Top.Mail.Ru
Колонки

Бизнес на зрелой аудитории: как работают образовательные курсы для старшего поколения

Колонки
Ольга Николаева
Ольга Николаева

Член Руссо-Британской торгово-промышленной палаты

Виктория Кравченко

Курсы английского для детей, молодежи или бизнесменов – обычное дело. Тогда как аналогичные занятия для более возрастной аудитории многих смущают. Главный вопрос: можно ли в старости чему-то учиться?

Генеральный директор компании «Оксфордкраун-М», автор методической литературы по изучению английского языка и член Русско-Британской торгово-промышленной палаты Ольга Николаева уверяет, что можно.

Главное – адекватно оценивать возрастные особенности и строить учебные процесс в соответствии с ними.

Бизнес на зрелой аудитории: как работают образовательные курсы для старшего поколения

Почему стало модно учиться, когда тебе «немного за…»

Активная старость стала обычным делом, зрелые люди в возрасте 60 и 70+ теперь не хотят просто сидеть дома и играть со внуками. Они хотят выходить в свет, обучаться чему-то новому, следить за своим внешним видом, путешествовать, собираться в клубах по интересам. Раз есть запрос, появилось и предложение со стороны бизнеса. На обучении и развлечении возрастной аудитории можно заработать.

На самом деле нельзя сказать, что стремление к знаниям в почтенном возрасте – это современная мода. Это течение просто обострилось в последние годы.

Впервые же я обратила внимание на зрелых потенциальных студентов лет 20 назад. Хорошо помню, как к нам на Лаврушинский переулок зашла приятная интеллигентная женщина около 60 лет. Она поинтересовалась, можем ли мы помочь ей выехать в Англию на обучение.

Ей хотелось сделать это ради собственного удовольствия – в приятной атмосфере и компании сверстников своего круга узнавать новое, чтобы в перспективе ходить по музеям туманного Альбиона без переводчика и свободно общаться в любом путешествии.

В то время для меня подобный запрос был редкостью, но нам удалось решить поставленную задачу. Спустя годы, мы стали набирать целые группы 50+. Массовость, как я уже сказала, связана в первую очередь с изменением уровня жизни и общим увеличением активного долголетия.

Сделать бизнес на зрелой аудитории

Не сложнее, чем для молодежи. Проще будет тем, кто уже отработал схему работы на молодежной аудитории. Например, если вы успешно обучаете танцам студентов, вам будет не сложно набрать и возрастную группу. Принципы примерно те же. С иностранными языками у нас так и получилось.

Кстати, главный канал привлечения новых возрастных студентов – их молодые родственники, а именно дети и внуки. Сарафанное радио в этом случае срабатывает на «ура». Если молодой человек обучается в нашей школе и доволен процессом, то с большой долей вероятности он поделится этим фактом со своими родителями или бабушками и дедушками. И заодно расскажет, что мы также набираем и группы 50+.

По большому счету, работа с молодежью и старшим поколением отличается только с точки зрения составления учебных планов и подбора персонала. Дело в том, что зрелая аудитория более взыскательная и им скорее приятнее общаться с педагогом своего возраста и социального круга, чем со вчерашним студентом, хоть и очень талантливым.

Плюс сами занятия строятся не по принципу классических уроков, а скорее по подобию клубных встреч. То есть важен антураж в аудитории либо возможность периодически проводить выездные встречи – в музеях, ресторанах, библиотеках и так далее.

Как строится обучение английскому в группах 50+

Составляя план обучения, основной упор мы сделали не на память, а на ассоциации. Полагаться на память – вообще бесперспективное занятие. Так, каждый может вспомнить одноклассника-отличника, который, по сути, не знал материал, а лишь зазубривал его к каждой контрольной.

Наша же задача – не натаскать группу к экзамену, а научить применять знания в реальной жизни – писать, общаться, читать на английском.

И тут еще одна особенность работы со старшей аудиторией. Группа 50+, как правило, очень расслаблена и никуда не спешит. У них нет задачи выучить материал к экзамену или командировке. Их на курсы не привели родители и не направил начальник – они пришли сами, потому что для них это важно. И задача языкового центра сделать это «важно» еще и приятным и увлекательным.

