Top.Mail.Ru
Колонки

5 причин не вести бизнес в этой области

Колонки
Алексей Прыгин
Алексей Прыгин

Генеральный директор «МаксиПост»

Алексей Прыгин

Генеральный директор «МаксиПост» Алексей Прыгин рассказывает о главных плюсах и минусах курьерского бизнеса для сферы электронной коммерции.

5 причин не вести бизнес в этой области

Аргумент 1: Не просто высокая, а очень высокая конкуренция

И кризис тут особо ни при чем. Кризис только обострил ситуацию, выявил накопившиеся проблемы. И началось все не вчера. Все началось с «золотого века» индустрии курьерской доставки: до 2014 года e-commerce стремительно рос, рубль был стабильным, цены на курьерские услуги тоже росли, и желающих попасть на эту поляну оказалось очень много. Появилось множество новых игроков, которые хотели сделать бизнес на быстрорастущем рынке и считали его достаточно простым для реализации. Когда я писал этот текст, то полез погуглить и нашел статью, которая начинается вот такой фразой:

«Если у вас нет каких-либо специальных знаний в той или иной сфере предпринимательства, это еще не значит, что у вас нет шансов открыть собственный бизнес. Если вы располагаете кое-какой (необязательно внушительной) суммой денег, которую вы готовы отдать в пользу развития вашего дела, и навязчивым желанием работать, как говорится, на себя, то стоит подумать о том, как создать курьерскую службу доставки».

В общем, без комментариев: нет мозгов, но есть «бабло» – открывай курьерскую службу. Вот и наоткрывали. Сегодня картина на рынке примерно такая: интернет-магазинов, которые отгружают более 50 заказов в день – менее 1 000 штук. А курьерских служб чуть более 200. Плюс – постоматы и «Почта России», сервис у которой последнее время становится все лучше и лучше. Так что, далее эта борьба будет только нарастать.

Аргумент 2: Серый рынок – жуткий демпинг

Положа руку на сердце, надо признать, что наш рынок еще далек от цивилизованности. На нем присутствует огромное количество «серых» игроков, которые не платят налоги и могут позволить себе серьезно демпинговать. А нормальные, белые, компании не могут, потому что основная расходная часть в курьерке – это зарплаты и налоги, и поэтому себестоимость услуг у белых компаний ощутимо выше. Сегодня многие тендеры на услуги доставки проходят так: участники (курьерские службы) дают цену, потом интернет-магазин – организатор тендера – показывают список конкурентов без имен, но с ценами, и предлагают опустить цену, ты опускаешься, а потом тебе снова высылают список – уже с новыми еще раз упавшими ценами. И так до абсурда. Многие потенциальные клиенты говорят: вы лучшие, мы хотим работать с вами, дайте нам более низкую цену. Никого не волнует, что нельзя работать в убыток, что есть себестоимость, и ниже нее падать невозможно. В общем, выбор у начинающих предпринимателей незавидный: либо работать, по сути, нелегально, либо все время балансировать на грани убыточности.

Аргумент 3: Низкая маржинальность

Тут все понятно: этот пункт логически вытекает из первых двух. Услуги вообще сами по себе редко бывают высоко маржинальным бизнесом, а при неблагоприятном раскладе (а сейчас именно такой) разница между тарифом и себестоимостью стремится к нулю. Увеличивать этот зазор очень сложно: поднять цену – значит, потерять клиентов, а уменьшить себестоимость очень сложно. Оптимизация бизнеса – это хорошо, и без нее никак, и все этим занимаются, но есть какие-то объективные барьеры. Нельзя сократить штат курьеров или снизить всем зарплаты в 2 раза! А иногда и родное государство «помогает». Например, в прошлом году Минфин опубликовал проект поправок к закону, регулирующему сферу применения контрольно-кассовой техники. Согласно ему, уже в 2016 году бизнесменов могут обязать установить новые кассовые аппараты с функцией выдачи электронных чеков. Электронная взаимосвязь с налоговыми органами – это, конечно, хорошо, но у нас, например, порядка 300 мобильных кассовых аппаратов. Если все их придется выбросить в мусор, то приобретение новых обойдется как минимум в 3 млн рублей. И, возвращаясь, к предыдущему пункту, негативные последствия в финансовом плане в первую очередь понесут именно законопослушные компании – те, кто и так выполняет все предписания и исправно платит налоги.

