Компания e-Legion разрабатывает мобильные приложения и каждый день общается с клиентами. В статье ее CEO Роман Белодед рассказывает о проблемах в коммуникации и решениях — простым языком и с гифками, основанными на реальных событиях. Читайте, чтобы понимать друг друга.
Почему с ними так сложно общаться
Бывает, заплатил деньги или взял работу и тут понимаешь, что попал. Договориться нереально. Решение простейших вопросов занимает полчаса, собеседник не может донести мысль и винит тебя во всем. К счастью, это можно починить.
Проблема 1. Что вы так долго отвечаете?
Иногда до заказчика или разработчика сложно достучаться:
Так бывает, если:
- Заказчик и разработчик живут в разных часовых поясах.
- Большая часть разработчиков на удаленке — скорость реакции ниже.
- Сотрудник работает по свободному графику и на связи только днем.
- Нет договоренности о времени ответа.
Что можно сделать
- Заранее договориться о времени, в которое все будут на связи.
- Прописать в договоре или зафиксировать в почте срок ответа на запросы.
- Назначить команде ежедневные статус-митинги с утра, чтобы все начинали работать одновременно.
- Создать общий чат с заказчиком. Обсуждать работу в чате, а договоренности фиксировать в почте.
- Отвечать, даже если проблему нельзя решить сразу. Напишите что-то вроде «задачу принял», и вас не будут отвлекать пустыми сообщениями.
Не рекомендуем
Направлять письма с пометкой «СРОЧНО». У собеседника это может оказаться вторым или десятым «срочным» письмом за день — они становятся не такими уж срочными. А еще все заняты делами и срочное раздражает.
Если ситуация аварийная — лучше позвонить. В остальных случаях лучше подождать.
Проблема 2. Кто тут ответственный?
Когда нет понимания, кто за что отвечает, в коммуникации происходит хаос:
Теперь разработчик будет искать Колю, Сашу, Костю и Сережу. Когда найдет — хаос продолжится.
Так бывает, если:
- В коммуникации участвует слишком много человек и неясно, с кого можно спрашивать.
- Заказчик и разработчик не договорились о распределении ролей в командах.
- Инструменты отчетности и обратной связи не настроены.
Что можно сделать
- Найти у себя человека, который понимает цели и задачи проекта, составляет ТЗ и отвечает за согласование действий разработчика.
- Познакомить разработчика с коллегами, которые принимают участие в согласовании процессов, дают информацию, материалы и доступы.
- Согласовать формат и частоту отчетов от разработчика — письмо раз в неделю, встреча раз в месяц.
- Назначить руководителя проекта, который общается с разработчиком и командой, распределяет нагрузку, решает технические вопросы.
- Назначить аккаунт-менеджера — адвоката клиента на стороне разработки. Он отвечает за документацию и финансовые вопросы, разбирается в конфликтных ситуациях.
- Помнить об отчетности.
Не рекомендуем
Пытаться решить все вопросы самостоятельно или пускать коммуникацию на самотек.
Проблема 3. Что-что, простите?
Если говорить на профессиональном сленге, могут возникнуть затруднения:
Так бывает, если:
- У заказчика нет технической экспертизы, и ему трудно объяснить, чего хочет.
- Разработчик не заботится о понимании задачи.
Что можно сделать
- Попросить разработчика объяснить сложные слова еще на этапе переговоров.
- Не использовать деловой сленг вашей компании или отрасли бизнеса.
- Назначить менеджера проекта, который будет переводить с девелоперского на русский.
- Не брать задачу в работу, если вы ее не поняли.
Не рекомендуем
Загружать собеседника терминами.
Проблема 4. Все работает медленнее, чем я думал
Заказчик — как пользователь, который хочет, чтобы все работало. Если что-то не работает, виноваты программисты:
Так бывает, если:
- Проблема на стороне заказчика, например, сервер не успевает за приложением.
- Разработчик не адаптировал приложение под последние обновления или редкие девайсы.
- У заказчика есть другой подрядчик, который работает над backend. Например, он не выдал разработчику обновленные ключи для API.
Что можно сделать
- Убедиться, что оборудование компании справляется с запросами.
- Описать проблему понятным языком. Чем понятнее — тем быстрее решится вопрос.
- Контролировать передачу информации между подрядчиками.
- Выяснить у заказчика детали ситуации, диагностировать проблему.
- Связаться с командой заказчика и предложить решения.
Не рекомендуем
Винить друг друга, не разобравшись в проблеме.
Материалы по теме:
Исследование: сколько зарабатывают фронтенд-разработчики?
Как я бросил работу графическим дизайнером и стал frontend-разработчиком за пять месяцев
Россия переходит на собственное ПО: плюсы и минусы
«Мне интересны масштабы»: рассказ Android-разработчика о плюсах и минусах работы в «Сбертехе»
11 вещей, которые разработчики «обожают» слышать от своих коллег не из IT
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025