Top.Mail.Ru
Колонки

Что нужно, чтобы запустить следующий Uber?

Колонки
Дарья Комарькова
Дарья Комарькова

Руководитель бизнес-инкубатора МГУ, преподаватель экономического факультета МГУ

Дарья Комарькова

Дарья Комарькова, директор бизнес-инкубатора МГУ, рассказывает, какие стартапы, выбрав модель Uber, стали единорогами, и что общего в системе, по которой они работают.

Что нужно, чтобы запустить следующий Uber?

Уберы-единороги

Термин «уберизация» принадлежит Нассиму Талебу, знаменитому экономисту и биржевому торговцу. Именно он в своем твиттере определил уберизацию как новое веяние времени:

 

И дал ему самое краткое определение – устранение посредников. Сейчас само слово «уберизация» уже входит в словари, а экономическая модель рвет старые рынки или создает на них новые сегменты.  Идея устранения посредников из процесса общения покупателя и продавца обрела новый смысл в первую очередь благодаря развитию информационных технологий.

Мобильные устройства, всеобщая доступность мобильного интернета и облачные технологии позволяют значительно повысить эффективность работы, во многом за счет быстрого поиска и вовлечения свободных исполнителей или товаров. Основными чертами уберизации также являются:

  • Отсутствие собственных целевых работников;
  • Предоставление услуг там, где находится клиент и когда ему удобно, а не где расположен исполнитель и в его часы работы;
  • Вовлечение непрофессионалов или фрилансеров;
  • Социализация сервисов (рейтинги и оценки для работников и заказчиков).

Среди стартапов-единорогов, чья стоимость превышает 1 миллиард долларов, самым дорогим, конечно, является сам Uber, давший название самой новой экономике. По данным The Wall Street Journal, которая и ведет список единорогов, сейчас оценка основанной в 2009 году компании превышает 51 миллиард долларов. Ее модель – соединение тех, кому нужна поездка по городу со свободными водителями.

Следующий «убер» среди единорогов – это всем нам известный стартап из области аренды недвижимости, начинавшийся когда-то как AirBed & Breakfast, а сейчас превратившийся в Airbnb. Стартап с оценкой в 25,5 миллиардов долларов соединяет тех, кто сдает жилье с путешественниками.

Следующий в списке – Didi Kuaidi, китайский клон Uber, практически полностью поглотивший местный рынок. Сейчас компания оценивается в $16 миллиардов. Кстати, сам Uber в Китае открыл отдельную компанию UberChina, которая сейчас также входит в список единорогов с оценкой в $7 миллиардов.

Отчасти можно считать устранением посредников и онлайн-ритейлеров, в частности номер 9 в списке WSJ – индийский Flipkart, являющийся самым крупным маркетплейсом в стране с оценкой в 15 миллиардов. Да, можно сказать, что онлайн-магазин не совсем подходит под модель Uber, однако эта модель наиболее близка к рассматриваемой.

«Легкомысленный» конкурент Uber с известными розовыми усами – Lyft, на 19 месте с $5,5 миллиардами – начинавшийся когда-то как сервис поиска попутчиков для поездки на длительные расстояния, Lyft в 2012 переориентировался на городские поездки и сейчас отчаянно пытается догнать Uber по покрытию и капитализации. Почти сразу вслед за ним – индийский вариант Ola Cabs.

И чтобы закончить с автомобильными единорогами – упомянем полуторамиллиардный BlaBlaCar, который фокусируется на перевозках на длительные расстояния и сейчас работает в 19 странах.

Примером упрощения запутанных процедур в непонимаемой многими предметной области является следующий единорог – Oscar Health Insurance. Компания предлагает медицинские страховки в простом веб или приложении, понятные медицинские счета, неограниченную телемедицину, бесплатные проверки и много других возможностей через свой маркетплейс. Оценка компании – 2,7 миллиарда долларов.

Houzz с оценкой $2,3 миллиарда – крупнейший в мире маркетплейс товаров и услуг для дома.

