Руководитель производственного направления BBDO Germany Стефан Джентис рассказал, как он создал в агентстве собственную производственную компанию и убедил переехать в Дюссельдорф лучших специалистов по постпродакшену со всего мира.
Стефан Джентис пришел в BBDO Germany в 2004 году. До этого он возглавлял собственную продакшен-компанию, которая специализировалась на производстве музыкальных клипов и рекламных ТВ-роликов. Еще раньше он занимался фотографией, работал в фэшн-индустрии в Милане. Сегодня Стефан возглавляет производственное направление в BBDO Germany, агентстве, которое объединяет 7000 человек в 10 городах Германии.
Изначально Стефан должен был только реорганизовать ТВ-отдел, однако в результате он создал внутри агентства собственную продюсерскую компанию из трех десятков человек. Теперь все продакшен-бюджеты остаются внутри BBDO Germany, а не уходят внешним подрядчикам. Поначалу подразделение развивалось медленно, но со временем стало набирать обороты — и теперь растет на 400% в год.
Если 16 лет назад у BBDO Germany не было ни одного крафтового Каннского льва, то сейчас их уже 35.
Стефан Джентис
Чем отличается Hero, Hub и Help?
Стефан делит весь видеоконтент на три части. Первая — это Hero, брендовые ТВ-ролики, стоимость производства которых начинается с 10 тысяч евро за секунду. Вторая — Hub, включающая проектные ролики, адаптации брендированного контента для соцсетей (от 1000 евро за секунду). А третья — это Help, то есть сопутствующий контент, например, фильм о фильме, демо и так далее.
Бюджет продакшена в Дюссельдорфе, где находится штаб-квартира BBDO Germany, составляет до 60 млн евро в год. Если раньше 80% затрат приходилось на категорию Hero, около 15% — на Hub, а остальное — на Help, то в 2016 году произошло перераспределение средств. По итогам прошлого года примерно 20% бюджета перешло из брендовых роликов во вспомогательные виды контента.
Что касается количественных показателей, сегодня BBDO Germany производит 100-200 роликов Hero и примерно по 1000 адаптаций (Hub) и сопутствующего контента (Help). При этом компания старается делать максимальное количество работ (примерно 2/3 от общего количества) Hub и Help своими силами, in-house, что помогает создавать качественные кейсы для фестивалей.
Роль команды в продакшене
Чтобы добиться максимальных результатов, Стефан Джентис и его команда руководствуются принципом «хорошо, быстро и дешево». Но это проще сказать, чем сделать. Чтобы все три составляющие присутствовали в проекте одновременно, нужно добавить еще один компонент — доверие.
«Любую работу можно сделать лучше и быстрее, если обходиться без дополнительных разъяснений. Проект обойдется дешевле, когда не нужны пробные варианты, если сразу все делать правильно. Я уверен, что все лучшие ролики сделаны на доверии», — говорит Джентис.
Кейс 1
Клиент: Mars (Whiskas)
Стефан: «Когда мне принесли бриф, я спросил, сколько времени у нас до выхода в эфир. Мне сказали, что три месяца. Я ответил: "Забудьте! Это отличная идея, но потребуется время. Снимите, отдайте в постпродакшен и оставьте в покое". Так и получилось. Почти весь ролик, кроме сцен с мальчиком, был снят на фоне зеленого экрана. Основную работу, все спецэффекты взял на себя постпродакшен. Выход в эфир был отложен на месяц, но клиент согласился, потому что доверял нам».
Укрепить доверие и командный дух BBDO Germany команде помогает традиция — Donnerstagbar. По-немецки Donnerstag — это четверг, а bar — это бар. Каждый четверг в шесть часов вечера агентство тратит 200-300 евро на пиво, которое сотрудники пьют все вместе до тех пор, пока оно не кончится. И так каждую неделю, в каждом офисе.
Неформальный подход не только сближает, но и позволяет создавать более свободную атмосферу. Как говорит Стефан, творчество рождается в игре, невозможно быть всегда серьезным.
Вызов принят?
Конечно, главная ценность BBDO — это креатив. Но в повседневном бизнесе, в основном, приходится делать то, что просит клиент. Чтобы постоянно добиваться успеха, важно, чтобы работа с каждым клиентом становилась вызовом. BBDO Germany старается предлагать клиенту больше, чем в брифе, предлагать сделать то, что нравится.