Например, наши занятия больше напоминают не классический урок, а классическое английское чаепитие. За одним столом собираются интеллигентные дамы и господа, которые пьют чай и общаются на разные темы. Модератором беседы выступает преподаватель.

Сбавляем скорость

Многочисленные исследования, подтверждают, что задания, которые требуют высокой скорости выполнения операций, даются пожилым людям сложнее. У них возрастает время реакции и замедляется обработка информации. Всему этому дается подробное научное объяснение с отсылками к устройству мозга, но мы не будем вдаваться в детали.

Скажем лишь, что частично изменение скорости работы можно объяснить тем, что взрослые люди больше ценят точность и внимательнее относятся ко всему, что делают.

Например, во время выполнения тестов возрастная аудитория старается вникнуть в каждый вопрос и не пытается угадать ответ, чтобы поскорее перейти к следующему заданию. Чего, конечно, не скажешь о молодежи.

Кроме того, для пожилых людей некоторые типы заданий просто менее привычны. Например, школьники и студенты в обыденной жизни вынуждены заучивать информацию целыми параграфами – в наше время иначе экзамены не сдать. У пожилых людей такой повседневной практики нет, поэтому запоминание дается им сложнее.

Как работает память у пожилых?

Мы не ставим вопрос: можно ли обучить пожилого человека иностранному языку. Мы лишь уточняем, что процесс обучения должен отличаться от работы с молодежью и людьми среднего возраста. Даже исходя из простых физиологических особенностей.

Человеческая память делится на несколько условных типов: сенсорная, первичная, вторичная и третичная память.

Сенсорная память – самая короткая

Проще говоря, это все то, что мы услышали и увидели, но до обработки этих данных мозгом. То есть та информация, которая держится в памяти какие-то миллисекунды.

Исследования говорят о том, что объем восприятия у пожилых несколько ниже, чем у молодых, особенно если два события происходит одновременно.

Не исключено, что это связано и с тем, что с возрастом ухудшается зрение и падает слух – люди просто «пропускают мимо ушей» часть сведений. Однако по большому счету на способность обучаться это не влияет.

Первичная память, она же рабочая или оперативная

Это что-то вроде хранилища с ограниченным объемом – в нем помещается лишь та информация, которая нужна для выполнения сиюминутных задач. Запомнить ценник в магазине, например, – это как раз про первичную память.

Принято считать, что старение не затрагивает функции первичной памяти.

Вторичная память – более долговременная

Именно этого вида памяти касаются основные возрастные изменения. Пожилым людям уже сложнее запоминать слова из списка или воспроизводить детали увиденной схемы.

Говорить с уверенностью, что это связано с реальным уменьшением объема памяти, сложно. Не исключено, что возрастная аудитория просто иначе запоминает и воспроизводит материал.

Например, доказано, что если дать им чуть больше времени, проинструктировать и предоставить возможность потренироваться, результаты будут на высоте.

Таким образом, пожилые люди лучше запоминают то, что для них важно или может пригодиться в жизни и лучше выполняют задания, если получили подробные инструкции и имели возможность потренироваться.

Третичная память хранит в себе исторические события

Считается, что эта память у пожилых людей работает отлично. Они хорошо помнят события давно минувших лет, особенно если лично в них участвовали.

Что это нам дает? Возможность во время обучения делать отсылки к историческим событиям, чтобы вызвать нужные ассоциации и стимулировать запоминание.


Материалы по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Автовебинары: плюсы и минусы онлайн-мероприятия в записи
  2. 2 Профессионал или инфоцыган: как распознать современного торговца «змеиным маслом» и не попасть в ловушку
  3. 3 Машины не восстанут, но вылететь с работы можно: разбираемся, зачем осваивать нейросети
  4. 4 Конкуренция в сфере EdTech: узкопрофильные площадки против мультиплатформ
  5. 5 Метавселенные и AI: изменится ли образование в 2024 году
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти