Колонки

Помогут ли консалтеры «победить» на Kickstarter?

Колонки
Михаил Климов
Михаил Климов

Журналист, блогер

Михаил Климов
Помогут ли консалтеры «победить» на Kickstarter?

Стоит ли обращаться за консалтингом при подготовке кампании на Kickstarter? В каких случаях? Михаил Климов записал, что думают об этом стартаперы, инвесторы и сами консалтеры. 

Стартаперы

Привлекали бы вы консалтеров для проведения краудфандинг-кампании?

У нас минимальный штат, который заточен только под производственные нужды. Поэтому для разработки кампании, скорее всего, привлек бы специалистов со стороны.
Дмитрий Маскван CEO OneClickHouse
image description
Посредники хотят денег за свои услуги, причем – сразу. Еще есть проблемы с выводом денег на Kickstarter, люди жаловались, что по полгода не могут вывести деньги через PayPal. Можно, например, разместиться на Boomstarter и посмотреть на спрос.
Дамир Мясоутов i-boxmagnetic.com
image description
Мы очень много времени потратили на подготовку. Задавали вопросы специалистам, смотрели примеры успешных и неуспешных кампаний, изучали выходивших на Kickstarter конкурентов (они не профинансировались), читали тематические статьи – русско- и англоязычные. У наших основателей хороший уровень английского, так что все материалы мы готовим сами или с помощью знакомых энтузиастов, но при этом консультируемся у профессионалов. Со сторонними специалистами нужно быть осторожным, если ты долгое время не «варишься» в теме: есть риск нарваться на не очень порядочных или просто некомпетентных людей. Известно много случаев, когда компании остались банкротами из-за особенностей договора с посредником.
Евгения Панасова Менеджер проектов в ООО «Октодон»
image description

После разговора с предпринимателями кажется, что большинство из них не видят необходимости в услугах профессионалов при подготовке краудфандинг-кампаний. Понятно, что команды хотят сэкономить и сделать все своими силами. А что думают об этом инвесторы?

Инвесторы 

Планируеся ли выводить на Kickstarter проекты, проинвестированные Impulse VC? И собираетесь ли привлекать для этого консалтеров?

Если говорить о нашей практике, то как раз сейчас, с одним из проектов Impulse VC, мы рассматриваем подобную возможность. Стартап, который теоретически может поучаствовать в сборе средств на Kickstarter – это Wiren Board, одноплатный компьютер с интегрированными беспроводными модулями WiFi/Bluetooth/GSM и другими фичами для создания умного дома. Kickstarter здесь мы рассматриваем как недорогой инструмент для быстрого выхода на западные рынки, demand verification и, плюс ко всему вышеперечисленному, хороший PR-повод. Консалтинг для подобных проектов критичен. Есть опытные команды, работающие со стартапами и умеющие правильно делать контент и расставлять акценты на том, что привлечет пользователя. С их помощью заявка и проект становятся на порядок заметнее.
Кирилл Белов Управляющий партнер венчурного фонда Impulse VC
image description

Имеет ли смысл привлекать консалтинг для вывода проектов на Kickstarter?

Я в целом критически отношусь к консалтингу. Он полезен в ограниченном количестве случаев, в основном – для больших состоявшихся компаний. Не верится, что человек извне сможет понять бизнес-модель стартапа лучше фаундера. Тщательно оформленный кейс с описанием проекта, качественное видео, хорошо сформулированные вознаграждения существенно повышают вероятность успешного сбора средств на Kickstarter, но если все сделают консультанты, то вы не получите собственного опыта.
Александр Иванов Бывший партнер венчурного фонда Life.SREDA
image description
Консалтинг нужен, потому что это отдельный специфический вид маркетинга и без подготовки и знаний шансы на успех минимальны.
Павел Черкашин Партнер Vestor.In Partners
image description

Видно, что одни инвесторы высказываются полностью «за» консалтинг при выводе проекта на Kickstarter, другие же отмечают, что «помощь извне» должна быть не в ущерб опыту команды. Но «опыт» в краудфандинге не универсален, а, скорее, уникален, и в чистом виде редко распространяется на другие сферы. Соотношение рисков (не получить «опыт» или не собрать деньги) говорит в пользу консалтинга.

Консалтеры

Какие изменения рынка консалтинговых услуг в краудфандинге вы наблюдаете в последнее время? 

Зарождается важный тренд среди венчурных фондов: когда к ним приходит интересный проект, но с неподтвержденным спросом, то случается, что фонды отправляют такой проект на Kickstarter за свой счет.
Антон Москаленко Генеральный директор Сrowdconsulting.ru
image description

Существует ли в России рынок консалтинга в области краудфандинга?

Рынка нет, он только начинает зарождаться – все друг друга знают, тесно общаются, но нет никого, кто выводил бы проекты на Kickstarter систематически. В целом отрасль краудфандинга перспективна. В РФ много талантливых людей, у которых нет средств, чтобы запустить кампанию – финансовых и временных. Есть и «кулибины», которые не знают, как преподнести свой, может быть, неплохой, продукт. Консалтинг в области краудфандинга у нас – дополнительный бизнес, просто хочется помочь таким «кулибиным».
Иван Карманов Менеджер проектов агентства Inventalist
image description
Вера и перспективы есть, но нет рынка, точнее, он ничтожно мал. Все консалтеры хорошо знакомы и тесно сотрудничают, только на консалтинге зарабатывать неинтересно, сейчас это, скорее, интересная тусовка, нежели рынок.
Анна Ошарова Консультант по краудфандингу
image description

Артем Старостенко обошелся без консалтеров, но прибегнул в помощи посредника.

Сколько вам стоило выйти на Kickstarter?

Моя калькуляция по предыдущему проекту с кошельками показала сто долларов. Это за видео и фото. Все остальное (прототип, готовый образец, текст, стратегия, поиск и составление базы для рассылки по медиа-ресурсам, сайт) сделал сам. Еще 6% от сборов отдал посреднику (друг в США), который номинально отвечает за проект. Сборов хватило, чтобы произвести первую партию продукции и отправить вознаграждения бэкерам.
Артем Старостенко CEO Verge-style
image description

Какой вывод можно сделать? Что консалтинг с внушительным чеком за услуги требуется не всем проектам, собирающимся покорять Kickstarter. И, конечно, не является гарантией успеха. Командам нужно самим разобраться в теме краудфандинга как минимум на уровне, достаточном для выбора грамотного консалтера.

Фото: Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как собрать деньги на Kickstarter: ошибки, правила и советы
  2. 2 Путешествие железного стартапа по Долине Смерти. Часть 1
  3. 3 Кикстартер помог создать 283 тысячи рабочих мест
  4. 4 Где взять деньги для запуска первого бизнеса
  5. 5 11 ошибок при запуске и ведении крауд-кампаний
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти