Инструкция: как компании всего за 10 шагов создать свой онлайн-курс

Никита Прохоров
Никита Прохоров

Соучредитель Reputation Lab и «Сидорин Лаб», автор книги «Управление репутацией в интернете»

Расскажите друзьям
Полина Константинова

Решили сделать онлайн-курс или только задумываетесь о такой возможности? Прочтите этот текст, в нем соучредитель «Сидорин Лаб» Никита Прохоров просто и понятно объяснил, чем такие курсы могут пригодиться компаниям и как их создать всего за несколько месяцев.

Зачем это надо

Как может любая компания популяризовать свои идеи? Причем не через банальную рекламу? Например, можно записать свой образовательный онлайн-курс. В чем его плюсы?

  • Не нужно арендовать учебную аудиторию

  • Проще привлечь спикеров (лекторов) из других организаций

  • Дешевле организовать весь процесс

  • Проще привлекать аудиторию на онлайн (на офлайн еще и идти надо…)

  • Обучение – быстрый способ управления репутацией бренда в сети

  • MOOC в тренде!

Кстати, а что такое MOOC? Это англоязычная аббревиатура – массовый открытый онлайн-курс (Massive open online courses, MOOC). Создатели Coursera вообще пошли дальше и предоставляют не просто образовательные курсы от всемирно известных учебных заведений, но и дают возможность получить сертификат, верифицированный организацией, которая курс создала. Согласитесь, сертификат от Стэнфорда или Гарварда – это приятно. Если кому-то не нравится Coursera, есть много схожих ресурсов – те же edX или Udacity.

Однако у многих бизнесов весьма узкие темы, которые могут быть интересны не миллионам пользователей, а только узкой аудитории. В любом случае можно найти много причин, почему компании стоит записать свой образовательный онлайн-курс.

  • Образование новых сотрудников

  • Обучение сотрудников партнерской сети и франчайзи

  • Для продажи сторонним пользователям

  • Ради экспертности компании

  • При переводе курса на другие языки можно масштабироваться в зарубежные страны

Для обучения своих сотрудников крупные бренды запускают целые корпоративные университеты в партнерстве с зарубежными бизнес-школами, пример – университет «Сбербанка». У PwC и EY есть свои академии, где могут учиться топ-менеджеры из других компаний.

 

10 шагов по созданию курса

Можно долго рассуждать о целесообразности каждого из мотивов создания онлайн-курса, допустим, что вы все же решили его сделать. Этот процесс во многом напоминает организацию конференции или традиционного учебного курса офлайн.

Считается, что одно из основных препятствий – платформа, на которой он будет работать. Но даже ее можно взять в аренду – есть много готовых движков в открытом доступе. На самом деле сложности в организации курса содержатся в других этапах работ. Рассмотрим их ниже.

Что нужно сделать для запуска курса:

  • Выбрать тему

  • Разработать учебный план

  • Подобрать спикеров (лекторов)

  • Организовать студию для записи

  • Скоординировать процесс записи

  • Смонтировать курс

  • Подготовить домашние задания

  • Сделать анонс и организовать продвижение

  • Сделать предпродажи и продажи курса

  • Запустить новые курсы

Попробуем пройтись по всем этапам по порядку. Каждый из них по-своему интересен и сложен. При этом стоит отметить, что некоторые пункты можно хронологически менять местами или выполнять параллельно.

1. Выбор темы учебного курса

Тут принцип примерно такой, как и у выбора темы книги. Стоит определиться, ради чего делается курс. Если ради известности и экспертности в отрасли, то записывать стоит курс, который будет интересен именно вашей аудитории.

Тема может быть и весьма узкой. Пример – проект Artclever, который занимается онлайн-курсами по теме искусства.

2. Разработка учебного плана

На этом этапе нужно сделать в общем-то немногое – список занятий. Проще всего его сформировать из расчета, что одно видео соответствует одному занятию. Они должны идти в логическом порядке:

  • Введение

  • Актуальность

  • Описание будущего курса студентам

  • Введение в тему 1

  • Тема 1

  • Подраздел 1.1

  • Поздраздел 1.2

  • Выводы из темы 1

  • Много-других-тем

  • Подведение итогов

  • Советы

В целом структура учебного курса обычно соответствует содержанию учебника – порядок тем и разделов логически следуют друг за другом.

