Этот год оказался щедрым на флешмобы в социальных сетях. Все больше компаний и брендов обращают внимание на этот формат, который каждому бизнесу приносит свои результаты.
Лояльность клиентов, дополнительный бесплатный охват, новые подписчики, принадлежность к «тусовке» — аргументы у каждого свои.
Мария Заикина, директор по коммуникациям проекта «Совесть», сделала подборку самых интересных флешмобов 2017 года.
1. Однотонные обложки компаний в ВК
В начале года мы наблюдали «массовую» замену обложек страниц брендов в ВК на однотонные. «Сбербанк» «залил» свою обложку зеленым, за что его раскритиковал Артур Ахметов, Social Media директор R:TA. Компании решили поддержать «Сбербанк».
Анастасия Бацуева, руководитель SMM-направления «Сбербанка»
Флешмобы, запущенные брендами, удаются очень редко. И слишком часто SMM-специалисты скатываются в активности ради активностей, которые интересны только им и не воспринимаются аудиторией.
Но иногда получаются и удачные кейсы. По наблюдениям, чаще всего это случается тогда, когда в одной идее сходятся своевременность реакции и юмор, даже самоирония.
Так было и в нашем случае – флешмоб с однотонными обложками возник, когда у нас случился творческий кризис с оформлением сообществ, и мы временно залили каверы фирменным цветом. Кто-то с диджитал-рынка воспринял такой подход слишком серьезно и решил раскритиковать банк.
А коллеги поддержали — потому что понимали, что повод для критики ничтожен, а наша совместная реакция получается естественной и смешной. И, кстати, бесплатной.
2. #Говорипеснями
Предыстория трагикомичная: американка бросила своего парня с помощью плейлиста в сервисе Spotify. Названия треков в нем складывались во фразу о расставании. Младшая сестра героини нашла плейлист и рассказала о нем у себя в Twitter.
Издание «Медуза» предложило аналогичный плейлист из русскоязычных композиций. После чего тему подхватили бренды. Сейчас по хештегу в ВК можно найти более 400 постов.
Егор Степанцев, ведущий SMM-специалист «Промсвязьбанка»
В ПСБ мы взяли паузу и стараемся не участвовать и не организовывать флешмобы. Почему?
Просто люди устали: одни — креативить, другие – воспринимать. Замылился глаз, и практически все такие активности кажутся высосанными из пальца. В ноябре были неплохие флешмобы от Masterсard и «Совести», но они не подошли нам по формату.
Но начиналось все по-другому.
В апреле флешмобы еще были в новинку, и мы решили попробовать силы своего нетворкинга. Так запустился «Говори песнями». Идея родилась довольно легко: я увидел материал на Meduza про девушку, которая таким образом рассталась с парнем. Они составили альтернативный вариант на русском, а мы сделали несколько вариантов для наших групп.
Процесс нас так увлек, что мы подключили розничные группы и портал «ЧесТнок». А потом решили предложить поучаствовать и другим брендам.
Написали, конечно, «Яндекс.Музыке», на их площадке составлялись плейлисты. Нас поддержали 5-6 брендов в первый день. А потом пошел снежный ком. О флешмобе написали 150 различных СМИ и более 50 брендов приняли участие (включая ЦБ РФ, «Единую Россию» и «Яблоко»).
Подписчики очень тепло отнеслись к идее и начали скидывать свои стихи в комментарии.
В этот момент мы решили использовать флешмоб на 100% и дополнительно запустили конкурс для наших клиентов. Дарили плюшевых котов.
3. #кручукаквк
Все началось с того, что дизайнеры ВК трансформировали значок загрузки страницы на крутящийся спиннер. Компании не остались в стороне и предложили свои варианты использования модной штуковины.
Дмитрий Лушников, руководитель отдела маркетинга
и связей с общественностью Alibaba Digital Media & Entertainment Group
У нас нет какого-то графика или точной частоты участия во флешмобах: когда мы видим, что появляется какой-то тренд, мы его подхватываем. Кейс со спиннером близок нам – у меня есть минимум три.
Иногда мы делаем посевы наших мемов в известных пабликах, с которыми дружим. Это позволяет встраиваться нативно и не вызывает негатив.
