Top.Mail.Ru
Колонки

Как заработать на зарядках для электромобилей: инструкции и кейсы

Колонки
Владислав Мазов
Владислав Мазов

Генеральный директор сети зарядных станций для электромобилей ARTIS

Александр Сенников

Владислав Мазов, генеральный директор сети зарядных станций для электромобилей ARTIS, на практических примерах расскажет, на что обратить внимание при установке станций на своей территории и как преодолеть возможные барьеры.

Как заработать на зарядках для электромобилей: инструкции и кейсы
  1. Колонки

 

По данным Strategy Partners, с 2015 по 2023 год совокупный среднегодовой темп роста российского рынка электромобилей составил 134,8%. С появлением в России китайских автопроизводителей, интерес к таким авто продолжит расти, что повлечет за собой развитие сегмента электрозарядных станций. 

По разным данным, к лету 2024 года на 50 тыс. электромобилей в России приходится всего около 7 тыс. зарядок. Для сравнения, в США более 3,3 млн электрокаров, а самих зарядных станций — около 63 тыс

 

Эта ниша привлекает внимание представителей бизнеса — торговых центров, жилых комплексов, отелей, сетевых магазинов. Они все чаще обращаются к сотрудничеству с сетями зарядных станций для их размещения на своей территории.

 

Наиболее активны в установках станций торговые центры, загородные клубы и отели, для которых это становится дополнительным аргументом для посещения. Кроме того, у ТЦ и отелей почти всегда есть в запасе свободные электрические мощности и собственные парковки. Для размещения станций в пределах частной собственности не требуется дополнительно взаимодействовать с государством и получать необходимые разрешения, поэтому на таких объектах установка и ввод в эксплуатацию проходят значительно быстрее.

Освободите время и зарабатывайте больше с помощью ИИ! Пройдите курс и получите в подарок лучшие промты для решения бизнес-задач.

 

Как бизнесу оценить выгоду от установки ЭЗС на своей территории

Рассматривая установку ЭЗС, нужно учесть следующие факторы. 

  • Быстрая или медленная станция
К первым относятся объекты с постоянным током мощностью от 22 кВт. Они могут зарядить автомобиль на 100-200 км пути за 15-30 минут. Их обычно устанавливают на автомагистралях в специализированных местах. 
Медленные заряжают электромобиль переменным током (АС) мощностью до 22 кВт, они могут подключаться к обычной сети 220 или 380В. От одной станции можно зарядиться за 4-6 часов в зависимости от параметров устройства и автомобиля. Такие ЭЗС размещают в ТЦ, кафе, отелях, на парковках — там, где автовладелец может оставить машину надолго. 

Помимо технических характеристик отличается и стоимость: в случае медленной станции она составляет от 300 тысяч рублей, быстрой — от 2 млн рублей.

 

  • Окупаемость

На сегодняшний день ЭЗС — это скорее имиджевая история, которая приносит бизнесу опосредованную прибыль, привлекая дополнительный поток клиентов и повышая их лояльность. В среднем любая станция окупается около 3-х лет

По примерным расчетам, в среднем стоимость обслуживания ЭЗС составляет 20 тыс. рублей за квартал. Сама установка оценивается в 450 тыс. рублей.

Но предполагая, что в ближайшие годы количество электромобилей будет расти, можно надеяться, что вложения вернутся быстрее. Также стоит рассматривать ROI (показатель возврата инвестиций) не одной конкретной зарядки, а целой сети: в разные периоды времени одна точка может отставать, а остальные — генерить сверхприбыль.

 

  • Транспортная доступность

Важное условие — понимание, насколько большой поток электромобилей может проходить через точку. Если мы понимаем, что движение на месте интенсивное, то и вероятность появления в нем электромобилей тоже высока. 

Один из успешных кейсов — торговый центр Family Room на Киевском шоссе, расположенный на повороте с автомагистрали в большой жилой массив. На парковке ТЦ установлена быстрая зарядная станция, которая почти сразу стала пользоваться спросом. Совместно с ТЦ мы разместили рядом еще одну быструю станцию, сейчас они обе генерируют хорошую прибыль — это пример клиентоориентированности, когда бизнес обращает внимание на обратную связь от своих посетителей и инвестирует в улучшение их клиентского опыта. 

Другой пример — размещение медленной зарядки на парковке ТЦ «Шоколад», который стоит на внешней стороне МКАДа. Торговый комплекс окружен жилыми домами и комплексами, где проживают в том числе и владельцы электромобилей. Удобно оставлять на ночь машину на зарядке на охраняемой и защищенной от непогоды парковке. Оба коннектора, размещенные на этом объекте, постоянно заняты — это хороший пример успешной и стабильной станции. 

В точках интереса рядом с жилыми домами практически всегда можно устанавливать станцию и не переживать о том, будет ли она пользоваться спросом. 

 

  • Расположение внутри объекта

Выбирая место установки станции, важно смотреть не только на доступность для пользователей, но и на сложность монтажа. В идеале зарядную станцию нужно размещать на премиальных местах, ближе ко входу. Но если точки электропитания поблизости нет, придется искать компромиссы, поскольку прокладка электрокабеля — самая дорогостоящая часть работ по установке.

К примеру, если от точки монтажа до электросети более 90 метров, только стоимость кабеля, без учета дополнительных материалов и работ, может сравниться со стоимостью самой станции. 

Протягивать кабель на большие расстояния выгодно только тогда, когда мы понимаем, что станция будет стоять в удобном, проходном месте, будет работать на повышение имиджа бизнеса и в дальнейшем генерировать высокую прибыль.

Так было в ТЦ Family Room при оценке экономической целесообразности второй зарядной станции — для ее установки в работы кабеля пришлось вложить сумму, близкую к стоимости зарядки. Однако все понимали, что спрос на нее будет высок и средства окупятся. 

