Намедни, прочитав прекрасные в своём роде заметки Виталия Быкова и Демьяна Кудрявцева, отметил для себя две темы, которым незаслуженно мало уделяется внимания. Я про коррупцию в сфере рекламы и грамотное финансовое планирование. Про те вещи, про которые все участники рынка очень не любят говорить или делают вид, что их не существует. Но лично мне они кажутся достаточно важными, чтобы вынести в публичную сферу.
Что мы знаем из истории российской рекламы?
Представьте, что вы владелец собственного рекламного бизнеса, пусть и не столь масштабного, как международные сетевые агентства, но достаточно гордого и упёртого, чтобы собирать толику медийных бюджетов и огрызаться своим креативом на «сетевиков». Или же, наоборот, топ-менеджер или general manager сетевого агентства (возможно, даже с микроопционом или серьёзной долей, если застали времена «клиффордовских» биллбордов и «сколько вешать в граммах?»). Бизнес сложный, не особо прибыльный (ну ладно, ладно, медийщики, не читайте это) и более чем конкурентный.
Какой же вызов стоит перед вами среди первоочередных? Если отбросить вечную борьбу с пост-оплатами (и, как следствие, кассовыми разрывами) и нехваткой ресурсов (репутационных, финансовых и человеческих), то останется две вещи — коррупция и неправильное финансовое планирование (что логично, не все на рынке магистры бизнес-администрирования).
И то, и другое — приводят вас к вечным страданиям относительно запланированного и фактически исполненного. В случае независимого, но гордого агентства это означает рваный кэшфлоу и убыток по итогам года (и каждый раз удивленные глаза ваших партнеров по несчастью). В случае сетевого рекламного агентства — невыполнение KPI грозят топ-менеджеру лишению годового бонуса и как минимум укоризненный взгляд от HQ и сокращение финансирования «целевых программ», если выражаться на государственном языке («фризы», контрактники, знакомо?).
Про потенциал коррупции
Если взять традиционную агентскую модель (и юридическую, и бизнес), то сразу можно выделить потенциальные коррупционно ёмкие сферы:
Взаимоотношения на этапе производства «Продюсер/менеджер-продакшен/производство»;
Взаимоотношения на конкурсном этапе «Биздев/менеджер-менеджер клиента»;
Взаимоотношения, построенные на «внерыночных» связях.
По субъективной оценке, первая категория наиболее распространённая и замалчиваемая. Вторая, чаще имеет инициативу с «клиентской» стороны. Третья и четвёртая – сложно отслеживаемые «истории», которые к тому же иногда просто строится на дружеских отношениях и взаимном уважении. Но бывали «примеры», что и на этом люди умеют найти взаимный «гешефт», помимо уважения.
Коррупционно ёмкие взаимоотношения на этапе производства
Рассмотрим гипотетическую ситуацию возникновения коррупции на этапе взаимоотношений с производством.
Как мы знаем — рвётся там, где тонко.
Если и можно выделить категорию в рекламном бизнесе, в которой присутствует наибольшее количество «понятийных» взаимоотношений и оборота наличности на стороне подрядчика, то это будут именно отношения с производством. Тут даже не столько важно, будет ли это видео-продакшен, типография или артель независимых верстальщиков веб-страниц.
Предположим, что вы даёте условную «власть» по выбору подрядчика продюсеру или проджекту, то у него, внезапно, периодически могут возникнуть «соблазны» эту самую «власть» монетизировать.
И тут дело не в том, что он человек плохой или непрофессиональный. Тут дело в том, что зачастую продюсер это средняя по уровню специальность, которая не предполагает высокий уровень оплаты. Согласитесь, ведь человек может почувствовать несправедливость зарплаты в 100 тысяч рублей (кстати, средняя у продюсеров в Москве), когда он несёт ответственность (потому что за фейлы спрос с него) за ролик с бюджетом в размере 13–15 млн рублей? А если ролик стоит 30 млн рублей?
Ну вот правда, представьте: у вас ответственности вагон, работаете круглосуточно, график рваный, плохо спите, с вами тут и одарённые креативщики, и истерящий менеджер (редко они бывают не истерящими, ведь часто продакшен выбивается из графика/бюджета/лунного цикла, а бумажки потом ей/ему переутверждать с клиентом), и великий и ужасный клиент (это тот, у которого после утверждённого кастинга на съёмках возникают комментарии к актёрам).
В общем, много-много поводов, чтобы почувствовать вселенскую «несправедливость». И в определённый момент появляется добрый человек со стороны производства, который предлагает выбраться на кофе/пиво/боржоми и послушать печальный сказ о вашей жизни.
В нужное время этот человек, может сказать фразу, показавшуюся кристально очевидной: его, продюсера, очень недооценивают, он такой замечательный и профессиональный, и продакшен в восторге от того, как с ним, продюсером, офигенно работать, не то что с дебилами из креатива и паникующими менеджерами.
Дождавшись правильной реакции, добрый человек пойдёт ва-банк: ну, раз мы все согласны, что собралась такая офигенная компания из продакшена и продюсера, то они, продакшен, конечно же, хотят помочь столь одарённому продюсеру. И готовы в иной, материально интересной, форме выражать свою благодарность за постоянное и плодотворное сотрудничество.
По сугубо субъективной оценке, такой формат взамоотношений распространён не только в сетевых агентствах (где эти должности штатные), но и у независимых агенств (где эти должности внештатные). Иногда, в этот формат «умные» продакшены вписывают ответственных аккаунтов и креатив, дабы «круг» замкнулся сам в себе. В исключительных случаях, в «хоровод» подключается менеджер со стороны клиента, как гласят передаваемые шёпотом истории.
Чтобы понять предпосылки, необходимо учитывать суть бизнес-процессов (или их отсутствия) на стороне видео-продакшенов: их практика имеет большое количество «наличных» расчётов с субподрядчиками, что порождает определённый уровень хаоса в финансах и отчётности. Сколько раз я наблюдал как «списывался» избыточный реквизит, «уезжали» световики и нужно было «продлить» павильон я, пожалуй, рассказывать не буду, так как люди сведущие и так это прекрасно знают. Там, где хаос — там явная возможность извлечения теневых доходов. Далее подобные «традиции» распространяются на все виды отношений, на «принципал-агент» тоже.
Печально то, что тем самым снижается общая эффективность и снижается прибыль вашего агенсткого бизнеса.
Что делать, если вы заподозрили такую ситуацию?
Зная как пытаются это побороть девелоперы (у них есть свои продюсеры — прорабы), я бы порекомендовал следующее:
Чётко определяйте уровень материальной и нематериальной ответственности продюсера, в том числе документально;
В его должностной инструкции должны быть описаны даже самые незначительные или кажущиеся незначительными моменты;
Чётко описывайте и разъясняйте юридические последствия любых потенциальных коррупционных действий продюсера/пиэма уже на этапе приёма на работу;
Раз в квартал производите аудит и пост-анализ затрат на продакшен, не бойтесь задавать вопросы, если они касаются компетенций продюсера/пиэма;
Проводите открытые закупки с объективными критериями, в которых смогут участвовать больше продакшенов;
Организуйте в конце концов некое подобие тендерного комитета. При желании его работу можно организовать эффективно, а не превращать в театральную постановку из трёх актов;
И самое главное — предлагайте достойную оплату труда, чтобы у человека не возникало соблазна «урвать» на стороне; правильно объясните ему суть вашего предприятия, чтобы он ощущал себя равноправным участником бизнес-процесса.
Но что если коррупция возникает на уровне бизнес-девелопмента?
Коррупционно ёмкие взаимоотношения на этапе тендеров
Если вы хоть краем глаза наблюдаете за рынком, то наверняка не раз слышали истории про «откаты» на этапе тендеров. Некоторые из этих историй стали публичными, некоторые передаются устно. Про откатыв других отраслях разговаривать бессмысленно, в виду огромного количества материалов. Но базовые мотивы и предпосылки общие для всех — тот конкурс или тендер, в котором существует вариативность принятия решений, как правило, всегда будет соседствовать с желанием незаконного обогащения. Это одинаково и для условной госкомпании с миллиардными оборотами, и для условного ИП Огнеслава Шпиценбрюгера, у которого на закупке авторучек менеджер Еремей срубил себе пару тысяч рублей.