Часто добавляем к таким постам собственные конкурсы, чтобы привлекать подписчиков в группу или пользователей в UC Browser. Только в этом году мы участвовали примерно в десяти флешмобах.
4. #нашпервыйсайт
Вот это была ностальгия! Компания «1С-Битрикс» опубликовала скриншот первой версии своего сайта в Facebook и предложила другим брендам поступить так же. Они не отказались.
Константин Соковых, pr-менеджер «1С-Битрикс»
Эта идея родилась спонтанно. Мы посмотрели на волну всех этих классных флешмобов и подумали — а чем мы хуже? И решили запустить свой. Наша компания занимается разработкой CMS для сайтов и за 20 лет в этом неплохо преуспела. Поэтому тема флешмоба родилась быстро.
Мы решили показать первый сайт нашей компании и попросили сделать это другие известные бренды. Через несколько часов поняли, что к флешмобу присоединился почти весь рунет! Конечно, мы не могли знать наперед, что он станет успешным. В таких активностях вообще не может быть универсальной формулы успеха.
Каких-либо запланированных KPI у нас тоже не было, но страницы в социальных сетях неплохо выросли, а про флешмоб написали много разных СМИ и не только в России. Компания Youscan сделала даже целое аналитическое расследование.
Что касается чужих активностей, то мы присоединились несколько раз к флешмобам до нашего, но после — нет. Казалось, их стало слишком много, и почти всех из них — неудачные.
Не хотелось получить негатив от клиентов. Но если появится что-то интересное, то всегда готовы.
5. #3сентября с брендами
Календарь перевернуть нельзя, жечь костры рябин!
Только самые стойкие не вспомнили песню Михаила Шуфутинского и не «поигрались» в нее.
Валентин Васин, руководитель службы Social Media «Альфа-Банка»
Песня сама по себе уже стала мемом, и из года в год бренды так или иначе сплачиваются вокруг нее. В уходящем году мы были одними из первых, кто пошутил на эту тему и интегрировал в активность продукт. Как результат – положительные комментарии, лайки и большое количество переходов по ссылке на сайт с картой.
Участие во флешмобах для нас имиджевая история, с помощью которой мы делаем банк близким для пользователей и при этом креативным.
В последние полгода флешмобов стало слишком много и, если мы видим, что кто-то пытается привлечь к себе внимание на пустом месте, мы не участвуем. Мы вне политики, мы про бизнес.
Спланировать такую историю нельзя. Все рождается ситуативно – под влиянием настроения самих пользователей. Я смутно представляю себе, как эту часть может реализовывать, например, агентство.
Почему?
- Во-первых, процедура согласования затягивается в разы.
- Во-вторых, агентство не станет брать на себя имиджевые риски. Все же наблюдали, когда шумиха прошла, тема забылась, и тут кто-то через две недели всплывает в ленте с постом. Но в целом, если бренды так развлекают аудиторию, и всем хорошо, то почему нет? Главное – своевременность, идея и эмоции.
6. От каких #7вещей отказались вы?
В свой 33-й день рождения, сам того не подозревая (но это не точно), Павел Дуров дал старт флешмобу. Он опубликовал в ВК и Telegram список из семи вещей, от которых «отказался много лет назад». Чем не повод похвастаться и другим?
Олег Дорожок, директор по маркетингу Delivery Club
Над нашими соцсетями трудится большая команда, включая коллег из агентства. Они намеренно отслеживают всплески и активности, и мы вместе принимаем решение, поддерживать или нет. Важную роль в этом процессе играет количество и «качество» участников.
На темы политики, сексизма, шовинизма, любой дискриминации прав у нас стоит табу. Шуточный троллинг – да, но не ущемление. Как таковых KPI по количеству лайков, шеров мы не ставим, важно поймать «хайп», развлечь пользователей.
С флешмобом 7 вещей все было просто: заметили, оценили вирусность распространения участников и сделали посты. Большую роль сыграла не только ситуативность, но и механика – не нужно было долго ломать голову по контенту. Львиная доля успеха флешмобов в трех одновременных слагающих – проявить уникальность, пошутить и увлечь за собой. Причем быстро.
7. Вспомнить все, или #какмыначинали
В честь своего первого дня рождения мы запустили на Facebook флешмоб о том, как создавались компании и что могло быть по-другому.