 

Что мешает бизнесу развивать инфраструктуру ЭЗС

Для бизнеса основная сложность состоит в неопределенности — несмотря на то, что рынок электромобилей растет, а ЭЗС недостаточно, сложно прогнозировать прибыль от установки зарядной станции. Чтобы установить собственную зарядную станцию, необходимо:

  • выбрать подходящую по стоимости и цене зарядную станцию;
  • привлечь специалистов по монтажу, а также приобрести электрокабель нужной длины; 
  • для дальнейшей эксплуатации станции привлечь команду технической поддержки — как самих станций, так и приложения для пользователей; 
  • своевременно обновлять программное обеспече ние зарядной станции для ее оптимальной работы с новыми моделями электромобилей.

 

Отдельный вопрос стоит в монетизации и повышении доходности точек зарядки — нужны специалисты по маркетингу, которые займутся ее продвижением. 

Не всем под силу организовать ЭЗС самостоятельно, поэтому чаще бизнес обращается к сетям зарядных станций, которые участвуют, например, в монтажных работах или в приобретении станции, а также помогают в решении организационных проблем и обслуживании станции.

Каждое место сопровождается договором аренды парковочного места, после чего обслуживающая компания берет на себя все организационные задачи. В качестве альтернативы возможно приобретение зарядной станции бизнесом: для бизнес-центров или торговых точек. 

При этом компания будем осуществлять всю деятельность по подключению и обслуживанию. Выбор между этими двумя вариантами определяет процентное распределение выручки.

 

Организационные барьеры

  • Установка станции на арендованной земле

Если территория принадлежит организации или физлицу, разместить зарядку можно спокойно на стену или на землю с разрешения собственника. 

Если же земля принадлежит государству, то установка станции на земле автоматически попадает под единый городской стиль, который установлен законодательством города. В Москве такие зарядные станции автоматически приобретают фирменный стиль Энергии Москвы

Для этого необходимо отправлять запрос в правительство Москвы через специальную форму на mos.ru от имени компании, арендующей территорию. И быть готовым к тому, что процесс согласования может затянуться. 

Поэтому часто можно встретить «настенное» размещение зарядных станций — получить разрешение от собственника строения намного проще и быстрее, чаще это сам владелец бизнеса, размещающего ЭЗС.

 

  • Установка в подземных паркингах

Законодательство накладывает определенные ограничения на установку зарядных станций на подземных парковках. 

Во-первых, доступ к устанавливаемым в таких местах зарядным станциям должен осуществляться только по специальному ключу. Также все ЭЗС должны быть подключены к противопожарной системе. Подробные требования к ЭЗС в паркингах изложены в своде правил СП 113

Во-вторых, согласно своду правил МЧС СП506, на подземной автопарковке площадью до 1 200 м2 можно разместить не более 10 зарядных устройств. Если требуется больше, то часть парковочного пространства придется выделить в отдельную пожарную секцию.

В-третьих, монтировать электроразрядное оборудование и подключить его к системам пожарной безопасности могут только компании с лицензией МЧС.

Для размещения ЭЗС на подземной парковке жилого комплекса потребуется согласование с управляющей компанией или ТСЖ, с сетевой компанией, если УК или ТСЖ не смогли выделить достаточно мощностей для работы зарядных станций, а также с МЧС, о соблюдении всех указанных выше норм безопасности. 

 

Рекомендации по повышению доходности точек зарядки

На этапе выбора ЭЗС изучите доступную аналитику, обратите внимание на текущие тренды, чтобы выбрать правильное устройство. 

Например, ЭЗС отличаются разъемами питания — разные автопроизводители используют разные стандарты. Сейчас в России порядка 100 тысяч электромобилей, включая гибридные модели, и примерно 60% из них — китайские автобренды, использующие разъем GB/t. Это означает, что зарядное устройство лучше оснастить именно таким коннектором, а для европейских или японских автомобилей предложить адаптеры для соответствующих разъемов Type 2 или ChadeMO.

 

Выберите подходящую модель установки ЭЗС: закупка и монтаж своими силами или же в партнерстве с сетью зарядных станций.

 

На рынке уже представлены предложения по подбору оборудования — например, AutoCharge и SagaElectro. Компании разрабатывают программное обеспечение для управления, монетизации и мониторинга работы станции. При этом стоимость ПО и установки учитывается отдельно.

Установка собственной станции будет окупаться довольно долго и выгодна только некоторым бизнесам. Например, если логистическая компания переходит на электрофургоны и установит собственные зарядные станции в распределительных центрах, исключительно для внутреннего использования. Обслуживать такую станцию сможет один инженер, и подключения к внешним операторам не потребуется.

Тем, кто планирует поставить 1-2 зарядки на отдельных площадках, лучше подключиться к сетям ЭЗС — такие компании имеют стратегических партнеров по производству станций, могут обеспечить более привлекательную стоимость устройств и бесплатный монтаж на условиях дальнейшего разделения прибыли. 

Повышайте осведомленность пользователей — и о том, что на вашем объекте имеется ЭЗС, и в целом о преимуществах электромобилей. Продвигайте новости о зарядной станции по внутренним и внешним каналам, пишите в социальных сетях, размещайте баннеры и рекламу в ТЦ.

Наконец, привлекайте клиентов дополнительными бонусами. Например, некоторые торговые центры с платной парковкой не взимают плату с тех, кто заправляет автомобиль на их ЭЗС. Можно придумать самые разные акции и коллаборации с другими арендаторами ТЦ, например, бесплатный кофе или скидки на обслуживание в ближайшей автомойке.

Фото на обложке: Marcus Lindstrom / Getty Images

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

7 писем для старта
Начни бизнес с RB.RU
Подписаться