Кейс: мы за год подготовили почти две тысячи профессиональных разработчиков (сможете и вы)

Александр Першин
Александр Першин

Генеральный директор компании HTML Academy

Расскажите друзьям
Полина Константинова

Александр Першин, член программного комитета конференции Edmarketconf 2018 и генеральный директор компании HTML Academy, делится опытом, как успешно подготовить профессиональных разработчиков и объясняет, почему их кейс можно адаптировать под подготовку других специалистов.

Наш кейс можно адаптировать под разные специализации

Сразу договоримся о терминологии. «Профессиональный разработчик» — тот, кто может выполнять коммерческие заказы на приемлемом для рынка качестве. Уровень специалистов, о котором пойдет речь — рабочий, а не инженерный. То есть это обычный разработчик, занимающийся типовыми задачами:

  • Написание CRM-систем

  • Автоматизация бизнес-процессов

  • Разработка интерфейсов

  • Интеграция с 1С

Инженеров, которые разрабатывают новые алгоритмы, исследуют нейронные сети и пользуются сложной математикой трудно готовить массово, да и потребность в них всегда меньше, чем в рабочих специалистах.

Наш кейс — про подготовку фронтендеров, но его легко можно адаптировать под подготовку айтишников других прикладных специализаций. Во фронтенде море типовых и несложных задач, а востребованность в IT-кадрах «невысшей квалификации» просто зашкаливает, поэтому в нашем случае массовость — это тысячи человек в год.

Если вы решили поставить процесс подготовки разработчиков на «промышленные рельсы» и сделать его отдельным направлением в своем бизнесе или просто бизнесом, то нужно обратить внимание на три основных компонента этого образовательного процесса:

Выбирайте интересные курсы и образовательные программы в разделе EDU на Rusbase.
  • Популяризацию

  • Профессиональное обучение

  • Учебно-производственную практику


Популяризация


Задача этого этапа — привлечь максимальное количество людей из других сфер и подтолкнуть их к смене профессии. Мы использовали в качестве инструмента популяризации интерактивные онлайн-курсы по HTML, CSS и JavaScript. На таких занятиях студент прямо в браузере пишет код, который мгновенно исполняется и проверяется.

С точки зрения бизнеса интерактивные курсы — это прогревающая входная воронка, которая должна вовлекать максимальное количество людей в процесс обучения и подталкивать их к следующему шагу — профессиональному обучению.

Особенности интерактивных курсов, разработанных нами:

  • Треть всех курсов бесплатна

  • В них используются игровые механики

  • Курсы асинхронны и их можно проходить в любое удобное время

  • Материал рассчитан на самую массовую аудиторию — новичков

Эта комбинация позволила нам добиться следующего результата: за 2017 год на сайте онлайн-курсов зарегистрировались 139 тысяч новых студентов, которые выполнили 13 миллионов интерактивных упражнений. Из них решение профессионально обучаться у нас приняли более 2 тысяч человек, то есть почти 1,5% процента от первоначального числа.

Привлечением аудитории с помощью бесплатных курсов никого не удивишь. Вузы зачастую рассматривают MOOC как механизм привлечения (но не обучения) абитуриентов. Более близкие профессиональному сообществу примеры — это сервис Dash от General Assembly и известный Сodecademy. Оба сервиса — интерактивные курсы, по формату похожие на наши. И они привлекают студентов на весьма дорогие офлайновые курсы, хотя недавно Сodecademy добавил в свою линейку и платные онлайн-материалы.

Профессиональное обучение


Задача второго этапа: дать навыки, которые позволят выполнять коммерческие заказы на приемлемом для рынка уровне. В подготовке прикладных специалистов хорошо себя показали инструменты компетентностного и проектного подходов к обучению, которые мы использовали для создания профессиональных курсов стоимостью 15-25 тысяч рублей, длящихся полтора месяца.

В каждом нашем курсе есть обязательные компоненты:

Базовый учебник. Дает базовые знания и умения из предметной области. В качестве базового учебника мы используем свои же интерактивные курсы.

Учебные и личные проекты. Позволяют освоить способы решения типовых задач, то есть применять базовые знания и умения на деле.

Критерии качества. Учат студента выполнять типовые задачи на уровне качества, который нужен рынку.

Наставник. Профессиональный разработчик, который ведет студента через весь курс и контролирует, чтобы работа последнего соответствовала критериям качества.

Проекты и критерии качества являются основными составляющими профессионального обучения. Проекты показывают, что выпускник должен уметь делать, а критерии «как». Поэтому они должны соответствовать по сложности настоящим рыночным бизнес-проектам. Например, на втором уровне курса по верстке студенты получают графические макеты в трех версиях (десктопной, планшетной и мобильной). Эти макеты нарисованы хорошим дизайнером, который думал, что его работа — обычный коммерческий заказ, а не задание для студента.