Мы молодой бренд, но за год работы у нас накопилось много интересных и забавных историй, начиная с выбора названия и заканчивая своего рода «социальной революцией» с баннерами «Совесть должна быть у каждого».
Решили использовать флешмоб, чтобы узнать, с чего же все началось у других компаний, многие из которых на рынке 10 лет и больше. Мы понимаем, что медийный вес у нас пока небольшой и на гигантский охват не рассчитывали. Тем приятнее было удивление, когда нас поддержали более 40 компаний.
Присоединились не только очень интересные коммерческие бренды – ABBYY, Lingualeo, «Евросеть», Stafory, ESET NOD32 Russia, WebMoney, Comunica PR agency, платежная карта «Мир», «РусТендер», но и СМИ, и благотворительный фонд «Линия жизни». Кто-то подошел к флешмобу «строго», но большинство участников шутили и открыли факты, которых на официальном сайте компании точно не узнаешь.
В итоге мы охватили более 150 000 пользователей Facebook и Twitter, создали хорошее настроение себе и коллегам и попали в еженедельную подборку новостей маркетинга одного классного онлайн-СМИ.
8. #Россиязаспорт
Невозможно не упомянуть запущенный после отстранения российской сборной от Олимпиады-2018 флешмоб в поддержку спортсменов. Его поддержали десятки тысяч болельщиков, бренды, СМИ и celebrities – известные спортсмены, представители шоу-бизнеса. И даже Жерар Депардье.
Типичный участник флешмобов. Кто он?
- Российские бренды. Флешмоб – это скорость. Часто российским брендам в них участвовать проще: как минимум им не нужно согласовывать свои шаги с штаб-квартирой в другом часовом поясе.
- Бренды, у которых SMM «инхаус». Часто времени на конф-колл с агентством в таких ситуациях нет, но все зависит от того, как агентство вас «чувствует»
- Компания, готовая говорить несерьезным тоном. Флешмобы в большинстве своем построены на юморе. Не все компании, особенно крупные корпорации, готовы себя с таким ассоциировать
Почему нужно участвовать во флешмобах
- Это возможность рассказать о себе и своем продукте не в лоб, а в интересном формате. Пользователи социальных сетей гораздо благосклоннее к шуткам и мемам, чем к рекламным постам. Особенно актуально для молодых проектов, которым любая охватная активность идет на пользу. Минус – нужно быстро придумать что-то действительно интересное.
- Когда ты участвуешь в общем флешмобе, тебя воспринимают как «своего парня». Значит, ты бренд не чопорный и формальный, а открытый и человечный.
- Если сделать все быстро и оригинально, есть возможность попасть в СМИ.
Советы по организации флешмоба
- Заранее договоритесь с дружественными брендами о поддержке.
На старте важен каждый пост, органически хештег начнет распространяться после 10-20 сообщений. А ведь кому-то из ваших коллег нужно еще согласовать со штаб-квартирой...
- Не зацикливайтесь на массовости.
Пусть в вашем флешмобе примут участие не 100 самых гигантских корпораций мира. 40-50 близких по духу брендов с интересными историями вполне достаточно.
- Будьте готовы к критике.
Контролировать «волну» удается не всегда: соцсети такие соцсети.
- Люди ОЧЕНЬ устали от рекламы.
Не ставьте в приоритет написать о величии бренда. Расскажите пользователям эмоциональную историю, и тогда внимание к вашему бизнесу точно приложится, и флешмоб будет успешным.
Материалы по теме:
Флешмоб: бренды оставляют комментарии под постом школьника в ВКонтакте
Компании рассказали истории своего создания в рамках флешмоба #откудаяродом
«Намайнил биткоины»: В Facebook перечисляют фразы, которые ничего не значили в 2007 году
#вырастуикуплю: О чем мечтали предприниматели и сотрудники IT-компаний в детстве
«Я кистеперый мангуст»: Пользователи троллят банки в онлайн-чатах
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Как открыть микромаркет»
- 1 Россияне назвали самые бесполезные новогодние подарки
- 2 Что подарить любителю технологий: обзор необычных подарков
- 3 12 причин влюбленности: как психология любви и привязанности влияет на нас
- 4 YouTube-блогеры попали в Книгу рекордов Гиннесса за создание двухметрового iPhone
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025