Аргумент 4: Материальные риски как следствие материальной ответственности перед клиентами

У каждого бизнеса свои риски (есть и общие, но если на них обращать внимание, в России можно бизнес вообще не открывать). У курьерского бизнеса риски довольно серьезные – потому что материальные. Это, во-первых, риски, связанные с утратой (порчей) товара и денег, полученных от покупателя. Грабежи курьеров – дело, к счастью, не частое, но регулярное. Хорошо, если обходится материальными потерями. Цена на товар несоизмеримо больше, чем цена за услугу его доставки. Другой материальный риск связан с подрядчиками. Обычно это небольшие компании в регионах, у них небольшие обороты, и часто им сложно выстоять в напряженной конкурентной борьбе – оборотов не хватает, чтобы поддерживать низкие цены. Итог понятен – компания банкротится, платежи не возвращаются. В итоге клиентам приходится возвращать средства из собственного кармана – это уже вопрос ваших договорных отношений с клиентом и репутации в том числе. А она дорогого стоит.

Аргумент 5: Большое влияние человеческого фактора

В нашем бизнесе не бывает так: решил проблему и забыл. Научил курьера хорошо работать – и расслабился. Работа с людьми – это ужасно сложно. Мы же не со станками работаем: поломался – починили – запустили. В курьерском бизнесе все «завязано» на человеческий фактор. Запрограммировать бизнес-процесс, найти объездной маршрут или научиться объединять заказы прямо на складе – это все рядовые проблемы. А вот подготовить не почтальона, а курьера – это страшно тяжело, научить его думать по-другому, по-другому относиться к своей работе, понимать уровень ответственности, вежливо разговаривать с клиентом и т.д. Мы свою систему мотивации для курьеров много лет строили. А также систему отбора кандидатов (она у нас очень жесткая) и систему безопасности, работающую на то, чтобы исключить или свести к минимуму потенциальные проблемы работы с данными человеком, риски обмана со стороны курьеров и т.д. Найти толкового ответственного курьера достаточно тяжело, мне иногда кажется, что топ-менеджера найти проще. Помимо умения быстро мыслить и быстро бегать, человек должен быть надежным, коммуникабельным, воспитанным и стрессоустойчивым – вы даже не представляете, какими бывают покупатели. А еще – чтобы с топографией у него было все хорошо, и с математикой (деньги-то считать нужно) и т.д. Люди требует постоянного внимания и контроля. К тому же, это и основная статья расходов. И инвесторы, надо признаться, завязанные на людей проекты не особо жалуют. Им больше нравятся технологические конвейеры, которые исключают человеческий фактор. 

5 поводов открыть курьерский бизнес – тут.


Материалы по теме:

Кто выживет в кризис?

Интернет-магазину нужна хорошая доставка в регионы

Как мы увеличили заказы из регионов на 300%

Грузоперевозки – это полный хаос!

Какие технологии используются в ритейле?

Видео по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Ozon начнет просматривать видео с камер видеонаблюдения в пунктах выдачи в режиме онлайн
  2. 2 Торговля с Индией: как наладить поставки в 2024 году
  3. 3 Тренд на эффективные коммуникации в логистике: почему важно держать клиента в курсе доставки
  4. 4 В 2024 году объемы белой доставки из Китая превысят карго: цифровой рубль, «Честный знак» и еще пять предпосылок
  5. 5 Топливный кризис — как работать? Опыт транспортной компании