Формат обучения. Живые лекции-вебинары, домашнее задание после лекций, его проверка личным наставником.

Можно было бы сказать, что с точки зрения бизнеса профессиональные курсы и есть наш продукт, и чем больше выпускников их заканчивают и записываются на новые курсы, тем лучше. Это не совсем так. «Продукт» образования — это не только курсы, но и люди, которые чему-то научились. В идеале — это выпускники с подтвержденными навыками.

Успешный выпускник должен уметь решать типовые задачи с минимально гарантированным уровнем качества. Чтобы обеспечить такой результат, мы выстроили сложную систему отбора наставников и сделали защиту личных проектов в конце курса не простой формальностью, а сложным фильтрующим механизмом.

Защита представляет из себя двухэтапную проверку личного проекта студента по критериям качества курса. Первый этап проверки проводит личный наставник, а на втором этапе код студента проверят случайный преподаватель.

В результате в 2017 году более 2 тысяч человек записались на профессиональные курсы, а успешно завершили их 1196 человек. Доля таких выпускников у нас колеблется от 45 до 55 процентов в зависимости от курса.

Учебно-производственная практика


На этом этапе мы решаем сразу несколько задач. Первая и самая важная из них — проверка соответствия уровня выпускаемых специалистов требованиям рынка.

Вторая задача — сбор обратной связи от рынка для обновления своих программ. И, наконец, третья задача — продолжение обучения выпускников.

Помните, на втором этапе мы поставили цель: дать навыки, которые позволят выполнять коммерческие заказы на приемлемом для рынка уровне качества? Но как проверить, удалось ли нам ее достигнуть?

Ответ простой: берем с рынка коммерческие заказы и даем их выполнить выпускникам. Если выпускник справляется, а мы за его работу получаем деньги, закрывающий акт и, что еще более важно, повторные заказы от того же клиента, то все хорошо.

Именно так мы и поступили. Открыли свой веб-продакшн, то есть веб-студию, которая специализируется на верстке интерфейсов и несложном фронтенде. В этой компании заказы выполняют только наши выпускники. С момента открытия, в октябре 2017 года, ученики «наверстали» уже более чем на два миллиона рублей, выполнив более пятидесяти коммерческих заказов.

Заказчиками являются крупные интернет-агентства, у которых есть свой технический отдел. Качеством работ они довольны, и, самое главное, заказывают еще. Таким образом мы, как образовательный центр, подтверждаем гипотезу о соответствии уровня выпускников требованиям рынка.

В нашу студию приходят заказы с разными исходными данными и требования к технологиям. Они и ложатся в основу изменений в учебных программах. Например, сейчас наблюдается большой спрос на фреймворки: реакт, ангуляр, вью. Добавив их в свой образовательный продукт, мы увеличиваем спектр услуг веб-продакшна.

Когда выпускник берется за реальный коммерческий заказ, он все равно продолжает учиться, только «в боевых условиях». Этот ответственный процесс позволяет оттачивать навыки, подтягивать свою скорость разработки к среднерыночной, а также научиться точнее оценивать время на разработку. Наша практика показывает, что выпускник-новичок выполняет свой первый коммерческий заказ примерно в два раза медленнее, чем свой третий заказ.

Советы тем, кто планирует обучать айтишников


  • Сфокусируйтесь на одной предметной области, желательно достаточно крупной и востребованной. Это даст возможность и выделиться на фоне конкурентов, и выстроить программы, которые действительно помогают готовить подходящих рынку разработчиков.
  • Изучите требования рынка и отталкивайтесь от них при разработке учебных программ. Это позволит сделать ваши программы эффективнее, исключить из них лишний или устаревший материал.
  • Сделайте часть своих материалов открытыми. Так вы сможете дешево привлекать небольшой поток лояльных студентов, что особенно важно в начале, когда денег на рекламу и маркетинг не так  много. На этих первых лояльных студентах можно обкатать программы и уже потом вложиться в рекламу.

20 и 21 апреля в Москве состоится первая практическая конференция по онлайн-образованию — Edmarketconf 2018. Одной из основных тем первого дня мероприятия станет «Создание digital-продукта».


Материалы по теме:

Весенняя перезагрузка знаний: 10 актуальных онлайн-курсов

«Мы получили хорошую привычку – быть независимыми»: как выжить стартапу на рынке EduTech

9 признаков корпоративного университета 3.0: проверьте, не застряла ли в прошлом ваша компания

Технологии, которых пока нет в школе: как будут учить наших детей

Инструкция: как компании всего за 10 шагов создать свой онлайн-курс


Актуальные материалы — в Telegram-канале @Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Russian Internet Week – RIW 2018
21 ноября 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase