Генеральный директор «МаксиПост» Алексей Прыгин рассказывает о главных плюсах курьерского бизнеса – после прочтения колонки вам наверняка захочется открыть свою логистическую компанию.
Аргумент 1: Востребованность услуг
Основным заказчиком курьерской службы являются интернет-магазины (все остальные «доставки» – например, подарков в праздники или каких-то конвертов – погоды вообще не делают). Это могут быть как большие офлайн-ритейлеры, которые расширяют свой бизнес за счет онлайн-составляющей, так и специализированные игроки, – но ни тем, ни другим без логистики не обойтись. Товар может считаться проданным только после того, как произошла доставка. У каждого представителя онлайн ритейла есть выбор – делать доставку самому или передавать на аутсорсинг. Модель «сделай сам» подходит либо совсем маленьким магазинам, либо наоборот – очень большим брендам. Первым отдавать вовне просто невыгодно, а «крупняки» обычно делают это ради дополнительной рекламы – брендированные машины, спецодежда и т.д. (хотя, на мой взгляд, польза от этого под большим вопросом).
Подавляющее число ритейлеров предпочитает не морочить себе голову и отдают доставку на аутсорсинг.
Их основная мотивация – это и экономия, и отсутствие головной боли, и гарантия качества услуг. Все прекрасно понимают, что построить хорошо отлаженный механизм доставки при большом объеме заказов – сложно и дорого. И даже тот, кто решил все делать сам, не сможет охватить весь процесс целиком, что-то он все равно отдаст – например, доставку в регионы.
Так что, больший или меньший, но спрос на наши услуги есть всегда.
Аргумент 2: Рост онлайн-аудитории и e-commerce
Курьерский бизнес – исключительно сервисный, обслуживающий, он сам по себе ничего не производит и чувствует себя хорошо или плохо в зависимости от того, как обстоят дела у его заказчиков – интернет-магазинов. А рынок этот растет с момента своего зарождения. Иногда очень быстро (как это было до конца позапрошлого года, пока рубль не упал), иногда медленно (как это происходит сейчас), но растет. Посмотрите на исследования Data Insight – несмотря на снижение покупательской способности и общее падение спроса, e-commerce не остановился – и, тем более, не рухнул. Если взять данные «МаксиПост» по Москве и сравнить два аналогичных периода, например, июнь-август 2014 и июнь-август 2015, картина получится следующая: из десяти крупнейших компаний-клиентов по объемам и стоимости доставляемых покупок немного «просели» только четыре, остальные даже наоборот – выросли, причем у четырех рост составляет более 60%! Правда, рост этот, в основном, экстенсивный – за счет увеличения доли онлайна на рынке ритейла в целом, но это не суть важно. Интернетизация населения растет, а вместе с ней онлайн-торговля.
Спрос на услуги курьерской доставки все равно будет – даже на новых витках кризиса.
Аргумент 3: Низкая стоимость запуска бизнеса и низкие эксплуатационные расходы
Курьерский бизнес не требует больших стартовых инвестиций. Чтобы начать оказывать услуги, вам не понадобится вкладывать огромные средства в инфраструктуру, покупку дорогостоящего оборудования и т.д. Это скорее ИТ бизнес, который требует хорошего и гибкого ПО. Мы в свое время написали программу самостоятельно – силами практически одного человека, а потом каждый год ее дорабатывали. Конечно, потребуется склад и складское оборудование, но его можно взять в аренду (мы так и делаем до сих пор). Самый дорогостоящий материальный ресурс – это автотранспорт, но абсолютно не обязательно его покупать. Альтернатива – брать на работу курьеров с личными автомобилями. Что касается ежемесячных расходов, в них, помимо зарплаты сотрудникам, входят:
- Налоги,
- Аренда офиса и склада, коммунальные услуги,
- Кассовые аппараты и их обслуживание,
- Коммунальные услуги,
- Связь (мобильная, городская), интернет,
- Хозяйственные и канцелярские товары,
- Банковские расходы (в основном инкассация),
- Реклама/маркетинг,
- Топливо (далеко не всегда, в зависимости от схемы оформления курьеров на работу),
- И разные мелочи.
В общем, жить можно, и при удачном старте вам не придется искать и курьеров, и инвесторов одновременно. Мы вот вообще ни разу не привлекали внешние инвестиции. Сами справляемся.
Аргумент 4. Простор для творчества
Это только на первый взгляд доставка посылок – дело скучное. Здесь огромный простор для фантазии. Я не покривлю душой, если скажу, что логистика – это инновационный бизнес. Только инновации у нас появляются не тогда, когда на это дают деньги инвесторы, а когда в них есть потребность со стороны клиентов. А они все время хотят чего-то нового. Вот, вы знаете, например, что примерка и частичный выкуп – это чисто российское изобретение, на Западе этого нет. А у нас есть, и мы это когда-то придумали первые – потому что пришел наш клиент, «Красный Куб», и спросил – а нельзя ли нам сделать так, чтобы покупатель мог оплатить только часы из посылки, а фоторамку вернуть обратно – раз она ему не понравилась. А то невыгодно как-то получается. Можно, сказали мы, и изобрели доставку с частичным выкупом, чтобы покупатель мог приобрести из посылки только часть товара, а то, что не подошло, вернуть и не оплачивать.
Любителям творческого подхода точно есть где развернуться – новые пожелания возникают через день.
Аргумент 5: Сезонность бизнеса как гарантия заработка
Если вынести за скобки тот факт, что я с трудом успеваю доехать домой к бою курантов, то Новый год для курьерских служб – это прекрасное время. Даже если вы целый год перебивались от заказа к заказу, с конца ноября скучать не придется. Наши люди никогда не перестанут закупать подарки к этому празднику, поэтому всегда есть шанс сделать хороший оборот за один месяц. Декабрь – это гарантированный заработок. А еще бывает 23 февраля, 8 марта, черные пятницы, киберпонедельники, куча всевозможных более или менее успешных распродаж, которые обеспечивают курьерам надежный заработок.
5 причин никогда не открывать такой бизнес – тут.
Материалы по теме:
6 сервисов для транспортных перевозок
«Это хобби, а не бизнес». Почему вам необходима бизнес-модель
Какая команда нужна для работы с Big Data?
Какие технологии нужны в логистике?
Яндекс.Доставка: «Потребитель выиграет, но многие бизнесы закроются»
Видео по теме:
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Просто о сложном: первые шаги в бизнесe»
- 1 «Самокат» протестирует доставку продуктов дронами
- 2 Гендиректором «Яндекс Доставки» стал бывший топ-менеджер Delivery Club Олег Хаустов
- 3 В России каждый четвертый заказ готовой еды доставляется с задержкой
- 4 Wildberries добавила оплату таможенных пошлин при заказе зарубежных товаров