3. Подбор спикеров (лекторов)

Этот раздел я специально поставил после разработки плана курса. Обычно именно из разработанного плана становится понятен состав требующихся лекторов. При этом состав курса иногда меняется по ходу разработки списка занятий и учебных модулей – появляются новые идеи, а иные модули могут оказаться ненужными. Поэтому именно после финального плана занятий стоит начать составлять список спикеров.

4. Организация студии для записи

По сути, все, что нужно в студии, это:

  • Помещение без посторонних шумов

  • Одноцветный экран на заднем плане, если потом нужно будет вместо него вывести фон

  • Освещение

  • Длительная аренда в течение дня

При выборе студии есть всего три основных альтернативы:

  • Аренда

  • Оборудование своей студии

  • Партнерство с онлайн-площадкой и использование их помещения

Аренда студии – самый распространенный вариант. Но при этом именно она может стать главной статьей расходов в общем бюджете всего MOOC-курса. Хорошие студии стоят соответствующе. Их много, и найти такие помещения несложно – сейчас довольно много объявлений в открытом доступе.

Оборудование своей студии является более экономным вариантом в долгосрочной перспективе. Кстати, вполне допустимо сделать ее прямо в офисе компании. В таком случае студия может быть разборной – экран можно убирать, а освещение разбирать по необходимости.

Например, в будни комната съемок может являться переговорной, а в выходные дни все оборудование достается из кладовой и быстро собирается, в итоге переговорная комната становится студией.

Иметь свою студию целесообразно, если есть планы записать несколько учебных курсов, а также если вы хотите проводить регулярные вебинары.

Партнерство с онлайн-площадкой и использование их студии. Этот вариант есть смысл использовать, если вопросы со своим помещением или арендной никак не удается решить. Стоит учитывать, что если вы договоритесь с каким-нибудь из онлайн-университетов об использовании их студии – скорее всего, вам придется потом выпустить  свой курс на базе их площадки, а значит, на их сайте.

Получится, что он уже сделан не вами, а в партнерстве. Но тут есть плюс – будет возможность использовать партнерские рассылки и контакты для продаж и продвижения своего курса. Если есть желание запуска именно своего онлайн-обучения, но нет сильных программистов в компании – можно арендовать «движок» и площадку, где разместите курс у специализированных провайдеров, например, TeachBase.

Что важно – компании для своего продвижения могут использовать и онлайн-университеты. Например, у «Нетологии» на курсах читают лекции представители различных сервисов с узкой специализацией, что позитивно для этих ресурсов. Также возможно партнерство с бизнес-школой и проведение своих курсов на их базе. Например, со школой «Синергия».

5. Координация процесса записи

Итак, студия организована, спикеры приглашены, оператор и прочая команда проекта на месте. Начинается процесс записи. В студии обязательно должен быть ответственный сотрудник от команды организаторов. По сути, он будет выполнять роль менеджера проекта. Даже если у преподавателей есть четкое расписание, кто и когда записывается, это не гарантирует бесперебойный процесс.

У нас было так, например, когда несколько спикеров переносили дни своей записи, причем делали это прямо перед назначенным сроком. Поэтому уже в процессе создания контента часто назначаются дополнительные дни записи.

6. Монтаж курса

На этом этапе уже записанный материал монтируется в готовые занятия. Выбираются наиболее удачные дубли, вырезаются ошибки. Этап довольно приятный в творческом плане (почувствуйте себя режиссером), но затратный по времени. Стоит отметить, что монтаж курса можно поручить той же команде, кто производил саму запись – обычно эта услуга предоставляется.

От вас нужны будут пожелания:

  • По требуемой заставке к каждому занятию

  • Продолжительности занятия

  • Оформлению презентаций спикеров

Необходимо как можно чаще проводить промежуточные проверки готового материала, так как возможны ситуации, при которых у ответственного за монтаж видео будет возникать свое мнение, что круто, а что не круто. При этом будут вырезаться самые удачные дубли, а шутки и комментарии спикеров будут приниматься за брак.

