От монолога — к диалогу»: рекомендации для публичных выступлений
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025