2015 год был сложным для всех. Вряд ли есть хоть одна область бизнеса, хоть одна компания, которая не ощутила бы на себе влияние атрибута года №1 – под кодовым названием «кризис». Мог ли какой-либо российский бизнес масштабироваться, развиваться в это нелегкое время?
Алексей Сухарев, коммерческий директор «Поляков и партнеры», резидент делового клуба Эталон, утверждает, что такой областью стал аутсорсинг. В своей колонке Алексей рассказывает, почему не стоит бояться отдавать процессы «в чужие руки» и каким компаниям полезен аутсорсинг в бухгалтерии.
Кризис – райское время для аутсорсинга
В кризис непростое время многие компании так или иначе вынуждены искать пути оптимизации своих бизнес-процессов, снижения затрат. И предприятия все чаще отдают свои бизнес-процессы под крыло сторонних, внештатных специалистов.
Чем сложнее ситуация в стране, тем более значима роль аутсорсинговых компаний.
Вот здесь, к слову, интересный факт: аутсорсинг – едва ли не единственный сегмент реального рынка экономики РФ, показавший рост в 2015 году. По данным экспертов, в первом полугодии рост российского рынка аутсорсинга составил 15% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, во втором полугодии - несколько замедлился до 10% .
Наиболее это заметно в сегменте бухгалтерских и IT-услуг.
Почему бухгалтерию отдают «в чужие руки»?
Можно выделить несколько факторов активного развития бухгалтерского аутсорсинга.
- Необходимость снизить затраты на ведение бухгалтерии и поиск альтернатив штатным сотрудникам;
- Сложность подбора высококвалифицированного бухгалтера, который параллельно с качественным ведением бухгалтерии сможет грамотно и гибко выручать собственника компании в вопросах оптимизации налогообложения;
- Постоянно усложняется налоговое законодательство. Чего только стоят изменения, коснувшиеся всех «НДС-ных» компаний в 2015 году – в разрезе особого внимания со стороны ФНС и со введением так называемых «перекрестных проверок»;
- Развитие (пусть пока в зачаточном виде) риск-менеджмента в российском бизнесе;
- Постепенная интеграция западной бизнес-культуры, давно привыкшей к бизнес-процессам на аутсорсинге;
- Необходимость материальных гарантий и защиты конфиденциальной информации.
По мнению подавляющего большинства экспертов рынка аутсорсинга бухгалтерии, позитивный тренд в развитии этого бизнеса сохранится и в 2016 году, вне зависимости от внешних условий.
То есть даже при еще большем экономическом спаде в стране компании-аутсорсеры в какой-то мере даже будут выигрывать от такой ситуации, так как она будет заставлять бизнесменов думать о снижении производственных затрат.
Как в России?
В сегменте филиалов и представительств западных компаний, работающих в крупных городах России, путь аутсорсинга уже давно известен и широко применяем. Как правило, такие организации, основываясь на многолетнем опыте своей материнской компании, успешно сотрудничающей с аутсорсерами в течение многих лет, принимают аналогичное решение и автоматически обращаются к аутсорсерам и в России. Причем обычно именно к зарубежным бухгалтерским компаниям. Например, немецкие компании обращаются к немецким бухгалтерским фирмам, также работающим на российском рынке, финны – к финнам.
Что касается фирм с российским капиталом, то здесь происходит иначе – из-за отличий в бизнес-менталитете.
У многих отечественных предпринимателей, в отличие от их западных коллег, есть особенность, которая выражается в нежелании что-либо менять и пересматривать до тех пор, пока не «припрет». Пока можно работать, думают предприниматели, будем как-нибудь выживать. А вот если ситуация уже совсем тупиковая, причем вариантов не остается, кроме каких-либо конкретных перемен – тогда будем лихорадочно перестраиваться на новую модель.
Для многих российских компаний такой момент уже наступил, для кого-то – наступит завтра. Бизнесмены понимают, что нужно оперативно что-то менять в своих бизнес-процессах, делать их экономичнее. Поэтому, если еще 3-5 лет назад аутсорсинг в России был популярен в основном среди представителей зарубежного бизнеса, то со второй половины 2014 года отечественные предприятия все активнее начинают обращаться к этой модели.
Плюсы модели
Среди очевидных преимуществ аутсорсинга бухгалтерии по сравнению со штатным бухгалтером можно выделить основные:
- Существенно меньшая стоимость,
- Значительная экономия личного рабочего времени руководителя компании,
- Снижение влияния человеческого фактора,
- Материальная ответственность и гарантии по договору,
- Возможность перенести налоговую проверку (если она все-таки произойдет) в офис аутсорсинговой компании. Такая компания является, по сути, «корпоративным бухгалтером» обслуживаемой компании, и у нее более высокий уровень квалификации специалистов, а их опыт – более универсален.
Кому это не подходит
Объективности ради стоит отметить, что в некоторых случаях аутсорсинг бухгалтерии может быть менее эффективен или просто не подходить конкретной компании.
Например, полный переход на аутсорсинг не будет удобен розничным фирмам, работающим с кассовыми аппаратами, так как контроль кассы и весь с ней связанный документооборот нужно вести в торговой точке, на месте, ежедневно.
Также вряд ли станут клиентами для внештатной бухгалтерии банки и финансовые институты. У них своя специфика учета, плюс ко всему – количество операций столь велико, что удобнее вести бухгалтерский и налоговый учет силами штатных сотрудников.
В позитивном ключе
Подводя итог, можно добавить нотку позитива. Мы все-таки смогли найти ту область бизнеса, которая не просто «держится» в это трудное для всех нас время, но еще и демонстрирует позитивный тренд развития. Этот бизнес, помимо вполне логичного желания каждой аутсорсинговой компании заработать, также несет в себе важную миссию – помочь и даже в какой-то мере спасти своих клиентов путем снижения их затрат и минимизации финансовых рисков.
И хочется верить, что аутсорсинг продолжит свою спасательную функцию и будет помогать российской экономике и весь 2016 год.
Материалы по теме:
Бизнес-оптимизация по-русски: почему этого все боятся
5 поводов запустить курьерский бизнес для e-commerce
Отдайте подрядчикам скучную работу с коробками
Три полезные ссылки. Онлайн-бухгалтерия
Финтех-стартапы: как управлять деньгами, компанией и чем угодно
Фото на обложке: Shutterstock.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Как открыть кофейню»
- 1 Как списать взаимную задолженность между организациями
- 2 Учебный отпуск: как оплачивается и кому предоставляется
- 3 Что такое пересортица товара и как правильно её оформить
- 4 «Серая» зарплата: что это такое, признаки, кого оштрафуют за «серую» зарплату и как доказать «серую» зарплату?
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025