Колонки

Между бизнесом и «технарями». Кто такой CRM-архитектор и как им стать

Колонки
Елена Бережная
Елена Бережная

копирайтер PR-отдела «Студии Олега Чулакова»

Софья Федосеева

Елена Бережная, менеджер департамента внутреннего маркетинга INVO Group, вместе со своими коллегами из отдела внедрения рассказала о том, чем занимается CRM-архитектор, кто им может стать и кому не стоит этим заниматься.

Между бизнесом и «технарями». Кто такой CRM-архитектор и как им стать

Если архитектор решит воспользоваться любым из сайтов по поиску работы, то столкнется с тем, что многие вакансии имеют отношение не к строительству, а к IT. 

«В этой сфере работать перспективно», — подумают те, кто не собирается заниматься проектированием зданий. И с этим сложно не согласиться: сейчас CRM-системы в нашей стране использует каждая седьмая компания, а потенциал для роста здесь еще больше. 

Правда, вузы специалистов по таким системам пока не готовят, да и единых стандартов внедрения не существует. Что скрывается за вакансией CRM-архитектор и как им стать? 


Что такое архитектура CRM?

Архитектура CRM — это как сложить кирпичи (элементы CRM и другие IT-продукты), чтобы получился пригодный для жилья дом (была достигнута поставленная цель). 


Ключевая задача архитектора CRM — собрать картину бизнеса и перенести на нее решения CRM.

Обычно это проходит следующим образом: специалист проводит встречу с заказчиком, узнает его «боли», проводит свой экспертный анализ, составляет общую картину бизнеса и формирует решение. Конечным этапом становится само внедрение.


Фрагменты бизнес-процессов

В нашей компании вместо понятия «архитектор CRM» используется более простой для восприятия клиентов термин «бизнес-аналитик». 


Можно ли обойтись без CRM-архитектора? 

Сейчас бизнес становится все более технологичным. И если вы далеки от IT-сферы, то сэкономить время, нервные клетки и деньги поможет именно такой специалист, который говорит с вами на понятном языке, нужным образом оформляет ваши требования и находит дополнительные возможности для оптимизации. 

Представьте, что вы поехали на переговоры в Китай. Возможно, вы сможете объясниться на пальцах, но с переводчиком все получилось бы быстрее, проще, без лишних рисков и даже на более выгодных условиях.


Какими качествами должен обладать архитектор CRM?

  • Образное мышление. Для переноса бизнес-процессов в CRM необходимо представлять всю схему бизнеса клиента.
  • Склонность к систематическому скрупулезному труду. Фонтанировать идеями — это прекрасно, но без способностей к рутинной работе здесь не обойтись.
  • Коммуникабельность, грамотная и внятная деловая речь. А как иначе проводить презентации для клиентов?
  • Вовлеченность. Если не хочется или не получается проникнуться бизнесом клиента, то и успешного результата ожидать не стоит.
  • Привычка все подкреплять фактами и аргументами. Не исключено, что заказчик будет не согласен с предлагаемым вами решением, поэтому нужно уметь обосновать свое мнение.
  • Привычка следовать правилам. Для достижения результата необходимо придерживаться установленных стандартов, при этом соблюдая интересы обеих сторон. Это пример известного всем принципа win-win.

Требования к опыту и образованию

Работодатели ожидают от архитектора CRM, что он умеет:

  • анализировать бизнес-процессы компании;
  • готовить презентации и необходимую документацию (технические задания, регламенты, инструкции);
  • выявлять технические риски, поддающиеся прогнозированию.

Что насчет образования? 

Желательно высшее техническое, но ситуация осложняется тем, что в российских учебных заведениях не готовят непосредственно CRM-архитекторов. Пока такие специалисты самостоятельно «вырастают» из финансистов, математиков, инженеров и других технических специалистов.


Можно ли самому освоить эту профессию с нуля? 

Не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Для начала надо понять, какие конкретно знания добирать. 

Как признаются коллеги, самой ценной информации в открытом доступе нет. Многое познается в реальном боевом опыте. Кстати, тут прослеживается аналогия с врачами: одно дело знать, как сделать разрез, другое — идеально выполнить операцию на практике. 


Кому не надо идти в CRM-архитекторы

  • Тому, кто не готов все время учиться. Условия ведения бизнеса и IT-сфера подвержены постоянным изменениям — нужно постоянно актуализировать знания.
  • Тому, кто не любит людей. Любителям сидеть в углу кабинета, спрятавшись за горшок с большим растением, точно в этой профессии будет некомфортно.
  • Тому, кто не горит желанием выступать. Кто же тогда будет проводить презентацию решений?
  • Тому, кто не умеет слушать, а еще считает себя самым компетентным специалистом. Свои компетенции надо доказывать не громкими словами, а результатом.

Карьерные возможности

В рамках компании можно выстроить следующую иерархию:

  • бизнес-аналитик (архитектор CRM);
  • старший бизнес-аналитик;
  • руководитель отдела внедрения.

Сколько зарабатывает архитектор CRM? 

Это зависит от его опыта, компетенций и региона проживания. Специалист с опытом от года до трех в городе-миллионнике будет получать примерно 40-70 тысяч рублей в месяц. 

Профессионал в Москве или Санкт-Петербурге сможет зарабатывать уже 150-200 тысяч рублей ежемесячно.

При желании архитектор CRM также может стать продакт-менеджером или программистом. Это позволит выполнять проекты под ключ самостоятельно и увеличить свой личный доход.


Истории специалистов


Слева направо: Александра Чернухина, старший бизнес-аналитик, Андрей Сердюк, бизнес-аналитик, Артем Орлов, бизнес-аналитик

Александра Чернухина: «Я получила образование по специальности "Прикладная математика и информатика". Ранее трудилась системным аналитиком в компании, специализирующейся на внедрении и настройке 1С. С «Битрикс24» тоже уже была знакома! Правда, на предыдущем месте работы наша команда состояла всего из четырех человек, где каждый участвовал во всех фазах цикла (продажа, внедрение и так далее). Сейчас я занимаю позицию старшего бизнес-аналитика». 

Артем Орлов: «Я закончил бакалавриат по специальности "Бизнес-аналитика" и магистратуру по специальности "Экономика предприятия и инвестиционное проектирование"». 

Он рассказывает: «Мой карьерный путь начался с работы в администрации другого города. Я был финансистом, распределял бюджет. Нашлось место и для “преподавательской” деятельности. Я разработал в Excel алгоритмы для автоматизации сбора и анализа данных, но более взрослым коллегам было сложно использовать такого рода инструменты».

Артем добавляет: «CRM-архитектору нельзя стоять на месте, необходимо профессиональное развитие. У нас, например, предусмотрено обучение для сотрудников».

Андрей Сердюк: «По образованию я инженер-технолог по обработке металлов давлением. Работал инженером-технологом на крупном заводе, занимался закупками и логистикой, был директором сети зоомагазинов, управлял небольшим собственным бизнесом».

Андрей рассказывает: «Без компетенций в сфере экономики CRM-архитектору будет сложно. К слову, недавно мы с коллегами проходили общий курс по бизнес-аналитике. А это и сфера корпоративных финансов, и понимание общих правил ведения бизнеса».


Фото и изображения в тексте предоставлены автором

Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 А вы сможете стать скрам-мастером? Советы для новичков в профессии
  2. 2 Кто такой тестировщик и почему им может стать почти кто угодно
  3. 3 Инженер данных: что это за специалист и как им стать?
Успехи российских стартапов за рубежом
#Гордость
Перейти