Prosper – один из первых сайтов, запустивших модель равноправного кредитования. Посредством него было обработано огромное количество займов на общую сумму более 4 миллиардов долларов с 2006 года. Стоимость компании из Сан-Франциско на сегодня оценивается почти в 2 млрд долларов.

Медицинский «букинг» ZocDoc – это поиск медицинских услуг, начавшийся когда-то как сервис для дантистов на Манхеттене и сейчас стоящий по 2 миллиарда долларов.

Другие интересные стартапы, работающие по модели Uber, но пока не достигшие больших оценок:

  1. BlackJet – Uber для самолетов
  2. Swifto – Uber для выгула собак
  3. VetPronto – ветеринарные услуги
  4. Meadow – доставка медицинской марихуаны
  5. LawTrades – услуги юристов

Как сделать свой Uber?

Инженерную инфраструктуру Uber можно сравнить с Facebook или Google – за фасадом приложения большие данные, диспетчерские системы, динамическая установка цен, карты, маршруты и множество других подсистем, обеспечивающих подачу машины в нужное время в нужное место.

Давайте порассуждаем о том, что вам понадобится для того, чтобы сделать свой сервис, соединяющий заказчиков и исполнителей. Остановимся на среднем уровне, тех компонентах и блоках, которые будут представлять вам информационные технологии:

  • Система хранения и обработки данных (в Uber, например, используется свободно распространяемая платформа Hadoop, обеспечивающая работу приложения в реальном времени). В ней вы будете хранить информацию о заказах, пользователях, исполнителях, счетах и все, что вам будет нужно. Данные ценны и сами по себе – они позволяют строить модели и прогнозы.

    Как пишут разработчики, «водители Uber продолжают приносить прибыль компании даже когда они не берут платы за проезд. Данные, которые они передают центральной платформе, позволяют понимать паттерны в трафике, а значит строить алгоритмы для балансировки спроса и предложения». Данные – это «убер-основа» современного бизнеса.

  • Платежная система. В идеале вашей компании рано или поздно надо будет начать зарабатывать. Самый простой способ в уберизированной экономике – зарабатывать на транзакциях между покупателем и продавцом, а для этого необходимо, чтобы платежи проходили через вас. Хороший пример тут – российское отделение BlaBlaCar. Сейчас компания вообще не зарабатывает денег, но в ее планах на ближайшие несколько лет – перевод платежей на свою платформу и соответствующее взимание процентов с транзакций.

  • Система машинного обучения для управления ценами. Владелец платформы рано или поздно столкнется с тем, что ему надо будет гибко регулировать спрос и предложение, а может быть – и цены (как это делает сам Uber, в реальном времени изменяя цены на поездки, привлекая больше водителей в часы пик или «отправляя» их на отдых во время простоя).

    Сервис должен сам научиться это делать, предвосхищая сложные ситуации. Опираться он должен все на ту же систему хранения и обработки данных. Возможна ситуация, когда управлять ценами вы не сможете – для примера возьмите Airbnb. Тут сама система не может напрямую влиять на ценообразование, но компания сама рекомендует стоимость, основываясь на предполагаемом спросе и массе других параметров. Рекомендации Airbnb многократно увеличивают шансы сдачи жилья, что выгодно и для платформы, и для исполнителя. Сюда же можно, наверное, отнести и управление поисковой выдачей.

    Важно показывать пользователю релевантные предложения.

  • CRM-платформа, также основанная на машинном обучении. Всегда будут недовольные клиенты, недовольные исполнители, просто обманщики (фрод). Ваша платформа должна выявлять проблемы еще на стадии их зарождения, «понимать» проблемные места и сообщать о них еще до того, как они станут реальными проблемами. Если пользователь будет недоволен, то он уже никогда не вернется. Вовлеченность – это залог успешного и прибыльного будущего для любой компании.

  • Мобильные приложения. В мире mobile first уже невозможно обойтись даже мобильным сайтом, тем более в такой компании, которая должна работать «здесь и сейчас». Приложения должны быть качественными и работать надежно, это то, с чем вы обращаетесь к пользователю и нелья с первых шагов отвратить его от своего сервиса.

