Дмитрий Волошин, сооснователь образовательной платформы Otus, написал на своей странице в Facebook пост об отличительных особенностях корпоративных университетов 3.0. Rusbase приводит текст заметки целиком.
Стилистика автора сохранена.
Рубрика «Инновации в корпорациях» выходит при поддержке Spinon.
Три стадии развития корпоративных университетов
В своем развитии корпоративные университеты прошли три стадии: от хаотичных и несистемных попыток развития персонала через организацию группового обучения по запросам бизнеса к третьей, пока высшей форме. Я называю ее КУ 3.0, ее суть — опережающая подготовка или опережающее обеспечение персоналом в условиях смены экономических реалий.
И да, это может быть либо цифровой трансформацией бизнеса (что несколько устарело на Западе, но пока модно у нас), либо распадом и сетевизацией классической организации (что пока еще не дошло до нас, но лет через 6 будет).
Какие же отличительные особенности КУ 3.0?
Как понять, что он перед нами?
Я выделю 9 характеристик:
- Способность прогнозировать будущие потребности бизнеса в персонале. Это умение как организовывать, фасилитировать форсайты бизнеса, так и обеспечивать прогностические мероприятия достоверной и актуальной аналитикой в области развития человеческого капитала.
- Умение формировать альтернативный кадровый pipeline. Да-да, это пресловутый рекрутинг через обучение. КУ должен быть тесно интегрирован в сообщества (вузы — тоже сообщества), использовать разные форматы его развития для целей привлечения лучших (оптимальных) кадров в компанию.
- Способность формирования измеряемых навыков. Цифровые паспорта навыков сотрудников, равно как и оцифрованные навыки вакансий (или позиций в компании) должны стать продуктом работы КУ. Безусловно, КУ должен уметь сравнивать первое и второе, достоверно определять лакуны, верно их интерпретировать и формировать индивидуальные траектории обучения, и сам их реализовывать.
- КУ должен обеспечивать баланс обновляемых hard и soft skills. Важно рассматривать hard skills расширительно, трактуя обучение им как раскрытие кругозора сотрудников. Креативность как ключевой навык настоящего базируется на обширной базе знаний окружающего мира и своей компании. КУ 3.0 ответственен за формирование такого кругозора.
- Способность вовлекать сотрудников в процесс обучения. Вытекающая из предыдущего пункта задача «эксперты учат экспертов» подразумевает прокаченный навык обучения учить. КУ должен стать центром формирования сообщества преподавателей-практиков, преподавателей-энтузиастов, преподавателей-неофитов.
- КУ 3.0 — место обмена знаниями. Решение вопроса безболезненного отчуждения знаний — это процесс обучения. Вытекающий из предыдущих двух пунктов функционал подразумевает умение создания образовательного контента и для целей обмена знаниями. Формирование репозитория знаний компании, его актуализация — задача КУ.
- Способность обучать всегда и везде. Удаленная работа сотрудников стала обыденностью (у нас — станет обыденностью). Инфраструктурно, контенто и процессно КУ 3.0 должен уметь поддерживать этот тренд. Удаленное персональное обучение по индивидуальной программе с использованием VR — это пример типового функционала университета.
- Быть медиа-ресурсом компании. В процессе обучения сосредоточен колоссальный потенциал развития HR-бренда как внешнего, так и внутреннего. Более того, в современном мире work long learning стало гигиеническим фактором. От того, как транслируют наружу и внутрь компании свои успехи КУ, зависит как привлечение, так и удержание сотрудников.
- Умение отслеживать и измерять параметры бизнеса. Точнее, влияние, оказываемое обучением на эффективность бизнеса через оценку динамики изменения эффективности сотрудников. В пределе КУ 3.0 должен оценивать влияние изменения капитализации компании от изменения капитализации сотрудников.
Вот такие мартовские тезисы, коллеги. Именно этим я займусь в ближайшее время весьма подробно. Если кому-то интересна эта тема — велком со мной. Комментариям также буду рад. Хорошего дня.
Материалы по теме:
Инструкция: как компании всего за 10 шагов создать свой онлайн-курс
Куда пойти учиться: образовательные программы в марте 2018 года
Названы лучшие бизнес-школы мира по версии Financial Times
14 тезисов о корпоративных акселераторах
10 технологических профессий будущего, которым нужно учиться уже сейчас
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 Как организовать эффективное взаимодействие подразделений внутри корпорации — конференция «Акселератора ФРИИ»
- 2 Время большого перехода. Как подготовиться к смене старой ИТ-системы на новую и не разрушить бизнес
- 3 Гэмба: эксперимент, который помогает лучше понимать бизнес
- 4 7 неудобных вопросов корпоративным инвесторам — отвечает MTS Startup Hub
- 5 Первый блин комом? Как внедрить корпоративное предпринимательство за 7 этапов, если раньше вы этого не делали