Иногда агентство снимает ролик за свой счет, потому что верит в него, и клиент соглашается уже увидев видео. В отношениях «клиент-агентство» важно постоянно удивлять.
Кейс 2
Клиент: Beck’s
Стефан: «Сначала мы сняли ролик о том, как люди путешествуют на корабле и пробуют разные вкусы пива в каждой стране.
Получилось очень здорово, но мы решили, что скучно. И придумали историю с камерами на крышечках — capcam, которая, правда, втянула бренд в неприятности.
Конечно, такие камеры действительно существуют, и мы были абсолютно уверены в успехе идеи. Мы купили около 200 камер, забрендировали их, получили одобрение клиента, сняли и выпустили ролик. И тут началось! Клиенту стали звонить представители розничных сетей с вопросами, где взять capcam. Все очень хвалили идею, но в итоге компании пришлось выпустить 6000 таких бутылок с камерами».
Кейс 3
Клиент: Музеи Берлина
Стефан: «Задача была — показать, что Берлинская стена — это не просто достопримечательность, за ней скрывается история.
Мы установили оборудование в нескольких точках вдоль Берлинской стены. Изображения появлялись лишь на долю секунды, когда срабатывала вспышка камеры. Люди удивлялись получившимися снимками, искали другие точки и интересовались историей этого места. Бюджет кампании составил лишь около 10 тысяч евро, но в результате мы действительно смогли поднять посещаемость музеев в городе».
Меняйте рынок
Когда Стефан пришел в BBDO Germany, в рекламной индустрии не было стандарта постпродакшена. Сеть постоянно обращалась к разным компаниям со всего мира, но тратила на это много времени. Джентис собрал производственников в Дюссельдорфе и сказал, что у BBDO Germany есть 12 млн евро в год на постпродакшен (хотя на самом деле было около 1,5 млн евро) и он намерен потратить весь бюджет в Дюссельдорфе, если в городе будут работать лучшие из лучших. В результате в Дюссельдорфе собрались талантливые люди со всей Европы и уровень постпродакшена в городе сильно вырос.
«Если у вас есть возможность что-то изменить на рынке — меняйте это смелее», — говорит Джентис.
Включайте контекст
По мнению Джентиса, чтобы выиграть Каннского льва, недостаточно снять классный ролик. Нужен еще и хороший кейс, который расскажет о контексте вокруг проекта.
Например, консервативные железные дороги Германии Deutsche Bahn стали одной из самых обсуждаемых компаний, потому что указали на острую, но табуированную проблему — ни один из немецких спортсменов-геев не осмеливается заявить о своей сексуальной ориентации. Команда Стефана сняла фестивальный кейс об этой работе, в котором показана реакция СМИ, селебрити и обычных людей, которые писали в соцсетях слова благодарности клиенту за этот ролик. Люди говорили, что готовы простить все опоздания поездов за то, что Deutsche Bahn поднял эту важную тему.
«Всегда лучше, когда тебя хвалит кто-то другой», — подчеркивает Сетфан Джентис.
Кейс 4
Клиент: Deutsche Bahn
Стефан: «Deutsche Bahn — это компания, которая управляет железными дорогами Германии. Перед нами стояла задача создать ролик к 25-летию запуска поездов-экспрессов Intercity, которые соединяют крупные города страны. Сначала мы придумали снять, как Vanilla Ice на крыше мчащегося поезда исполняет песню Ice Ice Baby — 25 лет назад она занимала топовые места в хитпарадах. Но клиент не принял этот вариант. Тогда мы подумали, что поскольку через две недели после предполагаемого выхода ролика в эфир начнется чемпионат по футболу, можно объединить тему поездов и футбол. Для съемок нам пришлось организовать выдуманную футбольную команду, придумать форму для игроков, арендовать стадион и так далее. Бюджет составил около 400 тысяч евро».
Не бойтесь защитить идею
Как обычно происходит работа над проектом? Креативная команда и команда клиента прилагают огромное количество усилий в течение нескольких месяцев, погружаются в инсайты, рассматривают разные стратегии, концепции, идеи. А потом привлекают продакшен, который совершенно не в курсе того, что было, но должен «пробежать решающие 100 м до финиша. Таким образом, продакшен выступает в роли узкого бутылочного горлышка, он может как испортить весь проект, так и вывести его на новый уровень.
Поэтому очень важно, чтобы «первое погружение» продакшена в тему прошло гладко. BBDO Germany выработало несколько правил для так называемого kick-off meeting, когда команда рассказывает продакшену, что от него требуется.
Встреча обязательно идет не меньше часа. В ней обязательно участвует креативная команда, креативный директор, директор по работе с клиентами, директор по производству, руководитель ТВ-отдела, продюсер. Иногда приглашают представителей клиента и арт-байеры. По итогам обсуждения ролики часто корректируются.
Кейс 5
Клиент: Dr. Oetker
Стефан: «С этим крупным локальным клиентом BBDO Germany сотрудничает более 50 лет. Когда я увидел скрипт, в котором было много крупных планов, в моей голове пронеслись все режиссеры из продуктовой категории. Но когда на kick-off meeting мы обсуждали тональность ролика, неожиданно пришло понимание, что нужно снимать не рекламу выпечки, а парфюмерный ролик. Креативная команда и клиент согласились с нашим видением, и мы пригласили режиссера, который никогда не снимал еду, а специализировался на парфюме. При этом оператор был профессионалом именно в съемках еды, в проекте участвовали другие режиссеры, которые тоже специализировались на еде, но подход главного режиссера был совершенно иным и в результате ролик получился необычным, поэтичным и буквальным. И бренд от этого только выиграл. Притом, Dr. Oetker очень консервативен в коммуникации».
Идите до конца
Команда BBDO Germany не раз придумывала идеи, которые были отвергнуты клиентом. Но многие из них все равно реализовывались за счет агентства. И часто, увидев результат, клиент менял свое мнение, и даже вносил изменение в стратегию бренда. Именно так произошло с рекламой автомобилей Smart.
Кейс 6
Клиент: Smart
Smart: Офф-роуд
Стефан: «Smart всегда стремится продемонстрировать в рекламе, насколько это удобный автомобиль для города. Что это не просто машина, а воплощенная концепция передвижения по городу. Мы предложили взглянуть на Smart с неожиданного ракурса и настолько верили в свою идею, что, когда клиент ее не принял, мы сняли ролик на деньги агентства. Бюджет составил всего лишь порядка 70 тысяч евро — большинство сцен отсняли во время работы над другим проектом. В итоге этот ролик Smart не только завоевал золото в Каннах и другие награды, с его помощью мы смогли поменять отношения с клиентом – он стал более открыт креативу. И именно этот ролик клиент решил показать во время самой дорогой трансляции в США – на Superbowl».
Smart: донельзя открытый
Стефан: «Главное преимущество кабриолета Smart — максимально открывающаяся крыша, она открывается намного шире, чем в других кабриолетах. Именно открытость лежала в основе позиционирования автомобиля в этой кампании — и основной фокус был на диалогах. Поэтому мы взяли лучшего режиссера, который умеет снимать именно диалоги, и очень хороших актеров.
Затем мы трансформировали эту идею для социальных сетей — и возник "самый открытый тест-драйв в мире".
Социальные сети всегда рассказывают про людей, и все хотят знать, что у других на уме. На водителя надевали датчики детектора лжи, а пассажир задавал вопросы, которые высвечивались на экране. Как только водитель говорил неправду, крыша закрывалась и тест-драйв прекращался».
Smart: машины в лизинг, оплата — поездками друзей
Стефан: «Перед агентством стояла задача привлечь больше людей на тест-драйв автомобилей — и мы придумали "социальный" лизинг. Любой желающий мог бесплатно арендовать машину на месяц при одном условии: надо было найти 10 друзей, которые захотят покататься на Smart в течение этого месяца. В результате мы увеличили не только количество тест-драйвов, но и продажи автомобилей».
Таким образом, хорошая идея всегда достойна реализации, потому что принесет пользу и клиенту, и агентству. Действуйте и не забывайте про Donnerstagbar!
Материалы по теме:
Что может Big Data в рекламе?
Акулы рынка рекламных технологий: 17 лиц
«Креативные данные» в рекламе: 16 ярких примеров
Светлое будущее PR: почему digital-агентства вымирают
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025