  • Картография. Какую компанию первой купил сам Uber? Это была deCarta, которая занималась локационными, картографическими и навигационными сервисами. «Много функций, сделавших приложение Uber таким надежным, доступным и удобным, основано на картах. С приобретением deCarta мы продолжим оттачивать наши продукты и сервисы и улучшать Uber для наших пользователей», – говорила тогда компания. Сложно переоценить влияние картографии и навигации на успех «уберизированного» приложения.

  • Система машинного зрения. Может быть вам и не понадобится оценивать качество мойки машин, как в «Яндекс.Такси», или наличие повреждений у них. Но, скорее всего, вам захочется показывать пользователям те фотографии, которые им понравятся, как в Airbnb. А для этого вы должны понимать, что изображено на фото, их качество и причины, почему одни изображения лучше других.

Мы затронули лишь малую часть того, что вам понадобится в работе и что предстоит создать. К счастью, большая часть платформ открыты и поставляются бесплатно. Вы также можете задействовать сторонние SaaS-системы, собирая свой Uber из сервисов, как из кубиков. Но все равно вам понадобятся программисты и системные операторы, чтобы заставить систему работать и научить ее делать то, что нужно именно вам.

В начале в Uber было 40 инженеров, но за три года их количество выросло до 1200. Гигантское количество! Теперь можно сказать, что Uber – одна из главных IT-компаний в мире. Решающая «простую» задачу – отвезти вас из пункта А в пункт Б.


Какие проблемы ждут Uber-экономику?

Конечно, есть у модели Uber и несколько явных проблем, которые пока не удается решить.

Во-первых, это легальность работы таких сервисов с точки зрения лицензирования, а также неясность с режимом налогообложения. Тот же Uber запрещен в ряде стран, а Airbnb запрещен, например, в Берлине.

Алексей Ананьев, председатель совета директоров группы компаний «Техносерв», подтверждает, что особенность «убероподобных» бизнесов – в том, что их создатели выбирают тот сегмент из общего набора продуктов и услуг, который они выдергивают из поля регулирования. Именно на этом строится бизнес.

«Если бы они [такие компании] соответствовали всем требованиям, которые регуляторы распространяют на участников рынка, они не смогли бы создать эти услуги. Мы видим это не только на рынке перевозок, но и на финансовом рынке, рынке ритейла», – говорит Ананьев.

Во-вторых, применимость самой модели довольно ограничена – ее можно использовать там, где есть повторяющиеся и относительно простые действия.

В-третьих, можно подумать о качестве выполняемых работ и ответственности исполнителей и заказчиков. С ростом таких сервисов все больше будет случаев некачественного выполнения работ и отсутствия ответственности самого сервиса за это.

Так или иначе, уберизацию уже не установить, и масса компаний, работающих в совершенно разных областях, доказывает это. Лучше возглавить этот процесс, чем пасть его жертвой – пока только все начинается, еще можно занять свою нишу и пополнить клуб единорогов. Хотя бы рублевых.


20 и 21 мая Бизнес-инкубатор МГУ и Группа QIWI в Москве проводят конференцию и хакатон «Мир без посредников». Главная тема – уберизация. Главная возможность – стать новым Uber. 

Фото на обложке: Pixabay


Материалы по теме:

Зачем Apple вложила в Didi $1 млрд?

Apple вложит $1 млрд в китайский аналог Uber

Доставка продуктов и марихуаны: как жители США зарабатывают на уберизации

Сервис доставки еды «Голод» привлек 3,4 млн рублей за 20% компании

Интернет-тренды года: победит мобайл

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Аукционы в эпоху инноваций: как бизнесы применяют модель и почему она эффективна
  2. 2 «Маркетплейс — это локальная история»
  3. 3 Безрельсовые трамваи, автономные капсулы, летающее такси — как мир переходит на транспорт будущего
  4. 4 «Мы хотим вернуть уважение к прикладным профессиям»
  5. 5 Что ждет российский рынок облачных сервисов в этом году