 7. Подготовка домашних заданий

Чтобы контролировать качество получения знаний, стоит организовать домашние задания. Многие движки для проведения учебных курсов поддерживают их сдачу – тут ограничений нет. Организаторы, кто не хочет работать со сложными движками, допускают и вовсе отправку выполненных заданий на определенный email.

Домашние задания на digital-курсах часто затрагивают использование различных платных сервисов. Например, фоторедакторы на курсах дизайна или системы мониторинга на курсах по маркетингу. Чтобы у слушателей не было претензий по вынужденной покупке софта, который, возможно, им не пригодится, можно решить этот вопрос заранее.

Например, запросить у разработчиков и поставщиков сервисов промокоды для своих студентов. И поставщикам будет выгодно то, что именно на их софте и сервисах обучаются студенты (будущие потенциальные клиенты), и для вашего курса это большой плюс – можно заявлять в анонсах, что вы будете давать промокоды на софт.

 8. Анонс и продвижение

Сильно разбирать процесс продвижения не будем, так как и других статей про продвижение и пиар написано довольно много. В рамках этой статьи отмечу лишь важные этапы, которые некоторые организаторы забывают сделать:

  • Предварительные анонсы на отраслевых мероприятиях

  • Презентация курса

Предварительные анонсы можно делать задолго до релиза курса – всегда в любой отрасли есть свои тематические конференции, которые посещает потенциальная аудитория. Можно договориться с ее организаторами и на базе мероприятия попиарить свой курс. Саму презентацию курса для престижности стоит делать в офлайн-формате. Ее можно сделать по аналогии с презентацией книг. Арендуется помещение, например, бар. Приглашаются яркие спикеры с курса. Музыка, общение, небольшие доклады, раздача промокодов. Пример презентации курса можно посмотреть тут.

 9. Предпродажи и продажи курса

Если курс платный, то ценовая политика в продажах курса становится важным аспектом успеха. Отмечу основные практики в продвижении курса:

  • Задолго до релиза ставится цена на предпродажи с сильной (более 50%) скидкой

  • В первые дни после релиза скидка уменьшается

  • Через некоторое время после выпуска курса скидки убираются, но предлагаются несколько тарифов – облегченный (без определенных модулей), стандартный (все модули), самый полный (с подарками, персональными консультациями, дополнительными модулями)

  • На основные праздники выделяются сезонные скидки

10. Запуск новых курсов

Если после выпуска первого вашего MOOC-курса еще остались силы и средства, то крайне советуем тут же приступать к записи следующего.

На самом деле каждый новый курс выпускается быстрее предыдущего по ряду причин:

  • Со временем оборудуется своя студия – сильная экономия на ресурсах

  • Модули из предыдущих курсов можно частично использовать в новых, если темы пересекаются

  • Постепенно будет появляться команда, ответственная за продажи и продвижение курсов – специализированные сотрудники будут сами заинтересованы в появлении новых продуктов

Курс можно создать за 2-3 месяца

Создание учебного курса – это только звучит страшно, а в итоге задача более чем выполнимая. На том же TeachBase можно посмотреть логотипы брендов, кто уже запустил свои курсы. Разброс отраслей клиентов можно оценить тут.

Лично моя команда запустила свой первый курс примерно за полгода, хотя можно было и намного быстрее. У нас большая часть времени ушла на подбор и запись спикеров, которые являются весьма редкими специалистами. Если у вас есть возможность делать весь контент самостоятельно со своей командой – можно управиться за 2-3 месяца.

В любом случае всегда помните, что делиться знаниями – это благородно. И еще это отличный способ управления своей репутацией в сети и повышения продаж таким вот необычным способом.


Материалы по теме:

Выпущена карта онлайн-сервисов для EduTech-рынка

Как подготовиться к ЕГЭ с помощью смартфона — шесть способов

Как разработать идеальную программу обучения сотрудников

Бизнес на зрелой аудитории: как работают образовательные курсы для старшего поколения

Образовательные проекты для женщин, мечтающих попасть в ИТ


Актуальные материалы — в Telegram-канале @Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
GoTech
20 ноября 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase



Реклама помогает Rusbase


Разместить рекламу